Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:18, реферат

Краткое описание

Транспортные коммуникации издавна называют артериями жизни. Они объединяют города, страны, континенты, обеспечивая производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. Без них невозможен подъём экономики и процветание страны, пусть даже обладающей огромными природными ресурсами. Тот, кто контролирует транспортную систему, держит в своих руках рычаги управления экономикой, а, значит, волен решать судьбу целого государства. Неудивительно, что транспортные артерии давно стали целью экономических войн и веским аргументом в любом из политических споров. Особенно актуально это звучит в эпоху глобализации.

Содержание

Введение
Основная часть
1. История зарождения Великого шёлкового пути и его основные маршруты.
2. Роль Центральной Азии в истории Великого шелкового пути.
3. Влияние Великого шелкового пути на юг России.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ.docx

— 55.31 Кб (Скачать файл)

Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем. Исследователи обращают внимание на тот факт, что переселение ираноязычных сарматов в причерноморские степи совпадает с экономическим оживлением античных центров. Это было выгодно номадам, ибо обеспечивало стабильный приток к ним товаров оседло-земледельческого производства. Анализируя известное сообщение Страбона о торговле аорсов, авторы делают вывод об участии сарматских племен в торговых операциях с мидийскими и армянскими купцами, которые, выходя в районы Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия, вынуждены были продавать свои товары хозяевам этих мест - аорсам. Перекупая товары у мидян и армян, они затем поставляли их в античные центры Причерноморья и обширные степи, населенные кочевниками.

"Кочевой " фактор  становится особенно актуальным  в международной политике с  момента попыток создания кочевниками  макрогосударственных образований,  сначала в пределах Великой  степи, а затем и в общеевразийском  масштабе, начиная с гунно-тюркской  экспансии на запад, положившей  конец многовековой гегемонии  иранских этносов в Восточно - Европейских степях. Вероятно, контроль над международными торговыми коммуникациями являлся одним из источников политической власти и влияния в Степи. С позиции силы кочевникам было легче обеспечивать себя регулярными доходами, получаемыми с оседло - земледельческих народов. В середине 6 в. н.э. на просторах Великой Степи утверждается власть тюркоязычного народа тюркютов во главе с правящим родом Ашина. После успешных войн с уйгурами и жужанами, тюркский вождь Бумын в 551 г. провозгласил себя каганом. Последующие победы расширили владения тюркютов на всю Центральную Азию от Маньчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Это вызвало массовые переселения угорских и тюркских племен на запад за Волгу. К концу 60-х г.г. 6 в. н.э. Тюркский каганат ведет борьбу за контроль над торговыми путями, связывавшими Дальний Восток со Средиземноморьем, и тем самым включается в систему политических и экономических отношений ведущих государств того времени - Византии, Китая и Сасанидского Ирана.

В конце 6 в. н.э. в Тюркском каганате вводится буддизм, откуда он проникает к народам Южной Сибири, придерживавшихся шаманистических культов, но воспринявших культурные импульсы с Индостана. На поясных наборах енисейских кыргызов встречаются буддийские сюжеты.

Китайские, арабские и мавераннахрские  купцы проявляли должный интерес  к северными маршрутами, ибо Восточноевропейский  регион был одним из поставщиков  ценной пушнины. В связи с этим неслучайно название, бытовавшее в  Ханьском Китае - "меховой путь", по которому из страны Янь, расположенной на Южном Урале и в бассейне Камы, поступала пушнина. На азиатских, как и на европейских рынках наибольшим спросом пользовался соболь, особенно черного цвета. Промысел на него велся в таежной зоне между Северным Уралом и Обью. Из Двинских земель и Печоры поставлялся горностай. Куница с белой грудкой добывалась повсеместно на Урале, в Крыму и на Кавказе.

В исламские времена развивается  торговля Мавераннахра и Хорасана с  Волжской Булгарией. К ней торговый путь вел по Амударье через Хорезм, разветвляясь на Нижнюю Волгу - к Хазарии, а на Среднюю - к Булгару, выходя на Русь и далее через Новгород к  странам Балтийского региона, а позже в Москву. В Москве на рынке был «индийский» ряд, где торговали купцы с Востока.

Монгольское господство стимулировало  караванную торговлю между Китаем и  странами Средиземноморья. Но выгода от этой торговли доставалась Золотой  Орде. 

Все эти данные подтверждают гипотезу, что роль Северной трассы в процессе функционирования средневековой  инфраструктуры Великого шелкового  пути была весьма значительна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Очевидно, что каждый из более-менее  значительных торговых центров, расположенных  на трассах Великого Шелкового пути, был не только посредником при  передвижении товаров с Востока  на Запад или в обратном направлении, но и звеном в коммуникации многочисленных народов, живших по северную и южную, западную и восточную стороны этой трансевразийской магистрали.

Таким образом, ясно, что начало функционирования Великого Шелкового пути, приблизительно на рубеже эр и дальнейшее развитие этой системы коммуникаций стало мощным инструментом экономической и культурной интеграции народов Старого Света. С рубежа эр военное противостояние между восточной и западной цивилизациями (в римско-иранском, византийско-сасанидском, либо христиано-мусульманском вариантах), казалось бы, создавало не самые лучшие условия для торгового и культурного диалога. Однако, парадоксальным образом, торговля не только не прекращается, а, наоборот, интенсифицируются. Невзирая на сложные политические взаимоотношения ведущих средневековых государственных центров, вокруг этой оси трансевразийских связей осуществлялось многогранное торговое и культурное взаимодействие цивилизаций Запада и Востока.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии.  // Vita Antiqua — М., 1999.
  1. Никитенко Н.И. Великий шелковый путь - культурное наследие. -
 

           http://www.advantour.com

      3.  Великий шелковый путь. Реферат.- http://student.km.ru

    4.  Ртвеладзе Э. Великий шелковый путь. – Ташкент,  Государственное              научное издательство "Узбекистон миллий энциклопедияси», 2010.

     5. Мирзаев Р.  Великий шелковый путь: генезис и эволюция. - http://www.rau.su

 

1 Мамлеева Л.А.Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия: // Vita Antiqua — М., 1999.

2 Мамлеева Л.А.Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия // Vita Antiqua — М., 1999.

 


Информация о работе Великий шелковый путь