Влияние на развитие туризма географических открытий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

В результате Великих географических открытий в экономике Нидерландов и Англии бурное капиталистическое развитие, которое послужило развитию слоя буржуазии, а также развитию торговли и т.п. Франция, Испания и Португалия слабее пользовалась результатами открытий, т.к. отсутствие экономических стимулов привело только к росту роскоши среди правящих классов. Эпохой великих географических открытий принято называть период с конца XV до половины XVII в. Этот период немногим более полутораста лет - совсем небольшой срок в истории человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Великие географические открытия…………………………………………...4
1.1.Последствия великих географических открытий…………………………………………………………………………7
2.Вклад русских землепроходцев в открытие и освоение новых земель…....11
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

история развития туризма.docx

— 52.75 Кб (Скачать файл)

4. Всероссийский - начало XVII - середина XIX вв. Русский народ распространяется по всей равнине от Балтийского и Белого морей, до Черного и Каспийского, а на востоке не только доходит до Тихого океана, но начинает и заокеанскую экспансию. Политически главным здесь является создание и укрепление общероссийской власти на всем пространстве империи. Экономику же определяет окончательно сформировавшаяся крепостная система при начавшемся промышленном перевороте. Четвертый период - это период Всероссийский, императорско-дворянский, крепостнический и фабрично-заводской [6].

Основной вид хозяйственной  деятельности наших предков вроде  бы предполагал оседлость, так как  славяне были земледельцами. Но скудость почв и способ подготовки пашни, так  называемое подсечное земледелие, заставляли их искать все новые места для  земледелия. Густые леса и малое  количество опольев вынуждали славян вырубать лес на территории, размеченной под пашню, затем его сжигать. Полученная зола служила первоначально единственным удобрением. Но урожаи, и без того ставившие наших предков на грань выживания и составляющие сам-2, сам-3, становились совсем мизерными от полного истощения земли уже через пять лет. Приходилось искать новый участок. Восстановление же плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Таким образом, славянам приходилось осваивать все новые и новые пространства.

Первые путешествия наших  предков носили такой же характер, как и в других странах: переселенческий  и колонизационный, военные походы, пиратство, торговые и дипломатические  экспедиции и, наконец, паломничество  и миссионерство. О курортах и  лечебном туризме можно говорить лишь начиная с правления Петра  I.

Заметную роль в образовании  Древнерусского государства, по всей вероятности, сыграли походы варягов, сделавшие  Русь одним из центров транзитной торговли между Востоком и Западом.

Торговлю между Европой  и Азией необходимо было воссоздать. И периферийные земли восточных  славян, которые до этого практически  не были включены в культурный взаимообмен  между двумя частями света, вдруг  становятся ключевыми. Дело в том, что  на данном географическом пространстве существуют системы рек, которые  текут практически во всех направлениях. Используя эти естественные системы  коммуникации - а других, заметим, у  наших предков и не было, - можно  было преодолевать огромные пространства, "переплывая" из одной системы  рек в другую, лишь иногда пользуясь "волоком", т.е. посуху перетаскивая корабли из одной реки в другую.

Эти водные пути, видимо, были известны давно и активно использовались славянами, которые, мало торгуя друг с  другом из-за преобладания натурального хозяйства, издревле вели внешнюю торговлю. Причем торговля велась и в северном направлении - до Балтийского моря, и в Южном - до Черного и Каспийского морей.

Древнерусское государство  раскинулось от Ладоги до Черного  моря с севера на юг, и от Закарпатья до Средней Волги с запада на восток. И в основе создания (возникновения) его лежали как миграционные процессы, так и военные и торговые походы русичей и варягов.

Исторически сложилось, что  объектом внешней политики может  считаться и внешняя торговля в тот период времени. Все иностранные  купцы получали у великого князя  разрешение на проезд через его территорию и торговлю на нем. Всегда в первую очередь князю показывались все  образцы завезенных товаров. Иностранные  купцы объединялись в национальные союзы, которые искали определенных льгот, в свою очередь они добивались и определенных льгот для нашего государства у себя на родине, т.е. отношения поднимались, переплетаясь, с уровня торговли на более высокий  межгосударственный уровень.

К ближнему зарубежью надо отнести те страны и народы, с  которыми граничило Древнерусское  государство, ведя активную торговлю и  осуществляя военные экспедиции: Норвежское королевство, Корела, Свея, Малая и Великая Пермь, Литва, Чудь, Ляшская земля, Тиверцы, Уличи, Болгарская сторона (государство хана Аспаруха), Молдова, Угория, печенеги, половцы, торки, черные клобуки, берендеи, Хазарский  каганат, Волжская Булгария.

Внешнеполитические отношения  поддерживались также с Английским королевством, Священной Римской  империей германской нации, Византией, Австрийскими маркграфами и герцогами, Французским королевством (Капетингов).

Для осуществления морских  и речных походов на Руси существовал  ладейный флот. Это был флот по преимуществу торговый. Для мореходов были характерны плавания купцов, а не военные походы. За весь X в., например, флот был использован для войны не более 9 - 10 лет.

Торговля на пути "из варяг  в греки" велась через Константинополь, или, как его называли на Руси, Царьград, но также торговали и с византийскими  колониями в Крыму. Из Византии на Русь поступали дорогие ткани, золотые  и серебряные украшения, вина, фрукты.

В 936 г. русские ладьи в  составе Византийского флота  побывали с торговым визитом в  Италии. Есть упоминания и на еще  более ранние совместные торговые контакты славян и Византии - в 629 г. состоялся "вояж" на Крит, аналогичное "путешествие" было повторено в 961 г.

Развивалось паломничество  на Руси. Оно рассматривалось как духовно-очистительный подвиг. Паломничество было весьма опасным странствием. По свидетельству инока Зосимы, дьякона Сергиева монастыря, "ходя по святым местам и подъях раны довольны от злых арапов. Аз же грешный все терпя за имя Божие" [7]. Описания "хожений" являются первыми путевыми очерками в русской литературе. Их жанровая емкость сочетается с документальностью путеводителя, где можно почерпнуть и много исторических сведений, при этом для них характерен религиозно-нравственный пафос.

Первым известным произведением  на Руси, в котором описывался паломнический "тур", является знаменитое "Хожение" или "Хождение" игумена Даниила. Оно представляет собой описание путешествия игумена одного из черниговских монастырей - Даниила (2-я половина XI - начало XII вв.), который, возглавил группу русских паломников. Он посетил Палестину в 1104-1107 гг., проведя там 16 месяцев и участвуя в одном из крестовых походов, возглавляемым королем Балдуином, а затем подробно все описал в "Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена".

Об игумене Данииле  известно немногое, а все, что известно, носит зачастую предположительный  характер. "Хожение." было необыкновенно  популярно в средневековье, к  настоящему времени известно более  ста пятидесяти его списков.

Произведение Даниила  является точным с точки зрения географии  и весьма репрезентативным с точки  зрения фактологии путеводителем в  Палестину. Паломник, зная расстояние в километрах или днях пути, может  точно рассчитать, когда он прибудет в тот или иной пункт своего путешествия. Но этот "путеводитель", разумеется, рассчитан не на праздного  туриста, а на человека, который идет на поклонение к святыням христианства. "Остров Мармар, где миро выходит  из глубины морской и многие святые мученики были потоплены мучителем. Остров Тенеда - здесь покоится прах святого мученика Аввакума. Против того острова на берегу был великий  город именем Троя, тут апостол  Павел утверждал христианство. От Тенеды до острова Митилийского верст  сто, здесь покоится прах митрополита  Митилийского" и т.п. Если купца  Марко Поло интересуют те или иные товары и их производство с точки  зрения выгодности их на мировом рынке, то у Даниила описывается только производство ладана.

Даниил подробно останавливается  на чувствах паломников, не могущих  и не желающих скрыть слез радости, когда они впервые видят Иерусалим. Он "проводит" очень фактологически насыщенную экскурсию по городу, рассказывая  о церкви Вознесения, дает подробное  описание Гроба Господня: "Высечена в каменной стене, наподобие небольшой  пещерки с малыми дверцами, как  можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в  длину и четыре в ширину. И как  влезешь малыми дверцами в эту  малую пещеру, то на правой стороне  будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерного камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка священная, покрыта мраморными плитами. В стороне проделали три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане.". Игумен Даниил не просто перечисляет святыни: место распятия Христа, жертвенник Авраама, столп Давида, дома Урии и Соломона, или дает характеристику мест, связанных с жизнью Спасителя: Вифлеем, Гефсимания, Вифания, Елеонская гора и т.д., но и приводит соответствующие сюжеты из Святого Писания, поясняющие и проясняющие для паломников значение этих мест. "Хожение." можно рассматривать как своеобразный библейский "краткий курс".

Даниилу повезло с "гидами", он сумел осмотреть практически  все достопримечательности Палестины, а также побывал в Акре, Бейруте, Антиохии. Полон горечи его рассказ  о странствии через раскаленные  пески пустыни из Иерусалима к  реке Иордан, изобилующие разбойниками. И хотя там "всего" 20 верст, для  некоторых это были последние  версты в их жизни.

Даниил сподобился особой милости у игумена церкви Вознесения, ему одному разрешили пройти ко Гробу  Господню. Даниил свидетельствует: "Я  измерил гроб в длину и ширину и высоту. При людях невозможно никому его измерять." [7]. Но размеров святыни он, конечно, не дает, понимая, что это святотатство.

Нельзя обойти вниманием  и "Путешествие Новгородского  архиепископа Антония в Царьград" в XII столетии. Имя этого замечательного путешественника в миру было Добрыня Андрейкович. На рубеже XII - XIII вв. он побывал в Царьграде. Когда именно началось его путешествие, неизвестно, но в его записках говорится о том, что он прибыл в Царьград в мае 1200 г. Как правило, путь из Руси в Палестину составлял тогда около полутора лет. После возвращения из паломнического "тура" он принял постриг в Хутынском Спасском монастыре под именем Антоний, а затем был избран новгородцами своим архиепископом. Этого чина жители Новгорода удостаивали его трижды.

"Путешествие." Антония  представляет огромный интерес,  в частности, потому, что он  посетил столицу Византии до  разгрома ее крестоносцами в  1204 г. Им описаны наиболее значимые  святые места Царьграда и его  окрестностей. Это церкви Богородицы (Фарская), св. Козьмы и Домиана,  св. Луки, св. Георгия и др. Особенно  подробно Антоний останавливается  на описании интерьера храма  св. Софии: ее иконах, мозаиках, удивительном  алтаре и чудотворных столбах,  а также богослужения в нем.  Посещает он и монастыри, в  частности Студийский. "Путешествие." представляло собой неплохой  путеводитель для паломников  по Царьграду.

В Никоновской летописи под 1389 г. помещено "Хожение Пименово в Царьград", составленное смоленским дьяконом Игнатием. "Хожение." представляет большой интерес и с точки  зрения светской науки - географии. В  нем дано первое описание Дона: от верховьев  до устья. А кроме того, сопоставлены опустошенная юго-восточная Русь, стонущая под монголо-татарским игом и  жизнь в Золотой Орде. "Было же это путешествие печально и  уныло, ибо пустыня всюду. Нигде  не видно людей - только великая пустыня  и множество зверей. Дошли до земли  татар, а их множество на Дону-реке, как песок. Видели стада татарские, немыслимое множество всякого скота" [8].

Паломничество продолжилось в Египте, куда русичи ходили вместе с Иерусалимским патриархом, там  они посетили христианских отшельников. В Египте Коробейников и Греков видели корабли из Индии, до которой, как  они узнали, три месяца "ходу" морским путем. Примером уровня технических  знаний того времени является их упоминание о том, почему при строительстве  кораблей не употребляются железные гвозди. "А гвоздия железна и потому в кораблях нет, что в море камени магнита много, и тот магнит привлекает к себе железо" [7].

Огромен вклад русских  землепроходцев в открытие и освоение новых территорий. В X-XII вв. на север и северо-восток, в "полуночные страны" направляли свои ладьи новгородцы. Именно они первыми из восточных славян проникли за Камень (Урал). Параллельно новгородцам на восток двигались и представители народа коми (зыряне и пермяки). В русских летописях путь через Уральские горы в Приобье носил название "Зырянская дорога, или Русский тес". Первоначально его, видимо, проведали коми-зыряне, а затем он был уже использован русскими, которые по традиции замечали свой путь метками-затесами на деревьях (отсюда и название - "тес").

Более удобные "южные" пути на восток прокладывались русскими в ходе длительного и жесткого противоборства со "степными народами". Жители Казанского и Астраханского  ханств препятствовали торговле, грабя  караваны купцов, идущих по Волге. Примером этому может служить начало "путешествия" тверского купца Афанасия Никитина, который летом 1466 г. отправился вниз по Волге из Твери для заморской  торговли за море "Хвалынское", или "Дербенское", как тогда называли Каспий.

В 1500 г. была подчинена югра - так собирательно называли русские  народы Приполярного Урала. И весь северный океанский берег от Тромсе и устья  Северной Двины на западе до Печоры и Оби на востоке стал российским.

В сентябре 1581 г. начался  поход Ермака. Перед ними раскинулись  перевалы Среднего Урала. Надо было через  них "перебросить" флот. С этой воистину титанической задачей казаки справились блестяще. У них не было возможности выравнивать путь, ставя  струги на катки, как это было на "волоках" в Центральной России. По словам самих казаков, они поднимали  суда в гору "на себе", т.е. на руках. Спустив суда в реку Баранчук, они  достигли сначала реки Тагил, а потом и реки Туры. Менее чем за два месяца казаки достигли Иртыша. В начале октября была первая стычка с татарами у деревни Епанчина, бежавшие татары добрались до ставки хана Кучума в Искере, разумеется, раньше Ермака.

Поход под предводительством  Ермака был предвестником многочисленных экспедиций XVII в. Казаки проложили путь в Западную Сибирь, куда потом хлынули не только первопроходцы и ратные люди, но и крестьяне-переселенцы.

Информация о работе Влияние на развитие туризма географических открытий