Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа
Средне вековые войны -это период военной истории с VII по XVI века. Марксистская историография относит средневековые войны к феодальному или цеховому способу организации промышленности. В феодальный период основой боя было применение холодного оружия. Этот период представлял собой аналог замкнутых цеховых корпораций, во главе которых мастер-командир отряда.
В Марксистской историографии средневековые войны делят на 2 типа (на основе изменения политических форм классового господства ):
1.первый этап - формирование военного искуства, появление племенных объединений
2.второй этап - складывание и утверждение военного искуства и феодальной монархии
В 865 г. Карл Лысый, окончательно утвердившийся к тому времени на французском троне, издал эдикт, обязывавший всех способных купить себе лошадь поступить на службу в кавалерию. Так возникла знаменитая французская рыцарская конница, не знавшая себе равных на протяжении нескольких следующих столетий. Кроме того, на всех судоходных реках были построены многочисленные укрепленные мосты, преграждавшие кораблям викингов путь в глубь страны. Карл Лысый также запретил своим подданным продавать викингам оружие.
Все эти меры
пришлись как нельзя кстати. В 885-886 гг.,
уже в правление Карла
Начальник парижского гарнизона Одо, маркграф Нейстрии, несколько раз посылал к королю за помощью, но французская армия была в то время в Италии и смогла снять осаду только в октябре 886 г. Однако король не стал добивать норманнов. Вместо этого он заключил с их лидером Ролло союз. В 911 г. Ролло крестился и получил во владение Нейстрию, которая с тех пор называется Нормандией. Новое герцогство, на землях которого поселилось множество скандинавов, стало надежным щитом, прикрывающим внутренние районы Франции от нападений викингов. Таким образом, французские короли сумели вышибить клин клином. В северной Испании, на территории которой тогда располагалось несколько христианских государств, викинги особенно прославились похищением местных правителей ради выкупа. В 861 году им удалось получить за короля Памплоны грандиозный выкуп в шестьдесят тысяч золотых слитков. Гористая северная Испания не привлекала скандинавских колонистов, однако было одно примечательное исключение. В IX веке викинги основали колонию в северной Португалии. Жители этого городка на протяжении столетий избегали браков с коренным населением страны и в результате смогли сохранить характерную для скандинавов внешность вплоть до начала XX в.
В 844 г. викинги впервые высадились в южной Испании и разграбили несколько мусульманских городов, включая Севилью. После этого местные эмиры были вынуждены начать строительство военного флота, но толку от этого было мало. В 859 г. датские пираты проникли в Средиземное море и разграбили побережье Марокко. Рейды продолжались до конца X в. и имели большой успех. Дело дошло даже до того, что эмиру Кордовы пришлось выкупать у викингов свой собственный гарем. Только к XI в. местным пиратам удалось вытеснить северных конкурентов из своей вотчины.
Викинги совершили несколько набегов на Прованс, а в 860 г. разграбили итальянский город Пизу. Дальше в Италии они не продвинулись, хотя в XI в. их потомки из герцогства Нормандия смогли подчинить себе южную часть Апеннинского полуострова и Сицилию.
Из других западноевропейских стран больше всего пострадали от викингов Нидерланды, совершенно беззащитные от нападения с моря. Норманны также поднимались вверх по Рейну и Маасу и грабили северо-запад Германии.
III Крестовые походы:
Первый крестовый поход:
Ослабление Византии
Григорий VII в беспредельных замыслах своего церковного властолюбия, вовлекшего его в борьбу, которая его погубила, не смог осуществить своего грандиозного замысла о воссоединении обеих церквей и завоевании Святой земли.
Напротив, его необузданный союзник, норманнский король Роберт Гискар, вторгся в Византийскую империю именно в то время, когда ее новый император Алексей из дома Комнинов (Алексей I с 1081 г.) укрепил государство настолько, что снова мог выступать против сельджуков. Попытка Гискара не удалась. Алексей мог с успехом отразить печенегов, но ослабевшему государству было не под силу выбить сельджуков из Малой Азии, и поэтому он обратился за помощью к папе Урбану II.
Урбан II. Съезд в Клермонте
Мысль о войне за освобождение святых мест из-под власти неверных давно пустила корни на Западе. Христианство возбраняло братоубийственные столкновения, но стремлениям к резне теперь указывалась более достойная цель. На духовный съезд в Пьяченце (март 1095 г.) прибыли и посланцы Алексея. Присутствующие дали обет отправиться в Константинополь на помощь христианскому монарху.
Речь шла, прежде всего, об этом, именно так впервые воплотилась возвышенная идея. Движение вскоре разрослось настолько, что, когда папа прибыл во Францию и созвал собор в Клермоне, на съезд пришли не только духовные сановники, епископы и аббаты, но и миряне высшего и низшего звания.
И когда папа Урбан под открытым небом стал говорить об угнетении христиан, тысячи уст единогласно повторили: "Господь того хочет!", – одобряя великое начинание и приступая к его выполнению не только с целью помочь Алексею, но и ради завоевания Иерусалима. По рассказам, многие тут же нашили себе красные кресты на одежду в ознаменование себя воинами Христа; первым из них был епископ Адемар, которого Урбан назначил вождем похода, благоразумно воздерживаясь от личного участия в нем.
Агитация в пользу крестового похода
Среди духовных народных проповедников, распространявших идею похода, особенно выделялся отшельник из амьенской епархии Петр, которому легенды приписывают большее участие в движении, чем это было в действительности. Проповеди этих людей были обращены к очень восприимчивым слушателям.
Крайне невежественный простой народ, способный на преувеличение из-за суеверий, ожидал всевозможных земных и небесных наград за участие в походе, а церковь не скупилась, обещая смягчение церковных кар. Многих влекли эгоизм и корысть, они грезили захватом сокровищ или власти в завоеванных странах. Особенно популярной мысль о походе была во Франции, медленнее она созревала в Италии, Испании, Англии и Скандинавии.
В Германии к ней относились скептически, даже когда весной 1096 г. беспорядочные толпы поселян и монахов двинулись вдоль Рейна под предводительством двух рыцарей, один из которых многозначительно назывался Вальтер Неимущий. С ними шел и Петр Амьенский, который проповедовал в Кёльне. Возбужденный фанатизм всем своим ужасом обрушился в рейнских городах на евреев, которых тщетно пытались защитить епископы. Предлогом к погрому была версия о том, что они, или их предки, за тысячу лет до этого распяли Спасителя, также они обвинялись в том, что безбожно пользовались нуждой проходивших паломников.
Эти беспорядочные полчища неизбежно сталкивались с жителями тех местностей, через которые проходили. Так, одна громадная орда приблизительно в 200 тысяч человек под руководством нескольких дворян вступила в открытую войну с венграми и их королем Кальманом (с 1093 г.), причем она была большей частью уничтожена.
Петр Амьенский со своим отрядом численностью около 40 тысяч человек благополучно прибыл в Константинополь. Он хотел дождаться здесь прибытия более надежного войска, но толпа требовала, чтобы он вел ее в Азию. Там, вступив в неравные битвы с сельджуками, эти несчастные были почти поголовно перебиты или взяты в плен. Сам Петр успел вернуться в Константинополь. Можно считать, что до выступления в поход настоящего войска погибло более 100 тысяч человек.
Главное войско
К особенностям этого первого похода принадлежит и то, что в его главе не было ни одного крупного властителя, а немецкий и французский короли в это время находились под гнетом церковного отлучения. Только крупные феодалы собирали вокруг себя вассалов со служилыми людьми. Так действовали во Франции: богатый провансский владетель граф Раймунд Тулузский, граф Гуго Вермандуа, брат короля Филиппа, Стефан, владетель Блуа и Шартра, герцог Роберт Нормандский, брат английского короля Вильгельма II, и граф Роберт Фландрский.
Из немцев впереди всех был герцог Нижней Лотарингии с 1089 г. Готфрид Бульонский со своими двумя братьями Евстахием и Балдуином. Из Италии пришли два норманнских князя: Боэмунд, сын Роберта Гискара, и его племянник Танкред. Одних этих имен достаточно для доказательства того, что князьями руководило не только религиозное настроение.
Норманнские искатели приключений никак не имели в виду борьбу во имя Господа, а с самого начала думали о возможности захвата земель и владений в восточных странах.
Вожди крестоносцев под Константинополем
Общего предводительства
при этом быть не могло. Каждый князь
шел со своим войском к Константинопол
Он оградил себя от непосредственной опасности, потребовав от главных руководителей вассальной присяги на те земли, которые могли быть ими завоеваны. Наименьшее сопротивление этому оказал тот, на кого можно было менее всего полагаться – Боэмунд. Самый знатный из полководцев, граф Гуго, тоже не затруднился дать присягу, но Готфрид, прибывший с немцами к Константинополю 23 декабря 1096 г., оказался упорным.
После долгих и
тщетных переговоров в
В Малой Азии
Войска, переправившиеся в Малую Азию, имели громадную численность: от 300 до 400 тысяч вооруженных людей. Убыль должна была стать громадной с первых же дней, потому что военные средства того времени не были приспособлены к ведению войн в совершенно чужих землях, при крайней отдаленности от родины и при такой массе людей. Первое наступление было направлено против хорошо укрепленной Никеи, главного города Кылыч-Арслана, самого могущественного из сельджукских эмиров, или султанов, Малой Азии.
При битве в открытом поле западноевропейские рыцари показали свое превосходство, но 20 июня город пал вследствие тайной сделки, благодаря которой византийские войска вошли в него. Обладание этим городом имело громадное значение для Алексея, который вознаградил за него паломников другими богатыми дарами.
Спустя десять дней крестоносцы встретились на Дорилейской равнине с большим сельджукским отрядом, собранным Кылыч-Арсланом. И на этот раз победа осталась за христианами. При дальнейшем следовании через Малую Азию они страдали от жары и неорганизованности, но неприятель более их не тревожил. Сельджукская власть еще глубоко не укоренилась и подрывалась раздорами, как и весь мусульманский мир.
Естественными союзниками крестоносцев были армяне, поселившиеся между средним Евфратом и Тавром, основав здесь несколько княжеств. Уже в этих местностях начался спор между норманном Танкредом и Балдуином, братом Готфрида. Успев приобрести расположение населения победами над сельджуками, в течение зимы Балдуин вытеснил из Эдессы местного князя и утвердил власть за собою.
Осада Антиохии
21 октября 1097
г. главная часть войска
Не было единства
в начальстве над армией, набранной
из людей различных
Однако осада,
хотя и лишенная правильного плана,
все же продолжалась, к устью Оронта
прибывали новые толпы
Магометанские властители в Багдаде и Каире не думали о том, чтобы выручить город, столь важный для ислама, соединенными силами; один Кербога, эмир (атабек) Мосула на Евфрате, двинулся к городу с большим войском. Крестоносцам грозила большая опасность, но Боэмунд завязал отношения с одним армянским ренегатом, жителем Антиохии, и спас своих христианских братьев. Как истый сын Гискара, он заставил их купить это спасение ценой уступки Антиохии ему во владение.
Приступив к штурму в месте, условленном им с армянином, и неожиданно для осажденных, 2 июня 1098 г. он завладел городом. Сельджуки удержали за собой цитадель, находившуюся в южной, возвышенной части города, и когда через несколько дней подошел Кербога со своим многочисленным войском, христиане оказались окружены и в весьма опасном положении.
Ради своего спасения многие забывали обеты и спускались за стену на веревках, чтобы очутиться на свободе; но религиозное настроение восторжествовало еще раз. Один человек простого звания по имени Пьер-Бартелеми заявил своему господину, что ему явился во сне святой Андрей и указал на местонахождение драгоценнейшей реликвии – того самого копья, которым проткнули тело Спасителя.
Стали рыть землю в указанном месте и нашли копье. Общее воодушевление и сознание опасности восстановили согласие между христианами, между тем как в мусульманском лагере продолжал господствовать раздор. Подкрепив дух войск всеми средствами, христиане 28 июня произвели большую вылазку, окончившуюся удачей и освобождением осажденного отряда.