Власть и культура в 30 годы 20-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть влияние власти на культуру СССР в 30-е годы XX века.
Задачи работы:
1. Рассмотреть культурные преобразования в СССР в 30-е годы XX века.
2. Показать влияние власти и идеологии на культурные процессы в СССР в 30-е годы XX века.

Содержание

Введение 3
1. Культурные преобразования в СССР в 30-е годы XX века 5
2. Влияние власти и идеологии на культурные процессы в СССР в 30-е годы XX века 10
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Власть и культура в 30 годы 20-го века.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

  Государственное  бюджетное образовательное учреждение

               высшего профессионального образования

  «Красноярский государственный  медицинский университет

                      им.проф.В.Ф.Войно-Ясенецкого 

              Министерства  здравоохранения и социального развития  

                                   Российской Федерации»

 

 

 

 

                  Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

     

                                      РЕФЕРАТ

                           По ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 Т 
                                                    Оглавление

 

Введение

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только истории России, но и культуры нашей страны. С одной стороны ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Вклад советского периода в развитие культуры нашей страны огромен, но необходимо учитывать и отрицательные ее элементы.

Именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Другими словами, культура советского периода была очень неоднозначна: с одной стороны наблюдались многочисленные новые течения, стили и направления, были созданы многие шедевры, но с другой стороны все было «пропитано» политической идеологией. Таким образом, в культуре СССР проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру СССР 30-х годов.

Как уже было сказано, культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны.

Рассматривая  культурное развитие Советской России в 1930-х годах, следует не забывать, что обращение партийного руководства  к идеям социалистического патриотизма, к традиционному наследию в литературе и искусстве отнюдь не служило подлинному возрождению русского культурного самосознания. Используя национал-большевистские элементы в идеологии, партия укрепляла свою власть, чтобы осуществлять дальнейшее подчинение всей жизни страны тоталитарной коммунистической доктрине.

Цель  данной работы – рассмотреть влияние власти на культуру СССР в 30-е годы XX века.

Задачи  работы:

1. Рассмотреть культурные преобразования в СССР в 30-е годы XX века.

2. Показать влияние власти и идеологии на культурные процессы в СССР в 30-е годы XX века.

 

  1. Культурные преобразования в СССР в 30-е годы XX века

Составной частью плана перехода от капитализма к  социализму была так называемая «культурная  революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни1.

Вместе с  тем, социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения в культурной жизни нашей страны. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов2.

Многие другие ее представители оказались среди  репрессированных по политическим мотивам  внутри СССР. К 30-ым годам было завершению «культурной революции» во многом способствовало расширение приобщения советских поколений к отечественной истории, народным традициям, национальным ценностям. Национально-патриотические чувства формируют также различные мероприятия, регулярно напоминающие о судьбоносных для данного народа исторических победах, деяниях выдающихся людей, при активном содействии исторических, художественных, мемориальных музеев и даже посредством массового совершения религиозных обрядов3.

В литературе 30-х  годов можно отметить следующие  преобразования. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены, были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия4.

В годы, последующие  за этим постановлением ЦК ВКП(б) о перестройке  литературно-художественных организаций, был проведен ряд крупных мероприятий, направленных на развитие искусства  в требуемом для государства русле. Расширяется практика государственных заказов, творческих командировок, устроения масштабных тематических и юбилейных выставок. Советские художники создают множество произведений (панно, монументальных, декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало важный этап возрождения монументального искусства как самостоятельного. В этих работах стало очевидным, что тяга советского искусства к монументальности является не случайной, а отражает «грандиозные перспективы развития социалистического общества».

В 30-е гг. Советский  Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию (повесть «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи»). В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии5.

В 20-30-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой (1882—1945) писал роман «Петр I» (кн. 1-3, 1929-1945). К исследованию русского национального характера, наиболее полно проявившегося в переломные моменты истории, обратились С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) — роман «Севастопольская страда»; С.А. Чапыгин (1870- 1937) — романы «Разин Степан», «Гулящие люди»; А.С. Новиков-Прибой (1877- 1944) — историческая эпопея «Цусима»; О.Д. Форш (1873-1961) — романы «Одеты, камнем», «Радищев», «Первенцы свободы»6.

В художественной культуре также наблюдались преобразования. Возникли новые организации: Ассоциация пролетарских художников, Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г. Ряжского (1895-1952), «Тачанка» М. Б. Грекова (1882-1934), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884—939), «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969).

Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец» B.В. Иванова (1895—1963), «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1876— 1945), «Разлом» Б.А. Лавренева (1891— 1959).

Хотя театральное  искусство, казалось, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю. В.Э. Мейерхольд (1874-1940) выступал за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября».

Он хотел  сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован7.

Чувство принадлежности к нации в 30-е годы в СССР формировалось регулярным приобщением к произведениям искусства и архитектуры, созданным на данной территории людьми, идентифицировавшими себя с данной нацией. Все это в полной мере стало использоваться для сплочения советского общества в предгрозовые 30-е годы

«Великое прошлое  русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения» стало темой выставки, открытой в Эрмитаже в сентябре 1938 г.

В ноябре на киноэкранах  появился созданный С. М. Эйзенштейном «Александр Невский» — «патриотический  фильм о величии, мощи и доблести русского народа, его любви к родине, о славе русского оружия, о беззаветной храбрости в борьбе с захватчиками русской земли», как писала о нем газета «Правда». В октябре 1939 г. состоялась всесоюзная премьера фильма «Минин и Пожарский» В. И. Пудовкина.

Значительным  событием культурно-политической жизни  Москвы стала открытая в феврале 1939-го в Третьяковской галерее  выставка, на которой впервые за годы Советской власти были представлены свезенные из разных городов страны лучшие полотна русских художников XVIII—XX вв., работавших в области исторической живописи (В. Васнецов, В. Верещагин, В. Перов, И. Репин, Г. Угрюмов и др.). Эта выставка, как отмечали газеты того времени, вселяла в сердца посетителей «воодушевление, уверенность в силах нашего могучего народа, на протяжении своей долгой истории не раз побеждавшего врагов и сумевшего отстоять свою независимость и свободу». Большой резонанс имела опера «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в апреле 1939 г. Осенью того же года широко отмечалось 125-летие со дня рождения «великого поэта-патриота» М.Ю. Лермонтова. В первой половине 1941 г. вышли на экраны кинофильмы «Суворов» (кинорежиссер В. И. Пудовкин) и «Богдан Хмельницкий» (И. А. Савченко), прочно вошедшие в обойму советской классики8.

В 30-е гг. советская  музыкальная культура обогатилась  замечательными произведениями Б. Асафьева (1884-1949) — балеты «Пламя Парижа», «Бахчисаранский фонтан»; А. М. Баланчивадзе (1806-1958) — балет «Сердце гор», Ф. 3. Яруллина — балет «Шурале»; И. И. Дзержинского (1909-1978) — опера «Тихий Дон». А. А. Дейнека. На стройке новых цехов Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. фотографическая и кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.— в Совкино.

Значительным  событием в культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903-1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»9.

Таким образом, все стороны культуры 30-х годов  отражали политическую идеологию страны. Власть оказывала неоспоримое влияние  на развитие и содержание культуры тех лет.

 

    1. Влияние власти и идеологии на культурные процессы в СССР в 30-е годы XX века

В 30-е годы партийно-государственное  руководство культурой приняло  формы грубого административного  диктата. Массовые репрессии 30-х годов  привели к невосполнимым потерям  в области культуры, отразились на нравственном отношении общества. Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства создавало определенную материальную базу для культуры. Монополию коммунистической идеологии охраняла жесткая цензура. Ни одна книга, статья, иллюстрация, плакат и даже просто печатное приглашение не выходили из типографии без разрешения Главлита - Главного управления по делам печати, ни один спектакль или концерт - без разрешения Главреперткома - Главного комитета по делам репертуара театров10.

В результате перехода от идеологии "мировой революции" к идеологии построения социализма в одной стране существенным образом изменилась культурная политика партии. Партия выдвинула доктрину советского патриотизма и под защиту классические, реалистические течения в литературе и искусстве, стремясь придать им социалистическую идейную направленность. Вместе с тем  резко  ограничилось многообразие литературно-эстетических направлений и свобода художественного творчества, которая все более строго подчинялась  официальному идеологическому канону. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 23 апреля  1932 г. ликвидировалось многообразие левых и умеренных писательских организаций. Был создан единый, подчиненный партии и государству писательский союз. Упразднилась также ассоциация пролетарских музыкантов, взамен был учрежден Союз советских композиторов. Союз взял курс на развитие традиций классической музыки, способствуя творчеству таких крупных композиторов как Прокофьев, Шостакович, Кабалевский.

В августе 1934 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд  советских писателей. Съезд провозгласил социалистический реализм  официальной доктриной советской литературы. Эта доктрина воплотила компромисс между традиционными художественными ценностями и требованиями социалистической идеологии, допуская  известную творческую свободу в рамках официальных идейных установок. Главным представителем социалистического реализма был признан  М. Горький, сыгравший на Первом Всесоюзном съезде советских писателей роль отца-основателя советской литературы.

Информация о работе Власть и культура в 30 годы 20-го века