Византия и Русь: сравнительный анализ социально-политического и общественного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:46, реферат

Краткое описание

Знакомство с византийским законодательством на Руси нача¬лось во время военных набегов киевской дружины и последующего заключения мирных договоров с правителями Византии и продол¬жалось в ходе ведения торговых дел и связанных с этим промыс¬лов, однако самым устойчивым и результативным каналом приоб¬щения к византийской культуре стал христианский церковный клир. На первых порах он был представлен греками и выходцами из южных славян, которые и познакомили киевских славян с каноническими элементами византийского законодательства (церков¬ного права).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ВИЗАНТИЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА 4
1.1. Общественный строй 4
1.2. Государственный строй 8
1.3. Местное управление 13

2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Общественное и государственное устройство 14
2.2. Законодательная система и политическая элита 16
2.3. Местное управление 18

3. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЕФОРМЫ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Византия и Русь.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЕФОРМЫ  ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

 

Согласно новейшим историческим исследованиям, влияние византийского  законодательства сказалось на первых законодательных реформах Владимира, последовавших после крещения Руси в 988 г. Крещение поставило общество перед необходимостью принять не только христианские догматы, но и тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящуюся не только ко всем слоям клира, но и к мирянам, особенно в делах брачно-семейных и наследственных7.

Византийские миссионеры ускорили дело рецепции римско-византийских юридических установлений, но обратились не к последним кодификациям, а к более ранним, в частности к Эклоге. Эклога вошла в сборник "Мерило праведное" в виде текста под названием "Леона и Константина верная цесаря" и является полным переводом памятника, который был сделан не в Болгарии (как считалось в литературе), а в Древнерусском государстве.

Одним из наиболее важных аргументов в пользу этого заключения является использование в переводе весьма древнего термина для обозначения "полной собственности", который передается словом "господа" (жен. р.). Это слово в значении "власть", "господство" известно только в исторических текстах Древней Руси. Это заимствование оказалось малорезультативным, и Правда Ярослава, сына Владимира (так называемая Древнейшая правда) стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.

Таким образом, в этом древнем сборнике законов мы имеем образец виртуозной законодательной техники, в котором чужеземное влияние осталось невидимым, хотя и ощутимым.

Как отмечал в свое время В.О. Ключевский, "составитель  Русской правды, ничего не заимствуя  дословно из памятников церковного и византийского права, однако руководился этими памятниками. Они указывали ему случаи, требовавшие определения, ставили законодательные вопросы, ответов на которые он искал в туземном праве"8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, были проанализированы две системы управления средних веков.

Мы выявили сходства и различия, а также нашли отрицательные  и положительные стороны. Следует  отметить, что у двух этих государств были тесные культурные, экономические  и религиозные связи. И не случайно после распада Византийской империи, именно Русь стала её преемницей. А если проанализировать «престолонаследие» современной России и Византийской империи того периода, то можно найти много общего.

На рубеже XI—XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.

Политический и социально-экономический  кризис Византии в XIII в. и последующая  гибель Византийского государства  стали поэтому закономерным историческим итогом.

Было бы неверно полагать, что правовая культура Византии оказывала  влияние на Русь, а последняя пассивно его воспринимала. История развития права Древней Руси показывает, что  именно она выступила здесь как  активная сила, которая усвоила новое, произвела отбор нужного и одновременно видоизменила его.

Местное самоуправление так же зависело от главы государства  и в Киевской Руси и в Византийской Империи. Такой подход был обусловлен в первую очередь внешними факторами: постоянными набегами кочевников и войнами. Такая централизация власти способствовала сосредоточению на одной цели и позволяла быстрее решать наиболее проблемные вопросы.

 Законодательная система  Византии была более развита  и вела истоки с V в н.э., когда  в 438 году император Феодосием II издал первый сборник законов Византийской империи. Но и «Русская правда» и законы Византии были ориентированны в основном на собственные традиции и культуру.

 Привилегированный  классы и на Руси и в Византии  почти не различались, однако, на Руси представители богатейших семей и крупнейших земельных собственников были дети князей, а в Византии феодалы. В высшие слои входили военные, а также представители духовенства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Вагнер Г. К. Византия и Русь. - М.: Экзамен, 1989. -448с.
  2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.
  3. История государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М., «Проспект», 2010.
  4. Назаренко А.В. К вопросу об отражении древнерусского права в договорах Руси с Византией X века // Восточная Европа в древности и средневековье. Международная договорная практика Древней Руси: Материалы конференции. - М., 1997. С. 41-46.
  5. Носова Н. П. История государственного управления России (IX-XX вв.) historik.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st013.shtml
  6. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. - М., 1980. С. 67.
  7. Хачатуров Р.Л. Мирные договоры Руси с Византией. - М., 1988. С. 60-61.
  8. Черноусов Е. К вопросу о влиянии византийского права на древнейшее русское // Византийское обозрение. 1916. Т. 2. Вып. 2. С. 303.
  9. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь М.: Дело, 1993.- 121 с.
  10. Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси. - М., 1972. С. 234-250.

 

 

 

 

 

 

1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.

2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.

3 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.

4 История государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М., «Проспект», 2010.

5 Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь М.: Дело, 1993.-

6 История государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М., «Проспект», 2010.

7Носова Н. П. История государственного управления России (IX-XX вв.) historik.ru/books/item/f00/s00/z0000047/

8 Ключевский В.О. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. М, 1956. С. 211.


Информация о работе Византия и Русь: сравнительный анализ социально-политического и общественного устройства