Военное противостояние СССР и Германии в годы Второй мировой войны: социально-экономический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа рассматривает проблемы социально-экономического противостояния СССР и Германии в годы Второй мировой войны. Характерная черта военного периода, особенно второго этапа войны, состояла в том, что противоборство двух противоположных социальных систем достигло наивысшего накала. Напряженнейшая борьба приводила к глубоким необратимым сдвигам в важнейших военной, экономической, политической, культурной сферах, определявших соотношение и состояние
сил воюющих сторон, их возможности и способности влиять на дальнейший ход войны.

Содержание

Введение...................................................................................................3 – 4
Глава 1. Военно-экономическое противоборство между СССР и Германией .....5 – 13
Глава 2. Социальное положение СССР и Германии в годы Второй мировой войны ......14 – 27
§ 1.Материально-бытовое положение населения ..................................14 – 19
§ 2.Пути сообщения и средства сообщения в годы войны………….19 - 23
§ 3.Пропаганда как оружие в войне ………………………………….23 - 24
Глава 3. Развитие науки и культуры в военный период …..................25 – 28
Заключение..................................................................................................29 – 30
Список использованных источников и литературы...............................31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.61 Кб (Скачать файл)

Отечественная война все  ярче и ярче раскрывала патриотизм советского человека. Угроза Родине отодвинула на задний план личное, подчинив все  интересы единой, благородной цели -  разгрому агрессора. Советские люди, проявляя высокое чувство гражданского самосознания, подчас отказывались от самого необходимого, чтобы приблизить час победы.

Одной из наиболее трудных  проблем военного времени явилось  обеспечение народных масс продуктами питания. В числе других причин эти  трудности были вызваны временной  потерей больших и плодородных  районов, а также резким ухудшением общего состояния сельского хозяйства. В решении продовольственного вопроса  главная роль принадлежала социалистическому  государству.  Установленные нормы  снабжения рабочих и служащих продуктами питания в целом всю  войну оставались устойчивыми, хотя были периоды, когда вносились изменения  в нормы выдачи хлеба.

Местные партийные и советские  органы уделяли внимание расширению торговой сети, хлебопекарен, развитию овощного  и животноводческого хозяйства в пригородных зонах и т.д. Но огромные трудности с продовольствием в условиях войны были неизбежны. Сокращение колхозной торговли в крупных индустриальных центрах привело к резкому росту цен на колхозном рынке.

Продовольственные трудности  испытывало большинство воевавших  государств.

Проблема продовольственного снабжения представляла для Германии определенную сложность. Уровень жизни  немцев был ниже, чем у их противников. Помня печальный опыт Первой мировой войны, нацистские лидеры всеми средствами стремились избежать голода. К началу войны Германии удалось создать запасы зерна в 6,5 млн тонн. С самого начала войны было введено рационирование основных продуктов и товаров. Разумеется, лучше всего снабжался вермахт, но и для гражданского населения устанавливались сравнительно высокие нормы потребления, приблизительно равные британским.

Из-за нехватки товаров правительству, чтобы не допустить инфляции, приходилось  снижать покупательный уровень  населения. Решающее значение в этом имело соотношение заработной платы, доходов и налогов. Согласно принятому  постановлению о военном хозяйстве, снимались все доплаты за сверхурочные часы, ночные смены и работу в  выходные дни, практически отменялись отпуска, вводились десятичасовой  рабочий день и трудовая повинность.

Жесткие меры правительства  сразу вызвали критику. Против них  выступали некоторые гауляйтеры, руководитель Трудового фронта Р. Лей, заместитель фюрера по партии Р. Гесс. Недовольство проявили также промышленники и руководители военно-экономических управлений, опасавшиеся падения производительности труда. Гесс и Лей считали политической глупостью в критический момент поставить на карту с трудом завоеванное за двадцать лет «доверие рабочих к фюреру и партии». Когда недовольных поддержал и Г. Геринг, самые жесткие меры были постепенно отменены и к лету 1940 г. практически восстановлены довоенные условии труда и нормы.

В европейских странах, оккупированных фашистами, установленные нормы  на продукты питания были ничтожны по своему размеру.

Дополнительным источником снабжения населения Советского Союза продовольствием был черный рынок. По характеристике наблюдателей из капиталистических стран, к моменту изгнания немецко-фашистких войск «Европа, от одного конца до другого, была просто гигантским черным рынком»2. В Германии проблема снабжения народных масс решалась путем ограбления оккупированных стран и вывоза продовольствия из стран-сателлитов. Правители третьего рейха пытались создать в стране достаточно устойчивую систему нормированного снабжения гражданских лиц, но это им не удалось. В Германии мясо, жир, хлеб, сыр, молоко, сахар и другие продукты, мыло, текстиль, обувь можно было получить только по карточкам и ордерам. Рацион продовольствия, особенно мяса и жиров сократился еще в апреле 1942 г. К тому же одних нормированных продуктов было недостаточно, чтобы удовлетворить потребности многих рабочих и их семей.

Плановое ведение хозяйства  и концентрация в руках государства  основной массы товарных ресурсов создали  устойчивую систему распределения  важнейших предметов потребления. Гарантированное снабжение трудящихся по карточным нормам в городах  обеспечивалось заготовкой хлеба и  других сельскохозяйственных продуктов  в стране. Советское правительство  ценой огромных усилий и самопожертвования, при значительном сокращении размеров производства поставляло государству  необходимый минимум продовольствия.

 

§ 2.Пути сообщения и средства сообщения в годы войны.

В центре внимания любого оперативного планирования всегда находились и будут  находиться вопросы, имеющие отношение  к транспорту, к путям сообщения, их состоянию и пригодности для  использования, а также вопросы, связанные со степенью их уязвимости для противника. Из-за того, что немецкое верховное командование пренебрежительно отнеслось к этим вопросам и осенью 1941 года не учло трудностей, которые  встретились в России (распутица  и суровая русская зима), судьба транспорта оказалась в этой войне  поистине трагической.

Наиболее надежными и самыми эффективными путями сообщения во второй мировой войне были железные дороги. При высокоразвитой железнодорожной  сети Западной Европы иного, разумеется, нельзя было и ожидать. В России значение железных дорог еще более возросло. Этому способствовали огромные расстояния, плохое качество шоссейных и грунтовых  дорог, суровые климатические условия, а также необходимость быстрых  перебросок войск для усиления того или иного участка фронта. В конце концов, железнодорожное сообщение превратилось в оперативный фактор первой величины, ибо от него зависело все, начиная со снабжения и кончая эвакуацией войск. Критерием общей мощности железнодорожной сети была не только пропускная способность отдельных участков пути, но и все эксплуатационные устройства и сооружения, то есть сеть связи, система сигнализации, железнодорожные мастерские и погрузочно-разгрузочная мощность станций. В то время как в Западной Европе почти все эти предпосылки были налицо, примитивное русское оборудование требовало затраты дополнительных усилий. Из всех работ, вероятно, самой простой была перешивка колеи. Наиболее трудоемким оказалось строительство временных полевых железных дорог в бездорожных районах, где из-за распутицы иногда совершенно прекращалось всякое сообщение.

Вторым по важности путем  сообщения для преодоления больших  расстояний являлась автогужевая дорога. Автомобильные дороги были в основном двух типов: во-первых, широко разветвленная  сеть первоклассных шоссейных дорог  и, во-вторых, более мощные, но немногочисленные германские автострады с раздельным движением. Интересно, что немецкое верховное командование с самого начала утверждало, что для войны  эти дороги большого значения не имеют. Совершенно несомненным было то, что  в случае воздушного нападения эти  дороги легко отыскивались самолетами противника, а атакованному с воздуха  крупному войсковому соединению такая  дорога не давала почти никакой возможности  уклониться. В ходе войны выяснилось также, что, несмотря на попытки замаскировать  автострады, они всегда служили для  авиации противника хорошими ориентирами.

Еще в начале войны было принято  решение упорядочить и расширить  сеть дорог в оккупированных районах, продолжив дорожную сеть Германии во все стороны, и обозначить сквозные дороги, идущие с востока на запад  и с севера на юг, буквами и  цифрами. В 1942 году, то есть в то время, когда протяженность сухопутных коммуникаций была максимальной, одна из них начиналась у Атлантического океана и заканчивалась у Волги. Конечно, степень пригодности дорог на отдельных участках была различной: широкие и прямолинейные французские дороги сменялись извилистыми и подчас очень узкими дорогами Германии, а в России начинались (не считая автостраду Минск — Москва и некоторые другие дороги в промышленных районах) так называемые «тракты», то есть естественные проезжие дороги, состояние которых, по европейским понятиям, было совершенно непригодным для эксплуатации.

В процессе расширения театров военных  действий важными путями сообщения  для германских вооруженных сил  стали и морские пути вдоль  побережья Норвегии, на Балтике и  в Средиземном море. Все они  находились под сильной угрозой  налетов вражеской авиации, корабли  здесь подрывались на минах, их часто  атаковали подводные лодки. Как  и на железных дорогах, надежность сообщения  по морю в большой степени зависела от наличия хорошо оборудованных  портов и пунктов с запасами горючего, которые в свою очередь определяли размеры используемых судов.

Во второй мировой войне впервые  в истории получил широкое  применение воздушный транспорт. Авиация  играла большую роль в перевозках войск и военных материалов, не говоря уже о том, что она была единственным средством транспорта во время проведения воздушно-десантных операций. Исключительные особенности авиации сделали возможным ее применение для снабжения, пополнения и эвакуации окруженных группировок. Именно с этого времени начинается история создания воздушных мостов, которые, пройдя ряд организационных и технических усовершенствований, стали основным средством сообщения между разобщенными группировками войск. Воздушные мосты в Нарвик, на Крит и к Демянскому котлу имели большой успех, хотя при этом и были очень большие потери. Это объясняется тем, что с удлинением воздушной трассы, проложенной над территорией противника, увеличивается и уязвимость воздушного пути. Не обладая значительным превосходством в воздухе, невозможно строить свои оперативные планы на бесперебойной работе воздушного транспорта, ибо это неизменно таит в себе огромный риск. Как раз поэтому снабжение по воздуху окруженной под Сталинградом немецкой группировки и оказалось невыполнимым. Наконец, для разгрузки железных дорог, в особенности при перевозках негабаритных грузов, широко использовались внутренние водные пути. Однако последняя война показала, что они очень часто подвергались минированию. Не считая рек, предназначавшихся для транспортировки угля в самой Германии, основной водной магистралью был Дунай, потому что по нему в Германию доставлялась румынская нефть. Для приемки ее в Вене и Регенсбурге имелись соответствующее портовое оборудование и склады.

Немцами не было использовано (вероятно, по причине нехватки сырья) еще одно средство транспорта — нефтепровод, который в будущем, безусловно, приобретет очень большое значение. Он освободит остальные пути сообщения, легко уязвимые для противника. В Советском Союзе такой нефтепровод имелся еще в довоенное время. Он проходил от Кавказских нефтяных промыслов до Донецкого бассейна.

Наконец, специфически русским путем  сообщения была железная дорога, проложенная  по льду. Через южную оконечность  Ладожского озера русские по льду проложили довольно мощную временную  железную дорогу, по которой осуществлялось снабжение окруженного Ленинграда. Необходимым условием для такого предприятия является наличие мелководного, не имеющего течений бассейна.

 

§ 3. Пропаганда как оружие в войне

Психологические и технические  предпосылки для пропаганды во второй мировой войне были принципиально  новыми. Мы обладали уже большим  опытом, кроме того, на нашей стороне  был момент внезапности, а германское министерство пропаганды представляло собой такую организацию, которая  могла явиться очень мощным рычагом  власти авторитарного государства. Возникающие здесь идеи в основном распространялись при, помощи радио.

Но такой же технической возможностью в равной мере обладал и противник, поэтому для войны в эфире  границы Германии были с самого начала совершенно открыты.

Закрыть доступ в Германию чужой информации в виде газет, журналов и т. п. не представляло большого труда, но ограничить проникновение радиоволн  и сделать их безвредными было гораздо труднее. Для этого в  нашем распоряжении имелось два  средства: мешающие радиостанции и  официальное запрещение слушать  иностранные радиопередачи. Конечно, оба эти средства далеко неполноценны и по существу совершенно не исключают  возможности проникновения вражеской  пропаганды. Эту задачу нельзя решить и принудительным введением так  называемых «народных радиоприемников», обладающих незначительной мощностью  приема. Но все же неуспех радиопередач противника объясняется не этим. Мероприятия, направленные на запрещение слушать  радиопередачи противника, временами  проводились очень интенсивно. Нарушение  запрета влекло за собой самые  различные наказания: от тюремного  заключения до смертной казни в зависимости  от того, слушались передачи в одиночку или коллективно, и передавалось ли услышанное другим. Небольшого дополнительного  приспособления было достаточно, чтобы  слушать радиопередачи противника на большей части территории Германии даже при помощи маломощного «народного приемника».

Радио позволило объединять в определенное и самое короткое время миллионы людей в один, напряженно слушающий коллектив. Как показал  опыт, психологически наиболее действенной  была та форма, в которой передавались наши особо важные сообщения (перед  началом передачи оркестр фанфаристов  из 100 человек исполнял определенную мелодию). Такое оформление заставляло прислушаться к голосу диктора даже тех, кто не проявлял к этому никакого интереса и кто полностью отвергал всякую пропаганду, в какой бы форме она ни распространялась. Сильно театрализованная передача особых сообщений (повторяющиеся позывные с промежутками в несколько минут, прерывание программы маршевой музыкой, паузы и т. п.) стала основной формой всех пропагандистских передач вплоть до самого конца войны. Кроме того, каждый день, начиная с 5 час. 30 мин. утра и до полуночи, радиослушатель регулярно прослушивал девять передач последних известий. Главная передача последних известий начиналась в 20 часов и продолжалась нередко до 20 минут. Практиковались  также и регулярные обзоры радиокомментаторов сухопутных сил, военно-морского флота и авиации, а также фронтовые репортажи пропагандистов с передовой линии, с подводных лодок и бомбардировщиков, находящихся в момент передачи над территорией противника. Поскольку эти репортажи были умело организованы и подавались в виде радиомонтажа, они производили очень сильный эффект. Радиопередачи такого рода были впоследствии охарактеризованы американцами, как «самая великолепная и совершенная война нервов», которая когда-либо велась за поддержание в народе духа сопротивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие науки и  культуры в военный период.

Основные направления  научно-технической политики Советского государства в конце 1942 г. и в 1943 г определялись растущими потребностями  вооруженной борьбы и военной  экономики, требованиями научно-технического прогресса в военном производстве и в базовых отраслях индустрии, развития транспорта, сельского хозяйства, необходимостью решения сложных  проблем восстановления народного  хозяйства, а также дальнейшего  развития научного потенциала, организации  работ на новых фундаментальных  направлениях науки, оборонного и народнохозяйственного  значения.

Научно-техническая политика Советского государства предусматривала  систему мероприятий по перегруппировке  научных сил, реэвакуации и восстановлению научных учреждений в центральных  и западных районах, расширению научных  баз в тыловых районах страны, по наиболее эффективному использованию  их для обороны и развития народного  хозяйства, культуры и решения ряда внешнеполитических задач.

Информация о работе Военное противостояние СССР и Германии в годы Второй мировой войны: социально-экономический аспект