Возрождение в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ 5
1.1 Политическое состояние страны и предпосылки Возрождения 5
1.2 Этапы эпохи Возрождения 6
1.3 Литература Возрождения 9
1.4 Архитектура Возрождения 16
1.5 Скульптура Возрождения 24
1.6 Живопись Возрождения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Возрождение в Италии.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Выдающимися зодчими  этого времени были Микеланджело (1475—1564) Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Андрее Палладио (1518—1580).

Андреа Палладио (1508—1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии. Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры.

Наиболее известная  вилла Палладио — вилла Ротонда (заложена в 1553 г.)

Рисунок 4 – Вилла Ротонда в Виченце

Одной из его  значительных построек является театр  Олимпико, строительство которого в Виченце было начато в 1555 г. и завершено архитектором Скамоцци в 1585 г. Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века.

Рисунок 5 – Сцена театра Олимпико

Рисунок 6 – Театр Олимпико работы Андреа Палладио

 

 

1.5 Скульптура Возрождения

Раньше, чем в архитектуре  и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской  школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284).

Он родился  в Апулии,  на юге Италии.  Работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Его творчество  развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление  позднеримских и ране христианских саркофагов.

Шестигранная мраморная  кафедра (1260 г.),  выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее  формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой  целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой  традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.

Рисунок 7 - Резная мраморная кафедра Сиенского собора работы Никколо Пизано

 Никколо Пизано использовал  здесь традиционные сюжеты и  мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью.

Из мастерской Никколо  Пизано вышли замечательные мастера  скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи. Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, оконченный в 1278 г, стал гордостью города. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее в фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела. 
   Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец.

В науке сложилась давняя традиция характеризовать Джованни Пизано как ревностного почитателя готического искусства Франции. Предполагают, что он посетил эту  страну и был потрясён великолепием и выразительностью её архитектуры  и скульптуры. Творчество Джованни Пизано — редкий пример искусства, которое опережало своё время  и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.

Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн. 
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». 
Переплелись между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами; даже львы, 
поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.

В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет, она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий, художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий.

 Событием, которое открывает  новый период в развитии итальянской  ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера — Филиппе Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455)

   Победил на конкурсе  блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его искания достигли  вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 г.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают своей выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386—1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти.

  С одной стороны,  Донателло жаждал в искусстве  жизненной правды. С другой, он  придавал своим работам черты  возвышенной героики. Эти качества  проявились уже в ранних работах  мастера — статуях святых, предназначенных  для наружных ниш фасадов церкви  Ор Сан-Микеле во Флоренции,  и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.

Статуи находились в нишах, но они  сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) - юноша-воин с щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).

  


В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

 Второе поколение флорентийских  скульпторов тяготело к более  лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400— 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).

   Микеланджело Буонарроти (1475— 1564)-величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

 Флоренции принадлежат  почти все скульптурные работы  Микеланджело. Он похоронен во  флорентийской церкви Санта-Кроче.  Однако в равной мере и Рим  может быть назван городом  Микеланджело.

В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра.

Рисунок 9 – Статуя Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело

На коленях слишком  юной для такого взрослого сына Марии  распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.

Вернувшись во Флоренцию  в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501—1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю. 
Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была установлена у входа в Палаццо Веккьо. Открытие монумента в 1504 г. превратилось во всенародное торжество. «Давид» украшал площадь более трёх с половиной столетий. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512 гг. Гробница папы Юлия II могла бы стать  
вершиной в области скульптуры, если бы Микеланджело удалось воплотить в жизнь свой первоначальный замысел.

Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515—1516 гг.). Моисей в трактовке Микеланджело — народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец. 
Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он, тем не менее, был вынужден служить всесильным заказчикам. На папском престоле сменялись владыки, и каждый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.

 

В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание, и Медичи были свергнуты. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. После падения республики от расправы его спасло лишь тщеславие Климента VII, мечтавшего увековечить свой род руками величайшего мастера. В условиях жестокого террора вернувшихся к власти Медичи, глубокого унижения Италии, гибели друзей и сподвижников в 1531 г Микеланджело возобновил прерванную работу над созданием капеллы, которая принадлежит к числу его самых замечательных произведений.

 Во Флоренции Микеланджело  не чувствовал себя в безопасности. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536— 1541 гг.)

Рисунок 10 – Сикстинская капелла

На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое  чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают  о наступлении Страшного суда. Движение гигантских толп развертывается, по кругу. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Слева возносятся к небесам праведники. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Святой Варфоломей — символ устрашающего отчаяния. В руках святого — содранная с него кожа, на которой Микеланджело изобразил в виде искажённой страданиями маски своё лицо. 
Фреска была закончена Микеланджело в 1541 г. Для Италии это было время усиливающегося нажима Католической Церкви на гуманистическую культуру. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое. Творение шестидесятишестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах.   В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко.

Рисунок 11 – Фрагмент росписи Сикстинской капеллы работы Микеланджело

 

 

1.6 Живопись Возрождения

В эпоху Возрождения Италии в живописи на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно - натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры  на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок  из рабочего эскиза превращается в  отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура  и эффект незаконченности начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Информация о работе Возрождение в Италии