Возрождение в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ 5
1.1 Политическое состояние страны и предпосылки Возрождения 5
1.2 Этапы эпохи Возрождения 6
1.3 Литература Возрождения 9
1.4 Архитектура Возрождения 16
1.5 Скульптура Возрождения 24
1.6 Живопись Возрождения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Возрождение в Италии.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические  ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности. 7

В постройках Донато Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность; гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.

С 2-й четверти 16 века, когда  Италия вступила в пору политического  кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер.

 Живопись Позднего  Возрождения обогатились пониманием  противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, к пространственной динамике (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано); небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла психологическая характеристика образов в поздних произведениях Микеланджело и Тициана.

Одной из основных живописных школ Италии является так называемая Венецианская школа с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – областей материка, прилегающих к Венеции).

Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Тесно связанная со странами Западной Европы и Востока, Венеция черпала в иноземной культуре все то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную антуражность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики.

При этом здесь был выработан  свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадной красочности. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего  и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина, открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи, создателей идеально - гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие. 


 

В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 столетия виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто). 

В 17 веке традиционный для  Венецианской школы интерес к  проблемам колорита в работах Доменико Фетти, Бернардо Строцци и других художников сосуществует с приемами живописи барокко, а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма. Для венецианской живописи 18 столетия характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Джованни Баттиста Тьеполо), бытового жанра (Джованни Баттиста Пьяццетта, Пьетро Лонги), документально - точного архитектурного пейзажа - ведуты (Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Франческо Гварди).

Существовала также Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция.

Формированию Флорентийской  школы, окончательно сложившейся в 15 веке, способствовал расцвет гуманистической  мысли (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лико делла Мирандола и  др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской  школы в эпоху Проторенессанса  стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность.

Для изобразительного искусства  Флорентийской школы 15 века характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения Андреа дель Верроккьо, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Беноццо Гоццоли, Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо). Искания мастеров 15 столетия завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.

                           Рисунок 14 Джоконда.                         Рис. 15- Дама с горностаем. Леонардо да Винчи

В 1520-е годы начинается постепенный  упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд  крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор Андреа Сансовинo Контуччи); с 1530-х годов Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Джорджо Вазари, живописцы Анджело Бронзино, Якопо Понтормо). В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв., различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV - первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).         

Передовая торгово-промышленная гуманистическая  Флоренция стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло).

Античная ордерная система, творчески  переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения  логическую соразмерность и гармоничная  ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф. Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.         

Художники Раннего Возрождения  в Италии создали пластически  цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент.

Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.         

В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция.

В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио  да Сангалло) достигли своего апогея совершенная  гармония, монументальность и ясная  соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные  ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.         

Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции  искусство Высокого Возрождения  переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических  идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).         

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. - М.: «Радуга», 1990. - 239с.
  2. Архитектура Возрождения // История архитектуры [электронный ресурс]. // Arhitekto.ru. // Режим доступа:    http://www.arhitekto.ru/txt/5renes01.shtml. Дата обращения: 10.02.2013.
  3. Архитектура Возрождения [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F  Дата обращения 10.02.2013
  4. Архитектура Италии [электронный ресурс]: часть вторая. // Architectoram.com: все для архитекторов. // Режим доступа: http://architectoram.com/istoriya-arxitektury/vozrogdenie/265-arxitektura-italii-chast-2.html. Дата обращения: 14.02.2012.
  5. Архитектура Италии [электронный ресурс]: часть первая. // Architectoram.com: все для архитекторов. // Режим доступа: http://architectoram.com/istoriya-arxitektury/vozrogdenie/264-arxitektura-italii-chast-1.html. Дата обращения: 14.02.2012.
  6. Афонькин С. Все о чудесах архитектуры [текст]./ С. Афонькин. – М.: СЗКЭО, 2009. – 176 с.
  7. Бартенев И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев,  В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136.
  8. Возрождение [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E7%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%E5. Дата обращения 10.02.2013
  9. Всеобщая история искусств [текст]. В 3 т. Т. 3./ под ред. Ю.Д. Колпинского,  Е.И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1962 – 996 с.
  10. Голованова И.С.: История мировой литературы. [электронный ресурс]:  // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/literatura-vozrozhdeniya.htm
  11. Гомбрих Эрнст. История искусства. - М., 1998. - 688с.
  12. Дмитриева, Н. Краткая история искусств [текст]./ Н. Дмитриева. – М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2008. – 624 с.
  13. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. - М.: Наука, 1997. - 265с.
  14. Искусство раннего Возрождения. — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
  15. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. - М.: «Искусство», 1971. - 360с.
  16. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. - М.: «Изобр. искусство», 1983. - 488с.
  17. История зарубежного искусства // Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. - . 3-е изд. М.- 1983.- 488 с.
  18. История искусств: Италия, Испания, Фландрия / Под ред. Е.И. Роттенберга. - М.: «Искусство», 1988. - 280с.
  19. История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. - М.: «Изобр. искусство», 1988. - 512с.
  20. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. - М.: «Изобр. искусство», 1979. - 384с.
  21. История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. - М.: «Изобраз. искусство», 1982. - 664с.
  22. История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003. — 503 с.
  23. Карл Верман. История искусства всех времен и народов. - М.: АСТ, 2001. - 944с.
  24. Ливанова Тамара Николаевна История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения), учебник в 2-х тт. -М., 1983
  25. Любимов, Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии [текст]./ Л. Любимов. – М.: Просвещение, 1976. – 320 с.
  26. Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - 216с.
  27. Творчество Микеланджело [электронный ресурс]. // Architektura-belarusi.ru. // Режим доступа: http://architektura-belarusi.ru/ARHITEKTURA_RENESSANSA/TVORChESTVO_MIKELANDJELO/. Дата обращения: 15.02.2012.
  28. Шуази, О. Всеобщая История Архитектуры [текст]./ О. Шуази; пер. Н. Курдюков, Е. Денисова. – М.: Эксмо, 2008. – 740 с.
  29. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Возрождение [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E7%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%E5. Дата обращения 10.02.2013

2 Голованова И.С.: История мировой литературы. [электронный ресурс]:  // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/literatura-vozrozhdeniya.htm

3 Бартенев, И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев,  В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136.

4 Архитектура Возрождения // История архитектуры [электронный ресурс]. // Arhitekto.ru. // Режим доступа:    http://www.arhitekto.ru/txt/5renes01.shtml. Дата обращения: 10.02.2013.

5 Бартенев И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев,  В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136.

6 Дмитриева, Н. Краткая история искусств [текст]./ Н. Дмитриева. – М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2008. – 624 с.

7 История зарубежного искусства // Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. - . 3-е изд. М.- 1983.- 488 с.

 


Информация о работе Возрождение в Италии