Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Основы для развития русской регулярной армии заложил еще Петр I, почти на сто лет раньше, чем в Западной Европе, установил новую прогрессивную систему комплектования армии - принудительную воинскую повинность. Это и определило превосходство русской военной системы, передовой характер русской военной школы в течение всего XVIII и в начале XIX веков.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I………………………..5
1.1. Начало царствования Петра I……………………………………………..5
1.2. Предпосылки военных реформ Петра I…………………………………..9
1.3. Историческая необходимость реформ……………………………………10
Глава 2. Содержание военной реформаторской деятельности Петра I….13
2.1. Флот……………………………………………………………………………13
2.2. Реформирование стрелецкого войска ,рекрутские наборы и военное обучение……………………………………………………………………………15
2.3. Организационная структура армии, управление армией, вооружение и обмундирование…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………….29
Юридически начало регулярной армии Петра I положено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков:
· первый источник – «охочие люди» из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за высокое звание – 11 рублей в год (это почти вдвое выше бывшего стрелецкого жалования). Это высокое денежное жалование должно было позволить заниматься только военной службой;
· второй источник – «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты. По указу от 17 ноября от монастырских крестьян надо было поставлять 1 рекрута с 25 дворов; дворяне, находившиеся на гражданской службе, поставляли 1 рекрута с 30 дворов; с 50 дворов 1 рекрута давали дворяне, служившие в армии.7
Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия («Генеральный двор») во главе с Федором Головиным и Вейде (вместе с ними работал и Иван Суворов – дед будущего полководца). В штатах «Генерального двора» числилось 76 дьяков и подьячих. В итоге из охотников и даточных людей было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка (общая численность – 32.000 человека). Их свели в 3 дивизии (командиры – Автомон Головин, Никита Репнин, Адам Вейде). 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий – это день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (это официально было подтверждено даже при Николае I в «Хронике Российской Императорской армии 1852 года»).
Однако реформа на этом этапе не коснулась конницы: она, как и прежде, состояла из дворянского ополчения.
Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось заново (по мере):
· в 1700 году набор дал 30.000 рекрутов,
· в 1702 году - 11.500,
· в 1703 году - 12.000,
· в 1706 году - 34.000,
· в 1707 году - 35.000,
· в 1708 году - 36.400
С 1705 до 1713 года (разгар Северной войны на суше) было проведено 10 рекрутских наборов, которые дали армии 337.196 человек, что полностью удовлетворяло потребности армии в рядовом составе. До 1709 года рекрутские наборы проводились ежегодно – шла изматывающая Северная война. Распространение воинской повинности на самый многочисленный слой населения – крестьянство – необычайно расширило базу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной и постоянной.
Новая система комплектования
давала большое преимущество русской
армии перед
Рекрутские наборы забирали из народного хозяйства лучшие кадры, ведь набирались только здоровые мужчины в возрасте от 15 до 32 лет, не опороченные никакими преступлениями.
Новая система комплектования позволила в ходе Северной войны создать не только большую регулярную армию, но и подготовить обученный людской резерв для ведения долгой кровопролитной войны.
Для руководства государства и армии рекрутская система была более удобной, чем наемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40.000 трудоспособных молодых мужчин.
Судьба рекрутов была тяжелой. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам. Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили для них станции (места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем), клеймили специальными наколками, которые староверы называли «печатью антихриста».
Военное обучение.
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года:
· были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;
· было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;
· были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.
В 1699-1700 гг. Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».
«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен иметь попечение о солдатах, во всем был примером для них, так же требовали строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.
«Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.
Этот первый русский строевой устав и положения, регламентировавшие внутреннюю жизнь армии, в ходе войны против шведов были дополнены тактическими указаниями: в 1704 году Меншиков составил «Статьи во время воинского похода» (трактовались вопросы тактики конницы, организации марша и боевого охранения).8
С изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные.
Большое значение придавалось
воспитанию в армии войскового товарищества
и поддержанию твердости
В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным.
Первоначальное обучение рекруты проходили на специальных «станциях». Петр требовал учить рекрутов непрестанно солдатской экзерциции, а так же читать им Воинский Артикул.
На «станциях» постоянно
находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые
солдаты поступали под
Со временем «станции»
стали своеобразными центрами подготовки
резерва для действующей армии.
Они вооружались оружием, которое
было и в регулярной армии. Рекрутов,
прошедших предварительную
Петровская система подготовки
солдат устанавливала принцип
Устав 1716 года требовал беспощадно наказывать за воинские проступки во время боя, но в то же время запрещал бить солдат за незнание строевых артикулов (приемов). Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем.9
Обучение проходило в условиях, близких к бою, в поле и обязательно офицерами, причем процесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самого офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности.
К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.
Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.
В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).
В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук», а в 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.
В 1716 году опыт русской регулярной армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны. В 1722 году Петр лично составил дополнения к «Воинскому Уставу». Основной мыслью Устава, в отличие от шаблонных установок многих европейских армий того времени, было то, чтобы войска проявляли инициативу и действовали самостоятельно согласно обстановке.
Для поощрения отличившихся в бою в 1700-1705 гг. Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.
2.3. Организационная
структура армии, управление
Организационная структура армии.
Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск:
· Пехота,
· Кавалерия,
· Артиллерия,
· Флот.
Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную.
· Первоначально пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.
· В 1704 году в штат пехотного полка была введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.
· В 1708 году гренадерские роты вывели из состава линейных пехотных полков и свели в отдельные гренадерские полки.
· По штатам 1711 года пехотные полки состояли из 1 гренадерской и 7 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона. Численность полка была постоянной в мирное и военное время.10
Гренадерские полки были созданы накануне решающих полтавских сражений. Они обладали большой ударной силой (которая определялась тем, что каждый гренадер был вооружен не только ружьем и штыком, но и ручными гранатами, а некоторые – и ручными мортирками). Основной боевой единицей пехоты был полк. Он состоял из 2 батальонов. В каждом батальоне – по 4 роты. В каждой роте – по 4 плутонга (взвода). Полком командовал полковник (в заместителях у него был подполковник), батальоном командовал майор, ротой – капитан, а плутонгом – капрал. Помощники капитана: капитан-поручик (штабс-капитан), поручик и прапорщик (он же был и знаменосцем).
В 1699-1700 гг. Петр I восстановил полки регулярной конницы – драгун – которые с 1702 года состояли из даточных людей, а с 1705 года комплектовались рекрутами. Весь офицерский и унтер-офицерский состав кавалерии пополнялся русскими людьми.
Были выработаны более совершенные приемы применения конницы.
Состав русской кавалерии при Петре I:
· Драгуны-фузилеры,
· Драгуны-гренадеры,
· Драгунские гарнизонные полки.
Петр I создал стройную организационную систему и для артиллерии. Артиллерия делилась на:
· полковую,
· полевую,
· осадную (брештовую или проломную),
· крепостную (гарнизонную).
При Петре было установлено единообразие систем. С этой целью на литейные заводы посылались одинаковые чертежи орудий.
В 1701-1702 гг. была введена шкала орудийных калибров и наименование по калибрам. Вместо 20 – 25 различных калибров оставили только 8: 3-, 4-, 6-, 8-, 12- и 24-фунтовые пушки и полупудовые и пудовые гаубицы.
Полковая 3-фунтовая пушка была облегчена с 12 до 9 пудов весом, а полевая 6-фунтовая – с 46 до 36 пудов. В то же время не удалось облегчить 12-фунтовые полевые орудия (вес – 150 пудов) и 9-пудовые осадные мортиры (вес – 300 пудов), для перевозки которых требовалось около 15 лошадей80.
Были созданы новые нарезные («винтовальные») орудия, орудия с коническими каморами, новые образцы зажигательных ядер. В Семеновском под большим секретом велись работы по созданию первых образцов легкой дальнобойной мортиры.
Блестящим достижением русского военного искусства стало создание конной артиллерии. Для нее были облегчены полковые 3-фунтовые пушки и полупудовые гаубицы. Весь обслуживающий персонал посадили на лошадей. Каждый драгунский полк получал по 2 пушки и несколько мортир.
Важным событием в истории
русской армии стала
В 1702 году впервые были введены двухколесные зарядные ящики, в которых помещались подготовленные заряды и снаряды. До 1705 года орудия перевозились крестьянами, набранными перед началом военной кампании
Весь боевой состав русской армии – 170000 человек (не считая личного состава артиллерийского полка и центральных управлений и 28.500 нестроевых солдат). Русская армия была самой многочисленной в Европе.