Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:18, реферат

Краткое описание

Транспортные коммуникации издавна называют артериями жизни. Они объединяют города, страны, континенты, обеспечивая производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. Без них невозможен подъём экономики и процветание страны, пусть даже обладающей огромными природными ресурсами. Тот, кто контролирует транспортную систему, держит в своих руках рычаги управления экономикой, а, значит, волен решать судьбу целого государства. Неудивительно, что транспортные артерии давно стали целью экономических войн и веским аргументом в любом из политических споров. Особенно актуально это звучит в эпоху глобализации.

Содержание

Введение
Основная часть
1. История зарождения Великого шёлкового пути и его основные маршруты.
2. Роль Центральной Азии в истории Великого шелкового пути.
3. Влияние Великого шелкового пути на юг России.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ.docx

— 55.31 Кб (Скачать файл)

 Протяженность всей торговой трассы превышала 7000 км. Помимо трех основных трасс Великого Шелкового пути, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой. Так, из морских портов Западного побережья Индии ряд дорог вел на север и через Хайберский перевал они выводили в Бактрию, где соединялись с основной трассой Великого Шелкового пути. В столице Согда - древней Мараканде - начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем по так называемой Дарвинской дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому и Марухскому и спускался к городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский Шелковый путь приобрел во 2-й половине VI в. нашей эры, когда Сасанидская империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою территорию в Византию.

Важная дорога шла из Нижнего  Поволжья вдоль западного берега Каспийского моря через Каспийские Железные Ворота - Дарбанд на юг в  древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового пути. Именно по этой дороге поступали на Северный Кавказ и в южнорусские степи индийские и египетские товары. Вероятно, по этой причине здесь в достаточно большом количестве найдены египетские амулеты. Основное направление трассы никогда не менялось, но локальные изменения на равнинах происходили часто.

Своего расцвета Великий Шёлковый путь достиг во времена правления  династии Тан (618-907 гг.). В 14 веке в связи с развитием мореходства значение Великого Шёлкового пути упало.

2. Роль Центральной Азии в истории Великого шелкового пути.

Взаимодействие Восточноевропейского и Средиземноморско-ближневосточного регионов с Китаем и Индией осуществлялось при участии государств Средней Азии. Их узловое положение на перекрестке межцивилизационных связей начала I тыс.н.э. вызывает особый интерес к этому району, сыгравшему важную роль в системе торговых коммуникаций поздней древности и средневековья. Спецификой указанного региона было то, что он оказался в зоне перекрещивающегося воздействия трех цивилизационных систем: антично-христианского Средиземноморья через Переднюю Азию, индуистско-буддийского и китайско-конфуцианского. При этом Средняя Азия выступала связующим звеном в контактах не только с Запада на Восток и обратно, но и выполняла роль культурных контактов по линии север-юг. Последнее проявилось в значимой позиции среднеазиатского региона по отношению к кочевому миру Евразийских степей. Естественным следствием такого положения Средней Азии была высокая интенсивность межцивилизационных контактов, проявлявшая себя в активном обмене товарами и информацией, насыщенностью культурных и экономических отношений. Однако подобная "распахнутость" миру таила в себе одну угрозу - уязвимость и открытость региона для вторжений с разных сторон. Нападения греко-македонцев, Ахеменидов, Сасанидов, арабов - с запада; юэчжей, гуннов, тюркских народов - с севера; китайцев и отчасти монголов - с востока - это неполный перечень тех нашествий, которые довелось пережить народам Средней Азии в древности и средневековье. В конечном счете, эти коллизии препятствовали сложению здесь долговечных государств наподобие римского, ханьского или византийского.

Особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов. Здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока. Большое значение для развития экономики и культуры Западного Согда имела бухарско-самаркандская трасса Великого Шелкового Пути и ее региональные ответвления. Все они окончательно сложились в конце 5 - начале 6 вв. н.э. Новый отрезок Великого Шелкового Пути, пролегавший по левобережью Зеравшана, был гораздо более удобным и эффективным, нежели старый маршрут (через верховья Амударьи). В дальнейшем он стал основным, и за ним закрепилось соответствующее название - «Шахрох» («Главный путь»). С переносом основной трассы Великого Шелкового Пути в долину Зеравшана сюда сместился также эпицентр экономического и культурного прогресса в масштабах всей Средней Азии. Хорезм, Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами. Возросла потребность в среднеазиатских товарах, таких как лошади, кормовые культуры, хлопок, виноград. Кстати, Чжан Цянь вывез из Средней Азии семена кормовой культуры – люцерны, которая распространилась по всему Китаю. Кроме этого,  Китай получил из других стран фасоль, ореховое, миндальное и гранатовое деревья, лук, кориандр, огурцы, финики, шафран, кунжут, морковь и многое другое. А взамен он дал остальному миру – тутовый шелкопряд и чай, хризантемы, абрикосы, высокоурожайные сорта риса.

 Во времена Кушанской империи международная торговля приобретает широкий размах. Из Средней Азии везут шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит, коней, собак, ловчих соколов, гепардов (очевидно, для охоты), вино, приготовленное по «иранскому способу», лекарственное средство «читрагандха» - от ран и кровотечений (смесь трав и смол), «терновый мёд» (целебный сок верблюжей колючки), персики, дыни, арбузы. Из Китая в Среднюю Азию – шёлк, железо, никель, чай, бумагу, порох, мех, из Индии – пряности и благовония. По территории региона проходили так называемые «золотой» и «серебряный» пути.  «Золотой» путь шел к Папу и Заркенту, поселениям рудокопов, от Ферганы вдоль побережья Иссык-Куля в Сибирь. По «серебряному» везли центральноазиатское серебро из Шаша в Киевскую Русь и Европу.

Значение Великого шёлкового  пути не ограничивалось только торговым обменом. Происходило и распространение  технологических достижений. Так, шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в 5-6 веках  н.э. проникли в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, производство стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, в 5 в. н.э. распространилось в Иране, Средней Азии и Китае. Среднеазиатские ремесленники освоили производство металлических изделий, перенятое у Востока. Не меньшее значение имело распространение по этим торговым путям медицинских знаний, лекарств и фармакологического опыта. В древней и средневековой кулинарии перец и пряности применялись довольно широко. Особенно использовались их консервирующие свойства. Порошок из мускатного ореха, гвоздики, перца и других специй хорошо подавлял действие бактерий, а это давало возможность заготовить качественные и долго хранящиеся мясные припасы. О фармакологических свойствах пряностей  и благовоний прекрасно осведомлена уже индийская медицина. Гиппократ в состав противовоспалительных средств включает корицу, перцем, например, лечит столбняк, лекарство от плеврита у него содержит кардамон.

В еще большей степени  на подобных продуктах основывалась византийская фармакология. В состав лекарств для страдающих мигренью, астмой,  для людей с большой селезенкой врачи средневековой Византии непременно включали перец, алоэ, кассию, корицу.

 В Кушанской империи  государственной религией стал  буддизм. Крупный центр буддизма  находился в местечке Дальверзин-тепа  в Термезе, где археологи обнаружили  целый комплекс буддийских храмов. По караванным путям  буддизм  проник в Китай и другие  страны. Но  в Среднюю Азию попадали учения и с Запада. Наряду с зороастризмом здесь были распространены несторианское христианство и манихейство. Несторианцы преследовались в Сирии и бежали в Среднюю Азию и Китай. Они утверждали, что  Иисус был рожден человеком, а потом стал мессией (Христом). Манихейство – «учение о двух принципах», Добра и Зла - сочетает в себе черты зороастризма и христианства.  Запрещенное в Персии, с 3 в. н.э. оно обосновалось в Согдиане, с 8 в. н.э. распространилось у уйгуров. С завоеванием Средней Азии Арабским халифатом буддийские храмы были превращены в мечети, арабский язык стал государственным и литературным. Паломничество (хадж) в Мекку развивало торговые пути. Мусульманские торговцы утвердились в торговых центрах далеко за пределами империи. Мусульманская цивилизация, устанавливая на первых этапах свое господство силой оружия, впоследствии заново открывает миру достижения греческой науки, распространяет знания индийских математиков - новую десятичную систему счисления, а так же знакомит с опытом медицины. Столетие за столетием до начала монгольских завоеваний сохранялся дух диалога, способствовавший реализации мирного варианта развития человеческой цивилизации.

Период с 9 в. н.э. по 12 в. н.э. известен  в Центральной Азии как «восточный ренессанс». К торговле между востоком и западом добавилась интенсивная торговля между Хорезмом и районами Волги. Самарканд стал значительным городом региона. Славились его шелковые и хлопчатобужные ткани, изделия из меди, отсюда вывозились  удила, стремена, платки, орехи. Особенно большое значение имело производство бумаги, которая в 10 в. н.э. заменила папирус и пергамент в восточных странах и славилась своим качеством.

Бухара славилась золотых дел  мастерами. Отсюда вывозили ковры, шерстяные  и хлопчатобумажные ткани, кожу, сёдла, масло, коноплю, серу, арбузы и дыни. Из Шаша везли кожу и кожаные изделия, палатки, иглы, ножницы, плащи, молитвенные коврики, луки. Хорезм специализировался на кондитерских изделиях из миндаля и дынях, которые везли в свинцовых формах со льдом. Вывозили также соленую рыбу, рыбный клей, лодки, луки. Купцы объединялись в торговые кампании, в торговых операциях использовали чеки (в переводе с персидского «документ»).

Один из ярчайших в истории человечества примеров непреходящей ценности неторгового обмена – обмен знаниями. Один только трактат энциклопедии Абу Райхана аль-Бируни «Фармакология» (начало 11 в.) показывает, как арабская наука о лекарственных средствах обобщила опыт самых различных регионов Востока. Вершиной мусульманской медицины в целом и фармакологии в частности является труд Ибн Сины (Авиценны) «Канон врачебной науки», оказавший не только огромное влияние на весь восточный мир, но и решающее – на лекарственное дело Западной Европы. Все обилие рецептов мусульманской фармакологии торговыми путями  вместе с пряностями и другими лечебными растениями  перекочевало в Европейскую медицину. Поэтому и начинается торговый бум на эти продукты, понятен спрос на перец и пряности со стороны европейского общества. Ситуация еще более прояснится, если вспомнить, что вся история Востока и Запада – это также история массовых, почти беспрерывно повторяющихся  повальных болезней и эпидемий.

Аравийские ладан и  мирра, древние благовонные смолы  также широчайшим образом использовались в медицине. Ладан, например, считался прекрасным кровоостанавливающим средством. Вообще, курящие благовония обладали уникальными дезинфицирующими свойствами. Обеззараживание воздуха с помощью благовонных веществ при той постоянной угрозе эпидемии и антисанитарии, которые существовали в прошлые века, было делом крайне необходимым. Конечно, благовония обладают и способностью очень сильно воздействовать на психику человека – одни успокаивают, другие – тонизируют.

Порох  был известен китайцам давно – они его изобрели сами. При династии Сунн (5-8 вв. н.э.) разрывные сосуды с порохом запускались с помощью катапульт. Когда в 14  в. н.э. в Европе преимущественно стало использоваться огнестрельное оружие, тюркские племена, прежде жившие в Средней и Центральной Азии, уже проникли на Ближний Восток, в малую Азию и серьезно тревожили европейцев. Среди тюрок появились специалисты-оружейники, и часть из них очень быстро донесла новинку по трансазиатской дороге с запада (через Малую Азию и Иран) в Среднюю Азию.  В Средней Азии новшество двинулось в двух направлениях: на восток – в Китай, и на юг – в Индию.

 После  покорения Средней Азии Чингизханом торговые пути переместились севернее. Лишь Хорезм продолжал играть значительную роль в международной торговле. Маверранахр караваны обходили стороной.

 В 1370 году правителем  Маверранахра стал Амир Темур,  который стремился восстановить  Великий шелковый путь через  Маверранахр. Караванная торговля  получила новый стимул. Небывалого расцвета достигли архитектура и градостроительство. Достаточно таких примеров как великолепные сооружения Тимура в Самарканде, дворец Ак-Сарай в  Шахрисябзе, усыпальница Тимуридов Гур-Эмир, мечеть Хаджи Ахмада Ясави в городе Турк. Здесь сочетаются архитектурные стили, формы, строительные приемы множества стран. Создавали все это не только среднеазиатские зодчие, но и мастера из Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии, Ирака, Сирии, Малой Азии, Индии.

 С 16 в. н.э. торговые  отношения с Китаем ослабели. Открытие морских путей, междоусобные  войны в Семиречьи, противоречия  между государствами Шейбанидов  в Средней Азии и государством  Сефевидов в Иране привели  к подрыву караванной торговли.

Таким образом, народы Средней Азии (Центральной Азии) сыграли выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной и, несомненно, являлись проводниками как той, так и другой стороны.

 

3. Влияние Великого шелкового пути на юг России.

К I-му в. н.э. устанавливаются  систематические торговые отношения  между цивилизациями Евразии. Они  образуют многополюсную макрообщность  с развивающимися инфраструктурными  связями. Последние нередко нарушались вследствие военных экспансий, но всегда оставались весьма продуктивными, влияя  не только на экономическую, но и идеологическую сферы жизни народов, принимавших  участие в трансматериковой торговле. Ее функционирование существенно сказалось  на жизни кочевых племен. Взаимоотношения  между оседло-земледельческими и  скотоводческими обществами вышли  на иной уровень, ввиду открывшихся  возможностей получения дополнительных доходов от торговли. Номады Евразийских  степей были активными участниками  торгово-обменных операций, испокон  веков нуждаясь в товарах земледельческого производства. Занимая центральные  области Евразии, они выходили на контакты с цивилизационными центрами от Китая до Центральной Европы.

О широких контактах по Западному Меридиональному пути свидетельствуют находки в Пазырыкских курганах на Алтае и в Минусинской котловине. Середина I тысячелетия до н.э. в истории Южной Сибири была эпохой, которая отличалась весьма интенсивным межплеменным обменом, когда создавались могучие объединения племен и международные связи, а главным путем, связывавшим Южную Сибирь с другими цивилизациями Азии, был северный отрезок Западного Меридионального пути, так называемый Кыргызский путь. Наряду с товарами переднеазиатского происхождения по Западному Меридиональному пути в Южную Сибирь доставлялись предметы роскоши с территории современного юго-западного Китая, например, бронзовое зеркало с 4 Т-образными фигурами из Пазырыкского кургана, шелк, вышивки.

Северная трасса Великого Шелкового пути была более сложной  для прохождения, поскольку многие десятки километров она проходила  по безводным степям, лишенным городов и поселений, где торговые караваны подвергались набегам различных племен, не признававших чью-либо власть.

Опираясь на ряд отрывочных свидетельств, некоторые исследователи  предполагают, что уже в греческое  время были известны пути из причерноморских  колоний через Предкавказье к  Каспийскому и Аральскому морям  и далее - к проходами Гиндукуша в Китай. Считается также, что перечень народов, который приводит Геродот, на пути от Северного Причерноморья к “Рифейским горам” опирается на сведения, полученные от торговцев, ведших через посредников товарообмен с племенами Урала. Наличие связей по транскаспийскому пути в античное время подтверждается археологическим материалом. Китайские зеркала, датированные концом 2-1 в. до н.э. обнаружены у хутора Виноградное (Нижний Дон) и села Старая Полтавка в Нижнем Поволжье.

Информация о работе Великий шелковый путь