Византия и Русь: сравнительный анализ социально-политического и общественного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:46, реферат

Краткое описание

Знакомство с византийским законодательством на Руси нача¬лось во время военных набегов киевской дружины и последующего заключения мирных договоров с правителями Византии и продол¬жалось в ходе ведения торговых дел и связанных с этим промыс¬лов, однако самым устойчивым и результативным каналом приоб¬щения к византийской культуре стал христианский церковный клир. На первых порах он был представлен греками и выходцами из южных славян, которые и познакомили киевских славян с каноническими элементами византийского законодательства (церков¬ного права).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ВИЗАНТИЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА 4
1.1. Общественный строй 4
1.2. Государственный строй 8
1.3. Местное управление 13

2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Общественное и государственное устройство 14
2.2. Законодательная система и политическая элита 16
2.3. Местное управление 18

3. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЕФОРМЫ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Византия и Русь.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В VIII в. политические организации и  учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве  остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской  власти в VIII—IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при  такой всевластности его положение  не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва- силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника,принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя  Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В X в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената3.

Важные функции имели  и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный  бюрократический аппарат в эту  пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, — распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Местное управление

 

Местный государственный  аппарат империи в IV—VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. социально-политическо  и общественноЕ устройствО ДРЕВНЕРУССКОГО  ГОСУДАРСТВА

2.1. Общественное и  государственное устройство

 

Древнерусское государство  представляло собой раннефеодальную  монархию; это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь Киевский, сначала носивший восточный титул — каган, а с XI в. — великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть.

Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямой нисходящей линии. При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние.

Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры  и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания.

По своей социальной сущности Византийское государство  представляло собою диктатуру крупных  земельных собственников-рабовладельцев и богатой торгово-ростовщической верхушки, в условиях кризиса и  разложения рабовладельческого общества сплотившихся вокруг сильной императорской власти.

Одно из таких сословий империи было сословие средних городских  землевладельцев — куриалов. Куриалы  пользовались рядом привилегий. Обычно самой высокой мерой наказания  для них была конфискация имущества и ссылка в отдаленные провинции, на окраины империи. Высшим в империи было сенаторское сословие, включавшее в свой состав несколько сотен семей богатейших и крупнейших земельных собственников, представителей военно-чиновной знати. Пополнение сенаторского сословия происходило не только в силу наследственной принадлежности к нему или через претуру, но и путем дарования сенаторского достоинства отдельным лицам сенатом или императорской властью за их заслуги перед государством.

Можно сделать вывод, что управление государством и на Руси и в Византии напрямую зависело от главы государства. Великий князь Киевский так же как и Император в Византии наделялся особым титулом и имел всю полноту власти.

Стоит отметить, что хотя они и обладали большими полномочиями, они всё же имели при себе совещательный орган. Так же можно найти некоторые различия, например, в территориально-государственном устройстве, Киевская Русь была «своеобразной федерацией княжеств», в то время как Византия была Империей.

Передача власти на Руси была от отца к старшему сыну, а в  Византии император сам определял  наследника.

В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система  управления. На местах управляли удельные князья, а также представители  центральной власти – наместники и волостели. В своих наделах местные князья осуществляли власть как бы по поручению великого киевского князя. Они собирали дань с подвластного населения, выполняли судебные полномочия.

Местные князья были обязаны  уважать старшего князя, подчиняться ему, являться к нему по первому требованию, выступать в поход вместе со своей дружиной, обращаться к нему за решением их споров с другими родственниками4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Законодательная система  и политическая элита

 

Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы, которая называлась «Русская Правда». Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, пришедшие из первобытно-общинного строя. Среди наиболее ранних известных памятников русского права — Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911, 944, 971гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву главным образом в дружинно-купеческой среде; церковные уставы X-XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, преступлений против нравственности и церкви и пр.5

Бояре и Боярская дума. Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре (от древнерус. боляр  — боец, дружинник). Большинство  историков разделяют бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле. Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В состав совета (Боярской Думы) в IX-XII вв. Входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. И хотя Дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым.

Византия была империей, главой государства был император, который стоял в центре всех властных и административных отношений, включая  социально-хозяйственный уклад и религиозную жизнь. Правитель империи обладал особым личным и политическим статусом. Это подчеркивалось особой титулатурой, знаками достоинства, почти священным характером власти. Верховенство власти монарха выражалось и в том, что василевс по собственному усмотрению определял наследника престола. Василевс стоял во главе всей административной организации империи. Централизованное управление осуществлялось императорским дворцом, со временем специализировавшимся на разные ведомства. Собрание высших должностных лиц дворца – консисторий – уже при Константине стало рассматриваться совещательным органом при василевсе. Со временем за ним закрепилось название Государственного совета. Собирался совет только по воле монарха. Помимо обсуждения дел общеполитического, административного или юридического характера, в совете проходили приемы посольств, депутаций, здесь также слушались важнейшие уголовные и гражданские дела6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Местное управление

 

Местное управление в  Византийском государстве играло особо важную роль из-за обширности и разноэтничности империи. Оно было неразрывно с военной организацией и менялось в зависимости от того, какие черты она приобретала. Самостоятельную территориальную единицу представляла столица – Константинополь вместе с отнесенной к нему округой (до 100 миль). Столицей управлял особый чиновник – эпарх, – обладавший и военной, и гражданской, и судебной властью. Он ведал городским устройством, организацией ремесленных и торговых корпораций, рынками и морским делом, исполнял в широком смысле полицейские функции, в том числе начальствуя над стражей и специальными гвардейскими отрядами. Города, особенно на побережье Малой Азии и в Иллирии, располагали значительным самоуправлением – каждый по своему традиционному образцу. К IX в. самоуправление было упразднено в связи с общим укреплением централизации, усилением автократии власти, а главное – возобладанием военных принципов в местном управлении, «как не соответствующее порядку вещей, при котором обо всем печется император».

Информация о работе Византия и Русь: сравнительный анализ социально-политического и общественного устройства