Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:21, реферат
Целью моего реферата является изучение возникновения и развития древнерусского права.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
рассмотреть становление древнерусского феодального права, начиная от русско – византийских договоров и заканчивая значением принятия христианства на Руси
изучить Русскую Правду во всех её редакциях и выявить её роль в становлении Древнерусского права
Предметом моего реферата является древнерусское право.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.
В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными из них являются: а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав; б) Номоканон 14 титулов; в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение; г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов; д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.
Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.
Русская правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную (это более поздняя редакция пространной правды). Краткая Правда – наиболее древняя, включает в себя несколько частей: Правду Ярослава (ст. 1 -18); Правду Ярославовичей (ст. 19-41); Покон вирный (ст. 42); Урок мостников (ст. 43). Все части Краткой Правды составлены в разное время и в разных местах. В Правду Ярослава входят первые статьи Краткой Правды, от начала текста до слов: “Правда оуставлена на Роуськой земли”.
В исторической науке шел долгий спор по вопросу о том, когда и где возникла Правда Ярослава. Ряд ученых (М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, Л.В. Черепнин, А.А. Зимин) считали, что правда Ярослава новгородского происхождения и связывают ее появление с событиями 1015 года (разгром варяжской дружины Ярослава новгородцами и месть Ярослава новгородцам); другие (например, Юшков С.В.) называли местом возникновения Киев, а время – первая половина одиннадцатого века; третьи (например, Греков Б.Д.) время возникновения норм Правды Ярослава относят к VII-VIII векам, а их запись считают новгородской.7
Вообще, Краткая Правда – небольшой по объему документ (43 статьи). Первая часть – наиболее древняя – говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии четкой дифференции размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст.19-43) отражала процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась (замена штрафом), имущество и жизнь феодалов ограждались повышенными мерами наказания (для сравнения: «Аще убъють огнищанина в обиду, то платити за нь 80 гривен»ст.19, и к тому же разделу «А в смерде и холопе 5 гривен» ст.26). Итак, Краткая Правда в основном включила нормы уголовного права и процесса (по вопросам убийства, кражи, «обиды»).
Таким образом, несмотря на то, что Краткая правда состоит из нескольких частей, она является в действительности единым целым, созданным путем определенной редакционной обработки, сделанной не позднее конца XI или начала XII века.
Накануне окончательного распада Киевской Руси на отдельные княжества был создан наиболее полный свод феодальных законов, называемый Пространной Русской Правдой.
И вопрос о происхождении Пространной Правды совсем не прост. В рукописях Пространная Правда разделена на 2 части: 1 часть начинается заголовком: “Суд Ярославль Володимърич”, 2- другим заглавием “Устав Володимъръ Всеволодовича”, т.е. одним из источников Пространной Правды является Краткая Правда, из которой в переделанном или дословном виде были заимствованы некоторые статьи, а вторым (эти два источника – основа) - Устав Владимира Мономаха, в который вошли постановления о взимании процентов и о закупах. Известно также, что Русская Правда имела ближайшую связь с договорами Смоленска с немцами в XIII веке, и возникла раньше их, т.к. тексты договора уже ссылаются на Правду и имеют более поздний денежный счет, чем в Пространной Правде.
Наиболее распостраненной версией о времени создания Пространной правды является следующая (ее представлял в частности М.Н. Тихомиров). Пространная Правда возникла в начале XIII века в Новгороде и была связана с новгородским восстанием в 1209 году. И такая версия появилась не случайно, ведь на Руси время возникновения новых юридически важных документов чаще всего совпадало с большими социальными изменениями. Так, Судебник 1550 года возник после московского восстания 1547 года, А Соборное Уложение после 1648 года.
Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами. К ним относятся:
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были:
1. вотчина;
2. держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники
составляли основную массу населения
Киевской Руси. Под термином "люди"
в Русской правде подразумеваются
свободные преимущественно
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
По мнению историков Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые. Это были:
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу. Закон запрещал укрывать беглых холопов.
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права — все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Однако это не означает, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть раз личным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий: “собственность” , “владение” , “преступление” . Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.
Эти юридические
особенности обусловлены
Другой источник — княжеская судебная практика — вносит субъективный элемент в определение круга лиц и в оценку юридических действий. Для княжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые всего ближе стоят к княжескому двору. Поэтому правовые привилегии распространяются прежде всего на приближенных лиц.
Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как “обида” , т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения “скопом” ) . ноете не разделял ролей соучастников (подстрекатель, укрыватель и т.д.) . В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала) . К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим — корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства) .
Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского права