Власть и культура в 30 годы 20-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть влияние власти на культуру СССР в 30-е годы XX века.
Задачи работы:
1. Рассмотреть культурные преобразования в СССР в 30-е годы XX века.
2. Показать влияние власти и идеологии на культурные процессы в СССР в 30-е годы XX века.

Содержание

Введение 3
1. Культурные преобразования в СССР в 30-е годы XX века 5
2. Влияние власти и идеологии на культурные процессы в СССР в 30-е годы XX века 10
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Власть и культура в 30 годы 20-го века.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в  литературной и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925—1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.

В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький  сформулировал основные принципы соцреализма  как метода советской литературы и искусства. Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жестким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.

Основные принципы:

- Народность. Как  правило, героями соцреалистических  произведений становились труженики  города и деревни, рабочие и  крестьяне, представители технической  интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.

- Идейность.  Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.

- Конкретность. В изображении действительности  показать процесс исторического  развития, который в свою очередь  должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности)11.

После утверждения  социал-реалистической культурной ориентации в советской литературе на первый план выдвинулись представители классических традиций. Эти писатели начали приспосабливать старые, привычные и понятные народу изобразительные формы к новому содержанию, соответствующему пафосу строительства социализма в одной стране. В первой половине 1930-х гг. появилась "Гидроцентраль" Мариэтты Шагинян, роман Валентина Катаева "Время вперед", посвященный соревнованию строителей Магнитогорская с рабочими Харькова, индустриальные произведения Ильи Эренбурга "День второй" и "Не переводя дыхания". К концу 30-х годов определился характер творчества выдающегося писателя Михаила Шолохова. В это время была практически завершена им эпопея "Тихий Дон" - обширное повествование, отразившее события жизни донского казачества от времени перед первой мировой войной до конца войны гражданской. В центре повествования  Шолохова стоит образ простого, сильного человека. Страстно ищущего правду и борющегося за свое право жить так. как велит ему совесть и любовь. Другое крупное произведение писателя, созданное в это время, - первая часть романа, посвященного коллективизации,  "Поднятая целина". Здесь уже чувствуется много влияний официальной идеологии и политики, но художественное мастерство не оставляет автора12.

В гораздо более  прямых и жестких формах коммунистический дух сказался в творчестве Николая  Островского (1904-1936) и Аркадия Гайдара (1904-1941). Роман Н. Островского "Как закалялась сталь", явился по официальному признанию одной из вершин социалистического реализма. Герой этого произведения Павел Корчагин показал советской молодежи пример физического самоуничтожения человеческой личности ради интересов "социалистического строительства". По сути дела, Корчагин стал каноническим воплощением идеала некой новой "советской святости" - святости определяющейся беззаветным служением коммунистическому идеалу.  В этом же духе писал свои произведения для детей и юношества Аркадий Гайдар (Голиков). Опираясь на свой опыт командира Красной армии, он стремился воспитывать в читателях твердый, благородный, героический характер, отличившись двумя классическими советскими произведениями для детей  - "Школа" (1930 г.) и "Тимур и его команда" (1940)13.

В советской  музыкальной культуре 1930-х годов  наблюдается энергичное развитие традиций русской классической музыки, ярким  свидетельством чему является творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1871-1953). Этот замечательный своеобразием композитор проявил свою одаренность еще до революции. В 1918 г. Прокофьев уехал из России, работал в США, Германии, Франции. В 1932 г. он возвратился на родину и принял активное участие в формировании пореволюционной музыкальной культуры. Композитор пишет музыку к балету "Ромео и Джульетта" (1935-36), к кинофильму Эйзенштейна "Александр Невский". Прокофьев обращается к народно-патриотической тематике, что выразилось в кантате "Здравница" (1939) и целом ряде произведений оперной и симфонической музыки 40-х– начала 50-х гг. Для творчества Прокофьева было характерно эпическое начало, широкое использование энергичных ритмических форм, новаторское развитие той основополагающей линии нашей национальной музыкальной культуры, которая восходит к творчеству М.П.Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова.    

Особую роль в СССР приобретает жанр массовой песни. Этот факт отражает глубокий сдвиг  в сторону социалистического  народничества идеологии и массового сознания советского общества. Всеми средствами художественного воздействия, и прежде всего средствами песни и кино, в обществе культивируется патриархальное чувство Большой Советской Семьи, объединенной любовью к своей стране и сердечной преданностью Общему Делу. Один из исследователей патриархальной основы советского мифа верно замечает, что именно культ Родины и земли соответствует расцвету таких новых жанров в Советском Союзе 1930-х годов, как массовая лирическая песня и кинокомедия, возникновению нового образа женщины в изобразительных искусствах, а также распространению символов изобилия и плодородия в архитектуре14. Начиная с 1934 г. лирико-патриотическое песенное начало вытесняет идеологически отвлеченную пролетарско-революционную музыку. Смысловой центр новой песни определяют эмоционально насыщенные картины Родины, ощущение народного “Мы“ и великодержавного сверхорганизма СССР. На первое место выходит сердечность переживаний связи с Родиной. Именно сердце становится тем органом, посредством которого советский человек воспринимает окружающий родной мир. Изобилие устойчивых эпитетов – милый, родной, вольный, широкий, веселый – свидетельствует о существенной “русскости“ определений качеств советского человека и восприятия им своего Отечества15.

В развитии советской  музыки 1930-х годов большое значение имело творчество И.О. Дунаевского, поскольку именно он в решающей степени создал музыкальный образ Страны Советов. Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955) родился в семье служащего. Окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки (1919), работал как композитор и дирижер в харьковских драмтеатрах. С 1924 г. Дунаевский живет в Москве и руководит музыкальной частью театра сатиры. Композитор становится одним из создателей советской оперетты – автором 12 произведений в этом жанре. Но наиболее ярко проявляется талант композитора в области песенного искусства. Песни и музыка Дунаевского к фильмам “Веселые ребята“ (1934), “Три товарища“(1935), “Вратарь“ (1936), “Цирк“ (1936), “Дети капитана Гранта“ (1936), “Волга-Волга“ (1938), “Весна“ (1947), “Кубанские казаки“ (1951) становятся неотъемлемым и крайне характерным компонентом феномена советской культуры. Песни Дунаевского полны оптимизма, наполнены верой в жизнь и возможность земного счастья. Композитор широко использует маршевый ритм, символизирующий   всенародно-походное  движение страны, “к светлому будущему“. “Марш веселых ребят“, “Песня о Каховке“, “Спортивный марш“, “Песня о веселом ветре“, “Марш энтузиастов“ являются звучными музыкальными символами советского мировосприятия. 

В советском  кинематографе 1930-х годов также  нарастают патриотические элементы  и обращение к традициям русской  реалистической прозы с ее тонким психологизмом. в 1934 г. режиссеры Г.Н. и С.Д. Васильевы создали народный советский фильм “Чапаев“. В 1938 г. С.М. Эйзенштейн создал фильм “Александр Невский“. В фильмах С.А. Герсаимова и Ю.Я. Райзмана, В.М. Петрова и Г.Л. Рошаля, М.С. Донского, Я.А. Протазанова нашли кинематографическое истолкование крупные произведения русской литературы и театральной классики16.

Укрепились, соответственно, реалистические начала в советском  театре, где второе дыхание обрели русский классический балет, русская  опера, традиции русского драматического искусства, связанные со школой МХАТа.

Целый ряд  левых  писателей и деятелей культуры, творчество которых не соответствовало новым идеологическим установкам, утрачивали возможность публиковать свои произведения, подвергались травле официозными критиками и даже репрессировались органами НКВД. В условиях ужесточения государственного контроля за культурным процессом были репрессированы и погибли в лагерях режиссер Всеволод Мейерхольд, писатели Исаак Бабель, Осип Мандельштам, Михаил Кольцов, Борис Пильняк и многие другие литераторы. Разочаровавшись в перспективах развития левого искусства при идеологически изменившемся режиме, в 1930 г. покончил с собой Маяковский. Чудом уцелел замечательный русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, создавший в трудные 30-е годы свои выдающиеся произведения "Белая гвардия", "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", не только не вписывающиеся в русло советской идеологии, но содержащие даже критические по отношению к советской системе элементы17.   

Составной частью работы по воспитанию советского патриотизма  стала борьба с носителями «низкопоклонства» перед заграницей, свойственного отдельным представителям как старой интеллигенции, так и новой политической элиты. Открытие нового «фронта» было связано с именем выдающегося математика дореволюционной школы Н.Н. Лузина, который в июле 1936 г. подвергся шельмованию на страницах «Правды» за то, что подобно многим другим крупным ученым публиковал свои работы в зарубежных изданиях. С января 1937 г. главными «низкопоклонниками» изображались троцкисты. На XVIII съезде партии «низкопоклонство» было распространено едва ли не на всех «вычищенных» из общества «врагов народа». Отдавая дань классовому шовинизму, Сталин объявил: «Троцкистско-бухаринская кучка шпионов, убийц и вредителей, пресмыкавшаяся перед заграницей, проникнутая рабьим чувством низкопоклонства», есть лишь «кучка людей, не понявшая того, что последний советский гражданин, свободный oт цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши».

По мере изживания  крайностей национального нигилизма  в 30-е годы заявила о себе и тема о необходимости преодоления космополитизма. Так, писатель И. Катаев призывал: «Безнадежных "космополитов", отщепенцев, эту вялую богему, не помнящую родства, надо поскорее вымести вон из искусства». А. Толстой, прослеживая развитие отечественной литературы, говорил, что к 1941 г. она «от пафоса космополитизма, а порою и псевдо-интернационализма пришла к Родине, как к одной из самых глубоких и поэтических своих тем»18.

Заканчивая  обзор традиционно-русских явлений  в духовной культуре Советской России 1930-х годов, следует подчеркнуть, что, при всем желании уничтожить всякий истинных духовно-культурный консерватизм, всякую положительную связь общественного сознания с православно-национальными ценностями, коммунистическая диктатура по большому счету оказывалась бессильной на этом разрушительном поприще. Даже тогда, когда непокорные земным властям писатели и художники физически уничтожались, их образы и их идейное наследие приобретали еще большую духовную красоту и пророческую силу в глазах современников и последующих поколений. Поданным переписи населения 1937 г., о своей вере в Бога заявили более 45% населения СССР. При этом среди пожилых людей верующих оказалось почти в два раза больше, чем неверующих; среди неграмотных доля верующих составляла 74%. Это свидетельствовало о тщетности усилий по завершению атеизации населения за годы предыдущей «безбожной пятилетки».

 

Заключение

Таким образом, 30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы.

Годы советской  власти значительно изменили облик  России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной  стороны, нельзя не признать, что в  годы революции и после нее  культуре был нанесен большой  урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Несомненно, существовали и плюсы: огромный рост грамотных людей, создание различных учебных заведений, более 40 народов обрели свою письменность, женщина была уравнена во всех правах с мужчиной, необычайный трудовой энтузиазм.

Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

 

Список литературы

  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816с.
  2. Булычев Ю.Ю. История русской культуры. – СПб: СПбГУКИ, 2004 – 202 с
  3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — 572 с
  4. Гюнтер Х. Поющая Родина. Советская массовая песня как выражение архетипа матери // Вопросы  литературы. – Июль-Август – 1997. – С. 47.
  5. Маркова А.Н. (ред.) Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. —600 с.
  6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. — Изд. 4-е. Брянск: "Курсив", 2000. — 539 с.

1 Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816с.

2 Маркова А.Н. (ред.) Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. —600 с.

3 Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816с.

4 Маркова А.Н. (ред.) Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. —600 с.

5 Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — 572 с

Информация о работе Власть и культура в 30 годы 20-го века