Взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай или святой Власий — Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Взгляды историков XVIII-XX веков на феномен двоеверия……6
ГЛАВА 2. Глава 2. взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия……………………………………………………………………….13
2.1. Б.А. Рыбаков и его взгляды на двоеверие……………………………….13
2.2. И.Я. Фроянов и его взгляды на двоеверие……………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

         По  словам Б.А. Рыбакова, «невольно следуя за церковникам, мы нередко преувеличивали различие между христианством и  язычеством и низводили последнее  до уровня примитивного суеверия»20. Он полагает, что «христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же первобытной идеологии». Согласно концепции Б.А. Рыбакова, «главное отличие христианства заключалось в том, что свой исторический путь оно проходило в условиях резко антагонистического классового рабовладельческого общества, а затем в трудной обстановке кризиса и перехода к феодализму»

Исходя  из этого можно сделать вывод  что, не смотря на то, что Рыбаков  и Фроянов приводят похожую доказательную  базу, взгляды на природу двоеверия у них совершенно различны. Б.А. Рыбаков исходит из концепции того что ко времени принятия христианства на Руси сложились феодальное государство и христианство спускалось сверху – и рассчитано было на укрепление княжеской власти, И.Я. Фроянов же полагает что население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы, и принятие христианства происходило путем наложения его на языческую основу вследствие чего все обряды и традиции долгое время сохранялись в народе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Итак, изучив работы историков, можно сделать  вывод, что проблема двоеверия существует, поскольку существует множество  разных точек зрения по факту ее существования, и ее содержанию, отраженных в современной науке. Разные представления  о времени и политике могли  по-разному наносить отпечаток на произведения. 

Исследовав  мнения историков XVIII-XX веков мы пришли к выводу, что в дореволюционной историографии в основном подчёркивалась положительная роль христианизации и необходимость Крещения. В советской историографии писалось о расцвете язычества в период принятия христианства, однако также подчёркивались положительные итоги Крещёния. В современной же науке в основном проходит мысль о том, что христианство хоть и принесло на Русь основы христианской морали, но являлось, по сути, религией враждебной Византии, известной своим вероломством. 

Более глубоко исследовав взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова  мы пришли к выводу что не смотря на похожую доказательную базу которые приводят исследователи взгляды на двоеверие у них различны.  Б.А. Рыбаков исходит из концепции того что ко времени принятия христианства на Руси сложились феодальное государство и христианство спускалось сверху – и рассчитано было на укрепление княжеской власти, И.Я. Фроянов же полагает что население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы, и принятие христианства происходило путем наложения его на языческую основу вследствие чего все обряды и традиции долгое время сохранялись в народе. 

Споры вокруг двоеверия  продолжают существовать. Решатся ли они, это вопрос лишь времени и  развития технологий по изучению истории. Надеемся, что проделанная нами работа поможет в дальнейшей разработке проблемы двоеверия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003
  2. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2, М., 2000
  3. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1880. Т. 1.
  4. Иванов Вяч.Вс. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформация в русских иконах / / народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976.
  5. Казачкова Д.А. Зарождение и развитие антицерковной идеологии в Древней Руси XI в. / / Вопросы истории религии и атеизма. Вып. V. M., 1958
  6. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
  7. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVII века). Тарту, 1977
  8. М.Н. Гальковский Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. Т. 2; Харьков, 1916. Т.1.
  9. Мусин А.Е. К характеристике русского средневекового мировоззрения (проблема «двоеверия»: методологический аспект) / / Реконструкция древних верований: Источники, метод, цель. Тезисы докладов. Л., 1990.
  10. Памятники Литературы Древней Руси: XII век.– М.: Худож. лит. 1980
  11. ПВЛ М.; Л., 1950
  12. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982
  13. Чичеров В.И. Зимний период русского календаря XVI-XIX веков (очерки по истории народных верований). М., 1957
 
 
 

Источники:

  1. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI вв. СПб. 2008
  2. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
  3. Фроянов И.Я.  Начало Христианства на Руси. Ижевск, Удмуртский университет 2003 г.
 

Интернет  статьи:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рыбаков,_Борис_Александрович
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фроянов

Информация о работе Взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия