Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:46, реферат
Знакомство с византийским законодательством на Руси нача¬лось во время военных набегов киевской дружины и последующего заключения мирных договоров с правителями Византии и продол¬жалось в ходе ведения торговых дел и связанных с этим промыс¬лов, однако самым устойчивым и результативным каналом приоб¬щения к византийской культуре стал христианский церковный клир. На первых порах он был представлен греками и выходцами из южных славян, которые и познакомили киевских славян с каноническими элементами византийского законодательства (церков¬ного права).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ВИЗАНТИЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА 4
1.1. Общественный строй 4
1.2. Государственный строй 8
1.3. Местное управление 13
2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Общественное и государственное устройство 14
2.2. Законодательная система и политическая элита 16
2.3. Местное управление 18
3. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЕФОРМЫ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Согласно новейшим историческим исследованиям, влияние византийского законодательства сказалось на первых законодательных реформах Владимира, последовавших после крещения Руси в 988 г. Крещение поставило общество перед необходимостью принять не только христианские догматы, но и тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящуюся не только ко всем слоям клира, но и к мирянам, особенно в делах брачно-семейных и наследственных7.
Византийские миссионеры ускорили дело рецепции римско-византийских юридических установлений, но обратились не к последним кодификациям, а к более ранним, в частности к Эклоге. Эклога вошла в сборник "Мерило праведное" в виде текста под названием "Леона и Константина верная цесаря" и является полным переводом памятника, который был сделан не в Болгарии (как считалось в литературе), а в Древнерусском государстве.
Одним из наиболее важных аргументов в пользу этого заключения является использование в переводе весьма древнего термина для обозначения "полной собственности", который передается словом "господа" (жен. р.). Это слово в значении "власть", "господство" известно только в исторических текстах Древней Руси. Это заимствование оказалось малорезультативным, и Правда Ярослава, сына Владимира (так называемая Древнейшая правда) стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.
Таким образом, в этом древнем сборнике законов мы имеем образец виртуозной законодательной техники, в котором чужеземное влияние осталось невидимым, хотя и ощутимым.
Как отмечал в свое время В.О. Ключевский, "составитель Русской правды, ничего не заимствуя дословно из памятников церковного и византийского права, однако руководился этими памятниками. Они указывали ему случаи, требовавшие определения, ставили законодательные вопросы, ответов на которые он искал в туземном праве"8.
Таким образом, были проанализированы две системы управления средних веков.
Мы выявили сходства и различия, а также нашли отрицательные и положительные стороны. Следует отметить, что у двух этих государств были тесные культурные, экономические и религиозные связи. И не случайно после распада Византийской империи, именно Русь стала её преемницей. А если проанализировать «престолонаследие» современной России и Византийской империи того периода, то можно найти много общего.
На рубеже XI—XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.
Политический и социально-
Было бы неверно полагать, что правовая культура Византии оказывала влияние на Русь, а последняя пассивно его воспринимала. История развития права Древней Руси показывает, что именно она выступила здесь как активная сила, которая усвоила новое, произвела отбор нужного и одновременно видоизменила его.
Местное самоуправление так же зависело от главы государства и в Киевской Руси и в Византийской Империи. Такой подход был обусловлен в первую очередь внешними факторами: постоянными набегами кочевников и войнами. Такая централизация власти способствовала сосредоточению на одной цели и позволяла быстрее решать наиболее проблемные вопросы.
Законодательная система Византии была более развита и вела истоки с V в н.э., когда в 438 году император Феодосием II издал первый сборник законов Византийской империи. Но и «Русская правда» и законы Византии были ориентированны в основном на собственные традиции и культуру.
Привилегированный классы и на Руси и в Византии почти не различались, однако, на Руси представители богатейших семей и крупнейших земельных собственников были дети князей, а в Византии феодалы. В высшие слои входили военные, а также представители духовенства.
1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.
2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.
3 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., «Норма», 2009.
4 История государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М., «Проспект», 2010.
5 Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь М.: Дело, 1993.-
6 История государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М., «Проспект», 2010.
7Носова Н. П. История государственного
управления России (IX-XX вв.) historik.ru/books/item/f00/
8 Ключевский В.О. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. М, 1956. С. 211.