Вклад российского предпринимательства в развитие культуры. Основы благотворительности и меценатства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – вклад российского предпринимательства в развитие культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: изучить историю благотворительности в России и предпосылки ее появления, для того чтобы выявить предпосылки для возникновения такого явления как меценатство и историю его развития, проанализировать деятельность наиболее выдающихся меценатов и оценить их вклад в развитие культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1.Меценатство в России……………………………………..................
1.1. История благотворительности и меценатства в России………………..
1.2. Мотивы меценатской деятельности……………………………………..
1.3. Источники меценатских вложений………………………………………
Глава 2. Меценаты и их вклад в развитие культуры………………………...
2.1. Меценатство и театр………………………………………………………
2.2. Меценаты-коллекционеры: братья Третьяковы и их галерея………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Меценатство и культура.docx

— 65.00 Кб (Скачать файл)

Через 4 года, 6 сентября 1896 г., незадолго  до смерти Павел Михайлович пишет  второе и последнее завещание, в  котором вносит «сто тысяч рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, сто двадцать пять тысяч рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекции...» Через 8 месяцев, однако, меценат делает приписку к завещанию, направляя указанную сумму в 125 тыс. руб. не на пополнение собрания, а «на ремонт и содержание галереи, совместно с суммою выше сего назначенною».

В чем же особенности меценатства  братьев Третьяковых, какова их экономическая  философия? Они вынесли на своих  плечах и сохранили для потомков русскую национальную школу живописи, совершив этим, как уже говорилось, «колоссальный, необыкновенный подвиг». В отличие от своих предшественников они с самых первых шагов отказались от использования коллекции в коммерческих целях, - ими была поставлена цель подарить ее Москве, России. Собирание произведений русского изобразительного искусства практиковалось и до них, - достаточно вспомнить коллекции Свиньина и Прянишникова, но только Третьяковым удалось собрать целостную, представительную, всестороннюю, характерную коллекцию. Завещав ее Москве, они повторили шаг Солдатенкова, но в отличие от него создали собственную галерею, обессмертив свое имя и дело.

Вместе с тем это деяние русских  меценатов не следует чрезмерно  идеализировать, - ведь они были предпринимателями, людьми с практической сметкой. Их взгляды  прошли сложную эволюцию, которую  легче всего проследить, сопоставляя  завещания братьев Третьяковых. В первоначальном замысле «музеум» должен был быть исключительно общественным, в окончательном варианте - общественно-государственным, находящимся под контролем Московской думы, нос выполнением ряда ограничительных условий: всем делом должен был руководить общественный попечитель, состав коллекции должен был остаться постоянным, помещения галереи не могли сдаваться в аренду и т.д. Эта модель была разработана Павлом Михайловичем в 1860-1888 гг., ибо уже в завещании Сергея Михайловича она зафиксирована вполне определенно,: Вопрос об увеличении коллекции так и не был решен Павлом Михайловичем: позднейшая приписка о переадресовке 125 тыс. руб. была сделана, по мнению специалистов, под влиянием неудовлетворенности завещателя современным ему состоянием русского искусства конца 90-х годов XIX в.; Третьяков боялся формалистических тенденций, которые, как он думал, несут угрозу целостности коллекции.

Продуманность плана Третьяковых, их бескорыстие и патриотизм обусловили успех их проекта. В Положениях об управлении галереей, утвержденных Московской думой в июне 1899 г. и в октябре 1904 г., все пожелания братьев касательно попечителей и организации работы музея были учтены. Позже, в 1913-1916 гг., новый попечитель И. Э. Грабарь несколько изменил экспозицию, галерея пополнилась новыми произведениями, здание подвергалось реконструкции, но главная идея Третьяковых осталась - в Москве работала общественная русская национальная галерея. В наши дни, когда перед руководством галереи появляется соблазн повысить входную плату или включить в состав коллекции чужеродные произведения, следует чаще обращаться к завершениям основателей галереи: их экономическая философия, как мы надеемся, поможет определить облик настоящей и будущей Третьяковки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог исследованию экономической  философии великих русских меценатов  конца ХIX - начала XX вв., отметим их решающую роль в развитии отечественного предпринимательства и культуры. По своему характеру – это фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру бизнеса и законам рыночной экономики, а это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, остракизм со стороны коллег-предпринимателей, а иногда – опасность разорения. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал и оценивал эти жертвы: ведь для получения даров надо было, как вспоминал В. И. Немирович-Данченко, «унижаться в гостиной... людей, которых мы, говоря искренно... не уважали, – ни их, ни их капиталов». И меценаты чувствовали этот холод, но лучшие из них все-таки шли на жертвы из интересов культуры в целом, ее будущих творцов и исполнителей. И это был правильный выбор: благодарные потомки, посещающие галереи и театры, библиотеки и музеи, созданные на средства старых меценатов, иногда вспоминают людей, которые взяли на себя тяжелый крест и понесли его, чтобы стать совершенными.

В заключение следует отметить, что поставленная цель была достигнута. Оценен вклад российского предпринимательства  в развитие культуры, исследована  история благотворительности и  предпосылки возникновения меценатства  :высокая религиозность купечества, отстраненность купечества от бурной идейной жизни XIX в, глубокий патриотизм купечества. Все русские меценаты были глубоко религиозными людьми, настоящими христианами. Их действия во многом определялись библейской формулой: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил» (Евангелие от Матфея 25:34-46). Известный московский купец Вишняков пишет: «Как у отца, так и у моей матери основы мировоззрения покоились на религиозных началах …» Этим объясняется то, что пожертвования на здравоохранение и призрение превышали выделяемые государством суммы в десятки раз и достигали нескольких миллионов рублей в год. Целые отрасли общественной жизни находились исключительно «на содержании» меценатов. Ниже я перечислю наиболее значимые примеры этого.

Вклад меценатов в развитие всего российского общества огромен. Кроме уже упомянутых выше, известны следующие примеры их деятельности: Щукинское и Морозовское собрания современной французской живописи, Бахрушинский Театральный музей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы; приюты и дома бесплатных квартир Боевых, Ермаковых, Солодовниковых, Хлудовых, Мазуриных, Горбовых, Рукавишниковых, Бахрушиных; Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Капцевское училище, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т. д.

.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. – М., 1995.
  2. Белоусов А. А. На алтарь Отечества. Из истории меценатства и благотворительности. – Владивосток, 1999.
  3. Большой энциклопедический словарь, 2000; Толковый словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
  4. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. – М., 1989.
  5. Галаган А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира.
  6. Голицын Ю. Предприниматели прошлого: какими они были? // Русский предприниматель. 2002. № 11.
  7. Думова Н. Г. Московские меценаты. – М., 1992.
  8. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 2000.
  9. Индустриализация: исторический опыт и современность. – СПб., 1998
  10. Интернет-журнал «Меценат» // http: www.maecenas.ru
  11. История мировой экономики: учебник для вузов. – М., 2001.
  12. История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.
  13. Коржихина Т. П., Сенин А. С. История российской государственности. – М., 1995.
  14. Орлов А. Предпринимательство в России: истоки и этапы до 1992 г. // Вопросы экономики. 1999. № 12.
  15. Покровская Н. Его звали Гай Цильний Меценат // Вестник благотворительности. 2000. № 8–9.
  16. Поткина И. В. История предпринимательства в XX веке: становление научной дисциплины // Отечественная история. 2002. № 2.
  17. Самсонова А. Украшение истории // Вестник благотворительности. 2000. № 12.
  18. Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1922. № 4–5.

Информация о работе Вклад российского предпринимательства в развитие культуры. Основы благотворительности и меценатства в России