Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:22, реферат
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Сотрудничество стран и народов осуществлялось посредством дорог и путей, которые пролегали в тех местах, где наиболее выгодно можно было продать или купить товар, обменять рабов, лошадей, драгоценности и так далее.
Тематика реферата:
Великий Шелковый путь
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Сотрудничество стран и народов осуществлялось посредством дорог и путей, которые пролегали в тех местах, где наиболее выгодно можно было продать или купить товар, обменять рабов, лошадей, драгоценности и так далее.
Один из древнейших путей
– «лазуритовый» – сложился еще
в 3–2 тысячелетиях до н. э. Начинаясь
от Памира, он проходил через Иран до
Передней Азии и Египта. Полудрагоценный
камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый
в районе верхней Амударьи на Памире
(в Бадахшане), высоко ценился ювелирами
таких древневосточных
Другой путь – знаменитая «царская дорога» ахеменидских правителей – связывал в VI–IV вв. до н. э. малоазийские города Эфесс и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана – городом Сузы. С «царской дорогой» были связаны и государства Средней Азии – Давань, Согд, Бактрия, между которыми, по упоминанию китайских источников, существовали надежные почтовые и торговые пути.
Существовал также легендарный путь «из варяг в греки», довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.
Но самым значительным,
широко известным в мире являлся
Великий шелковый путь, протянувшийся
от берегов Атлантического океана до
берегов Тихого, пересекавший весь
Азиатский континент и
Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.
В настоящее время ученые датируют образование Шелкового пути II в. до н. э. А сам термин «Великий шелковый путь» был введен в научное потребление в ХIХ в., после того как в 1877 г. немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен написал свою работу «Китай», в которой он впервые и определил этот торговый путь как «шелковый». Справедливости ради, надо отметить, что до Рихтгофена эта дорога именовалась как «Западный меридиональный путь», но в научный обиход вошло название, данное Рихтгофеном.
Центральная Азия никогда не была оторвана от основных очагов мировой цивилизации. Данный регион оказывал влияние на социальное, экономическое и культурное развитие не только близлежащих стран (Шумер, Ассирию, Мидию, Иран, Индию), но имел определенные контакты с Закавказьем, Средиземноморьем, Поволжьем, а также кочевыми племенами юга современной России и Казахстана. Со времен Ахеменидов здесь начинают появляться греческие колонии, идет интенсивный процесс взаимовлияния культур соседних стран.
Этот факт усиливается после завоеваний А. Македонского. Хотя политическая жизнь прогреческих государств в Центральной Азии была недолговечной, процесс эллинизации, то есть слияния греческой и среднеазиатской культур, способствовал интенсивному подъему духовной и материальной культуры в регионе. В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией и культурами Индии и восточного Средиземноморья. Около III в. до н. э. стали устанавливаться контакты и с Китаем.
Известно, что китайский император Ву Ди в 138 г. до н. э. отправил своего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против воинственных кочевых племен гуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалось бежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня выйти к Иссык-Кулю. Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попал в Ферганскую долину. Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов, объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителем Ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цянь отправился дальше на юг. Возвращаясь из путешествия, он вновь попал в плен к гуннам, но на этот раз бежал спустя два года. Чжан Цянь представил императору подробный доклад о своем пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шелкового пути. Император дал ему титул «Великий путешественник».
Сведения об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, в основном, в китайских хрониках, начиная с I в. до н. э. по VII–VIII вв. н. э. Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которые направлялись из стран среднеазиатского региона к императорскому дворцу. Отсюда также посылались дары, если Китай хотел привлечь на свою сторону кого-либо из тамошних властителей.
Из среднеазиатских даров особенно ценились знаменитые кони Давани, быстроногие скакуны, которых китайцы называли «небесными», «крылатыми». А ценились они потому, что в Китае существовала легенда: чтобы утвердить свою божественность и достичь бессмертия, император должен был вознестись на небо при помощи упряжки неземных лошадей. Именно Чжан Цянь завез в Китай «небесных» коней. Этот предприимчивый путешественник вывез из Средней Азии не только лошадей, но и корм для них – семена люцерны. Вскоре посевы люцерны распространились по всему Китаю.
Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский двор направлял, по меньшей мере, пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли с собой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, кораллы и другие товары из Средней Азии.
Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии. Значительная потребность в уникальных шелковых тканях была в Персии и в государствах, расположенных к западу от нее.
В Европе считали, что шелк
растет на деревьях и что только
китайцы знают секрет этой культуры.
В период правления Августа Рим
платил за китайский шелк шерстяными
товарами, специями и стеклянными
изделиями. У китайцев же не было ни
малейшего намерения
Парфяне, через территорию которых осуществлялась торговля, точно также не видели повода для того, чтобы распространять что-либо о технических аспектах изготовления шелка, однако, получали из торговли им значительную прибыль, как и многие последующие династии, через земли которых проходили шелковые пути.
Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. Марк Мициний Красс, член триумвирата, консул и римский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского и повторить его победы на Востоке. В 53 г. до н. э. он повел семь легионов через Евфрат в бой против парфян. Однако не весть о победе или смятение по поводу поражения произвели фурор в Риме, а совершенно случайное событие, а именно – открытие шелка. Оно было связано с поражением легионов.
Парфяне во время сражения для видимости обратились в бегство для того, чтобы затем молниеносно развернуться в седле и осыпать преследующих легионеров дождем из стрел – это был знаменитый парфянский выстрел. Кроме того, они неожиданно развернули огромные, светящиеся и переливающиеся на солнце знамена, напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним из самых тяжелых поражений Рима. А вышитые золотом знамена стали первыми шелками, которые когда-либо видели римляне.
Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим в настоящую «шелковую лихорадку». Эту прохладную ткань, «легкую, как облако» и «прозрачную, как лед», римляне назвали «китайская вуаль».
Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь-шаньским горам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали в Месопотамию и к Средиземноморью.
Протяженность Великого шелкового пути составляла 12 тыс. километров, поэтому мало кто из торговцев проходил всю шелковую дорогу полностью. В основном, они старались путешествовать посменно и обменивать товары где-то на полпути.
На протяжении Великого шелкового пути в городах и селениях, через которые проходили караваны, находились караван-сараи (постоялые дворы). В них имелись худжры («комнаты отдыха») для купцов и обслуживающего караван персонала, помещения для верблюдов, лошадей, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант. Караван-сараи являлись местом, где можно было продать и купить оптом интересный для купца товар, а главное – узнать последние коммерческие новости и, прежде всего, цены на товары.
Хорезм, Согдиана и Фергана
стали преуспевающими торговыми
центрами. Шелковая дорога стимулировала
потребность в таких
Выдающуюся роль в соединении
двух великих цивилизаций - западной
и дальневосточной сыграли
Название «Великий Шелковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром – шелком. Но было бы несправедливо сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.
Культурные, духовные, политические и экономические связи так же, как системы определенных караванных дорог, соединяющих различные страны и историко-культурные области Ближнего и Среднего Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху неолита, в период сложения раннеземледельческих культур и получили широкое развитие в цивилизациях эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют разнообразные находки, чаще всего украшения и предметы утвари, далеко от мест их происхождения.
С появлением крупных государств,
взявших на себя функции прокладки
дорог и обеспечение
Известно, что в составе войск имелись воинские контингенты среднеазиатских народов: бактрийцев, согдийцев, саков, дахов, сражавшихся непосредственно на территории материковой Греции в Элладе, Аттике, Беотии, Фивах, принимавших участие во взятии Афин. Фрагментарные описания дорог, ведущих с Запада на Восток, встречаются и в некоторых греко-римских и парфянских источниках. Вместе с тем, первое подробное описание пути из Восточного Средиземноморья от города Гиерополя до Серики было составлено македонянином Маем. Он не был в стране серов (китайцев), а пользовался донесениями своих агентов, которые в свою очередь собирали сведения о восточном участке пути у жителей Средней Азии.
Согласно этим источникам и археологическим данным, в первые века до новой эры - первые века новой эры Запад и Восток соединяли три основные трансконтинентальные дороги: Южная, Морская, вела из Египта в Индию. Она начиналась в портах Миос Хормос и Береника на Красном море и вела в обход Аравийского полуострова к трем главным портам, расположенным на западном побережье Индии: Барбарикон в дельте Инда, Баригаза на реке Нармада и гавани Мимирика на юге полуострова - от Нила до Суэца по каналу корабли выходили в Средиземное море и далее к Риму. Этот канал, шириной 45 м, был построен еще при фараоне Нехо (610-595 г.г. до н.э), а затем восстановлен по распоряжению Дария I. Из индийских портов дороги расходились как вглубь полуострова Индостан, так и на север, в Бактрию. Из Индии Морской путь шел далее в обход полуострова в страны Юго-Восточной Азии.
Вторая дорога - собственно Великий Шелковый путь начиналась в Риме и через Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок дороги начинался в Арее. Из Ареи дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую, отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток. Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее она также расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шуроб, Чушка - Гузар и Кара-Камар по долине реки Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 км. к северо-западу от кишлака Дарбант (Дербент). Западный Гиссар - мощная горная система, включающая множество мелких и больших хребтов, в том числе Кугитанг и Байсунтау, являлась естественной границей между Бактрией и Согдом, между двумя древнеземледельческими оазисами - Сурхандарьинским и Кашкадарьинским.
Наконец, третья трасса Великого
Шелкового пути - Степной путь проходил
к северу от Средней Азии. Он начинался
в городах Северного