Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 13:52, реферат
С конца 1991 г. острый характер приобрёл чеченский кризис, ставший серьёзным дестабилизирующим фактором общественно-политического развития России в 1990-е гг.
27 октября 1991 г. президентом Чеченской республики был избран боевой лётчик генерал Джохар Дудаев, который объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия и о выходе её из состава РСФСР. Чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России.
Министерство информационных технологий и связи РФ
Колледж телекоммуникаций и информатики
ГОУ ВПО СибГУТИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
Вариант 4
Выполнил: студент группы 44-МС
Лазовский Александр Геннадьевич
Новосибирск 2014
Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание.
С конца 1991 г. острый характер приобрёл чеченский кризис, ставший серьёзным дестабилизирующим фактором общественно-политического развития России в 1990-е гг.
27 октября 1991 г. президентом
Чеченской республики был
Первая Чеченская кампания (1994-1996)
10 августа 1994 г. на
съезде сторонников Джохара
В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты встали на путь террора. В 1995-1996 гг. боевики совершили вооружённые захваты больниц с сотнями заложников в городах Будённовске (Ставропольский край) и Кизляре (Дагестан). Только в будённовской больнице 14 июня 1995 г. боевики во главе с Басаевым захватили и 6 дней удерживали 1,5 тыс. заложников, 129 из них погибли. Премьер-министр России В.С.Черномырдин вступил по телефону в переговоры с Басаевым, в результате чего оставшиеся в живых заложники были освобождены, а отряд боевиков получил возможность беспрепятственно вернуться в Чечню. После этого в июне-июле 1995 г. прошли переговоры между представителями федеральных властей и чеченскими сепаратистами, и было подписано соглашение о прекращении огня. Однако осенью того же года боевые действия в Чечне возобновились.
В Росси росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». Военные действия продолжались до лета 1996 г., когда удалось достичь перемирия. 27 мая 1996 г. была достигнута договорённость о прекращении военных действий. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) представитель руководства России (секретарь Совета безопасности РФ А.И. Лебедь) и сепаратистов (Аслан Масхадов, сменивший Д.Дудаева, уничтоженного точечным ракетным ударом 20 апреля 1996 г. в результате спецоперации федеральных сил) подписали совместное заявление («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни. Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2001 г. Так завершилась первая чеченская кампания.
Вторая чеченская кампания (1999 г.)
Вскоре чеченские сепаратисты возобновили террористические акты и военные действия, они форсировали процесс выхода из состава РФ. В ответ на это 2 августа 1999 г. правительство России начало «контртеррористическую операцию» в Чечне. Боевики были вытеснены из населённых пунктов в горы. В Чечне были предприняты попытки по восстановлению конституционного порядка.
В 2003 г. была принята конституция республики как субъекта РФ, на её основе были созданы новые органы власти, проведены выборы президента Чечни. Им стал Ахмад Кадыров (который в бытность главным муфтием Чечни первым объявил джихад России). В этих условиях президент так называемой Ичкерии А. Масхадов терял легитимность и автоматически становился не лидером республики, а сепаратистов-боевиков. В ходе войны в Чечне федеральными войсками применялись воздушные бомбардировки Грозного, «зачистки» освобождённых от боевиков территорий. Только за полтора года «контртеррористической операции» было убито 15 тыс. боевиков.
Серьёзные жертвы были среди гражданского населения. По данным Р. Хасбулатова, за время военных действий в Чечне к весне 2000 г. погибли 20 тыс. мирных жителей. К этому времени, по официальным данным, 120 тыс. жителей Грозного остались без крова. Чечню покинули 250 тыс. беженцев. Население Чечни с середины 1990-х гг. к февралю 2000-го сократилось примерно втрое – до 300-400 тыс. человек.
За время боевых действий с 1994 по весну 2001 г. федеральные силы потеряли свыше 6 тыс. человек убитыми и около 14 тыс. было ранено. За 5 лет и 10 месяцев (со 2-го августа 1999 по июнь 2005г.), по сведениям Комитета солдатских матерей, погибло и умерло от ран 25 тыс. федеральных солдат и офицеров (почти вдвое больше, чем за 10 лет советско-афганской войны).
Ведение боевых действий на Северном Кавказе только к февралю 2000 г. обошлись казне, по западным подсчётам, более чем в 170 млн. долларов.
Борьба с терроризмом
Чеченские боевики, используя иностранную помощь и наёмников, продолжают политику террора. Только в 2002 г. они взорвали дом правительства в Грозном, произвели взрыв в Каспийске в рядах мирной демонстрации по случаю Дня Победы 9 мая, в октябре захватили 900 заложников в Театральном центре на ул. Дубровка в Москве во время показа мюзикла «Норд-ост». Угрожая взорвать здание этого центра с помощью террористок-смертниц, они требовали вывести федеральные войска из Чечни. Впервые правительство России не пошло на уступки. 26 октября 2002 г. была проведена спецоперация, в ходе которой почти все 40 террористов были уничтожены. Погибли и 130 заложников, пострадали ещё около 700.
В День Победы 9 мая 2004 г. взрыв на стадионе в Грозном унёс жизнь президента Чеченской республики Ахмада Кадырова. Президентом Чечни был избран его сын Рамзан Кадыров. В 2004 г. в День знаний террористы захватили здание школы в городе Беслан (Северная Осетия) и удерживали в качестве заложников детей, учителей и родителей, пришедших на праздничную линейку. Несмотря на всё это летом 2006 г. добровольно сдавшимся боевикам была предложена амнистия.
Россия в основном разрешила свой внутренний конфликт в Чечне. Сепаратисты, опиравшиеся на экстремистские исламистские группировки внутри внутри республики и за рубежом, потерпели политическое и военное поражение: крупные бандформирования разгромлены, часть боевиков добровольно вышла из подполья и амнистирована, иностранные наёмники уничтожены или вынуждены были покинуть Чечню.
Кавказ и в целом кавказское стратегическое направление уже более двух десятилетий находятся на острие проблем внутренней и внешней безопасности Российской Федерации. Говоря о Кавказе, в географическом смысле мы имеем ввиду российский Северный Кавказ и Южный Кавказ (Закавказье) с расположенными здесь Азербайджаном, Арменией и Грузией.
Однако в расширенном геополитическом и стратегическом отношении Кавказ – это и те страны и организации, чья политика и деятельность в этом регионе прямым или опосредованным образом угрожают национальным интересам и безопасности Российской Федерации. И в этом случае мы уже говорим о США, Евросоюзе и НАТО. Кроме того, это Турция, Иран и некоторые другие государства исламского мира.
На протяжении всего этого периода политика России на Северном Кавказе и на Кавказе в целом сталкивается с рядом старых и новых проблем, вызовов и угроз, не совместимых с понятиями политической стабильности, социально-экономического благополучия и безопасности. Затяжной и масштабный характер негативных процессов на российском Северном Кавказе превратили его в зону повышенной активности исламских экстремистов, рассадник терроризма и бандитизма и «черную дыру» российской финансовой системы. Составляя по размеру территории (172 366 кв. км) и общей численности населения (9 254 940 чел.) около 1% от аналогичных показателей всей России, этот регион создает столько острых проблем, что с ними пока не может справиться вся страна. Это явный вызов и угроза национальным интересам и безопасности России.
После развала СССР, этого самого трагичного и тяжелейшего по своим последствиям события в истории российской государственности, отбросившего Россию к границам 16 века и перечеркнувшего огромные достижения и перспективы российской и советской цивилизации, нашей стране снова угрожают сценарием нового распада, на этот раз конкретно на северокавказском направлении. Россия не может допустить того, чтобы с ней произошло то же, что случилось с СССР. Мы обязаны говорить об этом прямо и открыто. И не только говорить, но и действовать. Причем действовать незамедлительно, масштабно и решительно. Этого требуют нарастающие на Кавказе новые террористические и военные угрозы для России, продолжающееся вмешательство во внутренние дела нашего государства со стороны ряда стран ближнего и дальнего зарубежья и появление потенциальных вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России, создаваемых нынешним острым военно-политического кризисом в исламском мире Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Одним из ответов на обозначенные выше вызовы и угрозы стало принятие президентом РФ решения о создании нового федерального округа со всеми вытекающими из этого последствиями. 19 января 2010 года указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Геннадьевич Хлопонин.
Концентрацией на северокавказском направлении необходимых административно-политических, материальных, интеллектуальных и силовых ресурсов руководство Российской Федерации намерено поставить заслон на пути сползания Северного Кавказа к ситуации перманентного военно-политического кризиса, войны всех против всех, острых межнациональных и межклановых противоречий и конфликтов. Кроме того, не меньшее значение придается блокированию и пресечению продолжающегося вмешательства во внутренние дела нашего государства из-за рубежа – в первую очередь со стороны стран Запада и их главного сателлита и стратегического подрядчика на Кавказе – Грузии. Актуальной стала и задача нейтрализации угрожающих национальным интересам и безопасности России деятельности на Кавказе экстремистских мусульманских движений ряда мусульманских государств Среднего и Ближнего Востока и созданной ими здесь диверсионно-террористической сети.
Свои стратегические притязания на этот край, называемый "солнечным сплетением Евразии”, объявили многие страны, и, в первую очередь, США, Великобритания, Турция, Евросоюз и НАТО. В этот регион устремлены интересы ряда ведущих государств исламского мира и Китая. Деятельность враждебных российскому государству стран, группировок и сил на Северном Кавказе оказывает разрушительное воздействие на жизнь северокавказских народов, навязывает им ложные представления о возможности решить вопросы собственного благополучия за счет жизненных интересов других народов, лишает основную массу проживающих в северокавказском регионе российских мусульман возможностей и перспектив развития в составе свободной и демократической России.
Стабилизация в кратчайшие сроки военно-политической обстановки на Северном Кавказе, превращение этого неспокойного региона Российской Федерации в зону мира, реальной безопасности, социально-экономического благополучия и развития являются на сегодня важнейшими задачами обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации, укрепления ее международного авторитета и внешнеполитических позиций. Необходимо совершенно четкое и ответственное понимание того, что от состояния безопасности на Северном Кавказе зависит будущее всей нашей страны, целостность ее территории и безопасность граждан, а также состояние отношений России с внешним миром.
В связи с этим неотложной интеллектуальной задачей сегодня является глубокий и всесторонний анализ истории, движущих сил и мотивов сохранения и наращивания негативных общественно-политических и социально-экономических процессов на Кавказе хотя бы за последние три-четыре десятилетия. Без этого невозможно понять современное состояние и увидеть даже ближайшие перспективы развития военно-политической обстановки в Кавказском регионе и вокруг него.
Чрезвычайно важно классифицировать и оценить все факторы влияния на общую ситуацию в регионе Северного Кавказа, вскрыть их суть, истоки и динамику, увидеть все вызовы и угрозы национальным интересам и безопасности страны. Только на базе таких знаний возможна разработка эффективных предложений по содержанию стратегии политики России на Кавказском направлении в целом и на Северном Кавказе, в частности. Только обладание такими знаниями даст нам в руки надежный инструмент для выбора путей вывода северокавказского региона из сложившейся кризисной ситуации.
Любые проблемы Северного Кавказа должны рассматриваться в общем стратегическом контексте нынешнего состояния и перспектив развития обстановки во всем Кавказском регионе и вокруг него. Так, при всем том негативном влиянии на обстановку в регионе внутренних факторов, которые мы сегодня отмечаем на Северном Кавказе, главные угрозы национальным интересам и безопасности России на Кавказе все же исходят от США, Евросоюза и НАТО и их региональных союзников.
Справедливость этого утверждения подтверждается хотя бы тем, что без политической, финансовой и военной поддержки Запада ни режим Саакашвили в Грузии, ни ряд других стран, втянутых в поддержку антироссийских сил на Кавказе, не смогли бы долго находиться на своих нынешних военно-политических позициях и давно бы сдали их. Более того, на протяжении последних двух десятилетий военная политика США, Евросоюза и НАТО на Балканах, в странах Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на севере Африки и на Кавказе подтверждает, что одной из ее главных стратегических целей является создание своего рода дуги военного присутствия и контроля Западом стратегически важных районов и направлений, блокирующих Россию на всем протяжении ее южных границ и границ бывшего СССР от Черного моря и до Китая. Этой цели служат размещение на долговременной основе вооруженных сил США на Балканах (Косово) и на Аравийском полуострове (Катар), планы развертывания средств стратегической системы ПРО США в Румынии и в зоне Персидского залива, военное присутствие США и НАТО в Ираке и Афганистане, а также вся стратегия США в отношении Ирана, Сирии и других неугодных режимов в этой зоне мира.
Кавказу, непосредственно примыкающему к российской территории, в этой стратегии отводится особое место. Сегодня здесь наблюдается прямо-таки лихорадочная активность США, стран Евросоюза, Израиля и Турции по восстановлению и наращиванию военного потенциала Грузии, подготовке вооруженных сил Азербайджана. Не закрыта и тема включения в состав НАТО государств Южного Кавказа, в первую очередь Грузии.
Информация о работе Внутренняя политика России на Северном Кавказе