Внешняя политика США в 1918-1936 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:54, реферат

Краткое описание

Вооруженная интервенция империалистических стран против Советской России потерпела поражение. США и после этого продолжали проводить в отношении России политику непризнания, блокады и изоляции, политику собирания антисоветских сил. Это был курс на то, чтобы заставить советскую Россию вернуться на капиталистический путь развития. Они пытались не допустить и соглашений стран Западной Европы с советской Россией, считая, что это ускорит ее падение. Даже личные контакты граждан США и России были слишком усложненными.

Содержание

Введение
1. Послевоенный внешнеполитический курс В. Вильсона
2. Внешняя политика США в 1924-1929 гг.
3. США на международной арене в годы экономического кризиса
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика США в 1918-1936 гг.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя политика США  в 1918-1936 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Послевоенный внешнеполитический курс В. Вильсона

4

2. Внешняя политика США в 1924-1929 гг.

7

3. США на международной арене в годы экономического кризиса

11

Заключение

15

Список использованных источников

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешняя политика США  после окончания Первой мировой  войны базировалась на солидной экономической  и военной мощи и имела целью  утвердить лидерство США в  послевоенном мире. Это вело к экспансионистским шагам с их стороны, к покорению мировых рынков. США выступали в роли арбитра при решении сложных международных проблем (репарационные платежи на Версальской конференции). Послевоенные годы были годами утверждения США как ведущей державы мира. Ситуация для этого была достаточно благоприятная. Одни конкуренты разгромлены, другие – ослабленные.

 Неудивительно, что  в США не хотели смириться  с решением Парижской мирной  конференции. Считали, что США  ничего не получили, поставили себя под угрозу выполнение обязательств перед европейскими государствами. Изоляционисты (те, кто не хотел связывать США обязательствами перед Лигой Наций, где руководящая роль принадлежала европейским государствам) не допустили ратификации Версальского договора. США не стали членом Лиги Наций.

 США не смирились  с фактом появления на международной  арене нового государства – Советской России. Они ее не только не признавали, но и взяли курс на уничтожение путем экономической и политической блокады, оказание военной помощи белогвардейцам и прибегли к прямой вооруженной интервенции.

 Вооруженная интервенция  империалистических стран против  Советской России потерпела поражение.  США и после этого продолжали  проводить в отношении России  политику непризнания, блокады и изоляции, политику собирания антисоветских сил. Это был курс на то, чтобы заставить советскую Россию вернуться на капиталистический путь развития. Они пытались не допустить и соглашений стран Западной Европы с советской Россией, считая, что это ускорит ее падение. Даже личные контакты граждан США и России были слишком усложненными.

 После Первой мировой  войны монополии США, имея большие  экономические, финансовые возможности,  проникали на европейские рынки.  Это привело к обострению американо-английских, американо-французских противоречий. Заметим, что характер противоречий не был опасен для сохранения мира.

 

 

 

1. Послевоенный внешнеполитический курс В. Вильсона

 

После первой мировой войны Соединенные Штаты впервые вышли на арену мировой политики в качестве первостепенной мировой державы. Только теперь они впервые вошли в ряды великих держав. Впервые политические лидеры США смогли реально поставить задачу установления «мирового лидерства», мировой гегемонии Америки. Конечно, эти лозунги нередко выдвигались американскими политиками и ранее, в XIX в., но только после первой мировой войны они стали реальной возможностью, приобрели реальный смысл.

В лице Соединенных Штатов у Англии появился в начале XX в. новый  конкурент, дававший о себе знать  главным образом в странах Западного полушария. Однако перед лицом острейших англо-германских противоречий возникшие в тот период англо-американские противоречия отходили на второй, а то и на третий и т.д. план. Ни в большинстве стран Азии, ни в Африке, ни в Южной Америке, не говоря уже о Европе, Соединенные Штаты не играли тогда сколько-нибудь крупной роли. По сути дела, США в начале XX в. не стали еще великой державой.

Следовательно, налицо был  своеобразный парадокс: экономическое  первенство Соединенных Штатов – и в то же время относительно второстепенная их роль на арене мировой политики.

Из этого и исходили конкретные планы послевоенного  устройства мира, выдвинутые тогда  Соединенными Штатами. Они были изложены в послании президента Вильсона конгрессу  США 8 января 1918 г. Так появились знаменитые «Четырнадцать пунктов Вильсона».

В этой программе американского  президента были выдвинуты весьма необычные  для того времени радикальные  лозунги. Они включали следующие  требования, которые звучали весьма демократично:

- отмену всех тайных договоров между странами Антанты, заключенных ими в годы первой мировой войны с целью передела колоний и сфер влияния;

- обеспечение свободы  мореплавания;

- отмену всех таможенных  барьеров и международное признание  принципов «открытых дверей» и «равных возможностей»;

- справедливое решение  колониальных проблем и возможность  признания права народов колониальных  стран на независимость;

- ограничение вооружений;

- открытые и гласные  переговоры о заключении мира  с Германией и ее союзниками;

- создание международной организации по охране мира – Лиги Наций.

Немедленно вслед за посланием президента Вильсона конгрессу  в американской печати развернулась шумная кампания восхваления "Четырнадцати пунктов Вильсона", восхваления "миролюбия", "бескорыстия" и "благородных устремлений" Соединенных Штатов. Так, уже на следующий день после появления "Четырнадцати пунктов" газета "New York Tribune" писала: "Вчерашнее обращение президента Вильсона к конгрессу будет жить как один из величайших документов американской истории и как одно из неизменных приношений Америки на алтарь мировой свободы" [8, с. 45-48].

В советской же историографии "Четырнадцать пунктов" Вильсона традиционно рассматривались как  чистейшая демагогия, вуалирующая  истинные империалистические замыслы правящих кругов США, ничем принципиально не отличавшиеся от захватнических устремлений европейских империалистических держав.

Программа американского  президента отражала реальные империалистические устремления США. В самом деле, почему, например. Соединенные Штаты добивались ликвидации тайных договоров стран Антанты? Да потому, что США не участвовали в их составлении и опасались, что они могут оказаться обделенными. Поэтому они стремились аннулировать эти тайные договоры и заключить другие договоры, выгодные для США.

Одной из важнейших задач  США было добиться свободного доступа  в колониальные и зависимые страны. Но для этого Соединенным Штатам надо было добиться превращения этих стран из объекта монопольной  эксплуатации той или иной империалистической державы в объект общей эксплуатации "на равных". Соединенные Штаты были уверены в том, что при данных условиях победу одержит сильнейшая в экономическом отношении держава. Они не боялись даже признания формальной политической независимости тех или иных колониальных стран. Они уже имели пример того, как формально независимые страны Центральной Америки методами экономического закабаления превращались в полностью зависимые от Соединенных Штатов. Так вырабатывались новые формы колониальной зависимости, получившие впоследствии название неоколониализма.

Наконец, будучи уверенными в силе, в способности стать "мировым  суперарбитром", Соединенные Штаты  выдвинули лозунг Лиги Наций, надеясь  сделать ее орудием своей гегемонии. Не случайно в то время деятели  американского правительства говорили о том, что они стремятся «распространить доктрину Монро на весь мир».

Таким образом, форма  империалистической экспансии, выдвигавшаяся  в 1918 г. Соединенными Штатами, отличалась от классических образцов, защищаемых европейскими державами. Америка стремилась не к перераспределению территорий, колоний и сфер влияния между державами-победителями в первой мировой войне (это было выгодно Англии и Франции, связанным системой тайных договоров), а к установлению "нового мирового порядка", на условиях "открытых Дверей", "равных возможностей", "справедливого" решения колониальных проблем под эгидой Лиги Наций, в которой Соединенные Штаты надеялись играть решающую роль. В этой программе правители Америки видели путь к тому, чтобы вырвать из рук Старого Света ключи к мировой гегемонии. Именно поэтому их программой были не отдельные территориальные приобретения, а установление мировой гегемонии Америки [5, с. 167-169].

Программа переустройства мира, выдвинутая в 1918 г. американским президентом, не была однозначной. Напротив, она имела двойственный характер, сочетая принципы глобализма и либерализма. В качестве двух важнейших целей страны она ставила достижение гегемонии Америки и выдвижение либеральной альтернативы социалистической угрозе. Об этом четко говорил и сам Вильсон, ставя перед внешней политикой США задачу - "совместить участие в мировой борьбе за могущество с руководством мировым либеральным движением".

Из этих же расчетов исходила и программа США по вопросу  об отношении к побежденной в  первой мировой войне Германии. Соединенные Штаты не были заинтересованы в чрезмерном ее ослаблении. В лице достаточно сильной, хотя и ослабленной Германии они хотели создать противовес усилению роли Англии и Франции. Необходимо было также добиться подавления революции в Германии, начавшейся в ноябре 1918 г. и создавшей реальную опасность распространения большевизма на Западную Европу. Поэтому перед Соединенными Штатами возникла задача - помочь германской буржуазии в борьбе против революции и вместе с тем с помощью крупных инвестиций в экономику Германии завоевать там ведущее положение, с тем чтобы впоследствии распространить это руководящее положение на экономику и политику послевоенной Европы.

Таким образом, после  первой мировой войны перед Соединенными Штатами встали чрезвычайно важные и ответственные задачи в системе международных отношений. Поэтому делегацию США на Парижской мирной конференции возглавил сам президент. Впервые в истории страны президент Соединенных Штатов во время президентского срока покинул территорию страны, нарушив тем самым длительную американскую традицию [9, с. 85-86].

 

 

 

2. Внешняя политика  США в 1924-1929 гг.

 

Внешняя политика республиканской  администрации в период относительной  капиталистической стабилизации отражала возросшие экспансионистские устремления американского империализма. Руководящие круги финансового капитала США с удвоенной энергией продолжали борьбу за завоевание мировой гегемонии. На первый план они выдвигали тогда методы финансово-экономической экспансии. Поэтому внешняя политика правительства Кулиджа проходила под флагом изоляционизма. Республиканская администрация по-прежнему отвергала принцип военно-политических союзов с европейскими странами и защищала лозунг неограниченной «свободы рук» для США.

Важнейшим направлением внешней политики США была борьба за расширение внешней торговли, завоевание новых рынков и увеличение заграничных капиталовложений. Сильно увеличились американские заграничные инвестиции. Одни только частные капиталовложения составили к концу 20-х годов около 16,5 млрд. долл., а вместе с государственными займами общая сумма зарубежных инвестиций США достигла 27 млрд. долл. Огромные масштабы экспорта капитала приносили американским монополиям колоссальные прибыли: ежегодные доходы от заграничных инвестиции составляли тогда около 850 млн. долл.

Особенно активно экономическая  экспансия Соединенных Штатов велась в странах Латинской   Америки.   Руководствуясь идеологией панамериканизма и «доктриной Монро», США проникали в их экономику, вытесняя оттуда своего основного конкурента – Англию. Если до первой мировой войны капиталовложения Соединенных Штатов в Латинской Америке были в четыре раза меньше английских инвестиций, то к 1929 г. они составили уже 95% их суммы. Усиление экономических позиций США в странах Латинской Америки влекло за собой все большее вмешательство в их внутренние дела. К концу 20-х годов 14 из 20 латиноамериканских государств в той или иной степени находились под экономическим, политическим или военным контролем Соединенных Штатов. Для защиты своих привилегий правительство Кулиджа не раз посылало войска, которые беспощадно расправлялись с участниками национально-освободительного движения. Так, в декабре 1926 г. американская   морская  пехота   высадилась в Никарагуа. Цель этой военной экспедиции,   как   было   прямо сказано в послании Кулиджа конгрессу, состояла в том, чтобы защитить «инвестиции и деловые интересы Америки в Никарагуа» и «поддержать стабильность, порядок и хорошее правительство в этой стране».

Восстановив власть свергнутых народом ставленников США, американские войска в течение нескольких лет вели военные действия против   патриотических сил этой страны. Вооруженные силы США продолжали оставаться также в Панаме, на Гаити, Кубе и в ряде других стран Центральной Америки.

Информация о работе Внешняя политика США в 1918-1936 гг.