Восточные славяне во второй половине I тысячелетия до н.э. Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:49, контрольная работа

Краткое описание

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.

Содержание

1. Расселение славян, их соседи. Хозяйство, общественное устройство, быт, верования восточных славян…………………………………………………… 3
2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья…………………………………………………………………... 7
3. Крещение Руси: причины выбора православия в качестве государственной религии, значение христианизации Руси; двоеверие……………………….. 10
4. Социальное и политическое устройство Киевской Руси. …………………...13
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Расселение славян, их соседи. Хозяйство, общественное устройство, быт, верования восточных славян…………………………………………………… 3

2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья…………………………………………………………………... 7

3. Крещение Руси: причины выбора православия в качестве государственной религии, значение христианизации Руси; двоеверие……………………….. 10

4. Социальное и политическое устройство Киевской Руси. …………………...13

Список использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расселение славян, их соседи. Хозяйство, общественное устройство, быт, верования восточных славян.

 

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской  равнине у них происходило  разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится  о племенных княжениях, которые  историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.

В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких  племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении  Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах  рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы.

В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в  среднем течении Западной Двины  при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера  Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые  восточные из славянских племен –  вятичи.

Каждое  племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также  совет старейшин и общее собрание племени – вече.

Данные  летописи о расселении восточных  славян через много веков были подтверждены археологическими находками  женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный  фактор в формировании народа и государства  представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим  языком, укладом жизни, бытом, нравами  и обычаями, культурой и т.п. В  разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями  восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге  – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье  – печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли  живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых  местах восточные славяне создают  основы своей общественной и хозяйственной  жизни. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях говорит и заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26, 26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. Носили они первоначально экстенсивный характер. В лесных и лесостепных  районах выжигали траву, удобряя  почву золой, и использовали землю  до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью  естественный травяной покров. Такая  система земледелия носит название залежной. В лесах же применялась  подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали  вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при  залежной системе, использовали до истощения. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернетерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим  занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге  волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать  рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой  удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

По археологическим  данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек  поселения группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. Если между  этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало  не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке  жило несколько семей; иногда они  исчислялись десятками. Дома были небольшие, тип полуземлянок: пол на метр-полтора  ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная  или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой  доходящая концами кровли до самой  земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10-20 кв. метров.

Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину - вервь. К моменту образования  государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а  общность территории и хозяйственной  жизни. Каждая такая община владела  определенной территорией, на которой  жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Славяне были язычниками. В их верованиях различались  два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая  мифология славян - предмет научных  дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где  стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции  служителей богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Дажбог - Бог солнца, Перун - Бог грома  и молнии, Стрибог - Бог ветра, Волос (Велес) - покровитель скотоводства. Культ предков выражался в  поклонении различным духам. Ими  выступали умершие предки, которые  в представлении славян покровительствовали  роду, а впоследствии - отдельным  семьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья

Одним из первых городов, появившихся на территории Восточно-европейской равнины был  Киев. Согласно легенде, первым человеком, посетившим Киевские холмы, был ученик Христа Андрей Первозванный. Он поставил здесь крест и якобы заявил, что здесь будет мать городов  русских (т.к. Андрей Первозванный был  распят на X- образном кресте, то появился Андреевский флаг). В V в. сюда пришли братья из племени полян – Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбедью и основали город, назвав его именем старшего брата. Кий стал старшим князем среди братьев и неоднократно совершал походы на Византию, древлян и объединил многие племена. Однако после смерти братьев Киев и прилегающие территории были подчинены хазарам и стали платить им дань.

Наиболее  ранняя из дошедших до нас русских  летописей – «Повесть временных  лет» – говорит о существовании  на Руси других древних городов. Уже  в IX в. существовали  Изборск, Полоцк, Смоленск, вероятно в X в. появился Новгород (археология). Однако в летописи рассказ о призвании варягов в Новгород датируется серединой IX в.

Варяги  – представители скандинавских (норманнских) племен, появились в  славянских землях, по-видимому, в первой половине IX в. Они были отважными мореходами, храбрыми воинами, занимались главным образом морским разбоем, нападали на жителей в устьях рек, иногда торговали. Под 859 г. летопись отмечает, что племена славен, кривичей, чудь и меря платили варягам дань.

Однако  вскоре варяги были изгнаны, но самостоятельное  управление своими делами у этих племен не получилось - «и не было среди них  правды, и встал род на род, и  была у них усобица, и стали  воевать друг с другом», пишет  летописец. Поэтому племена решили поискать себе князя, который бы сумел  навести порядок. По словам летописца, было отправлено посольство к варягам. «И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и ангелы…. Сказали Руси чудь, словены, кривичи и весь – «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В ответ на эту просьбу в 862 г., согласно летописи, братья Рюрик, Синеус и Трувор, взяли с собой всю Русь, и пришли княжить. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти братьев править стал один Рюрик, от которого пошла династия русских князей.

В 879 г. Рюрик  умирает, оставив малолетнего сына Игоря и вручив правление старшему своему родственнику Олегу. Олег не остался  в Новгороде, а с сильной дружиной двинулся по пут «из варяг в  греки», взяв Смоленск, Любеч, а в 882 г. и Киев. Здесь он остался княжить. Объединив под своей властью  Новгородский север и Киевский юг. Таким образом, Олег является основателем  великого княжества Киевского (Киевская Русь) – первого государства восточных  славян (государство – политическая форма организации общества в  классовых обществах. Осуществляет управление обществом и его охрану. Признаки государства: 1) наличие органов  верховной власти   2) наличие  права (установленных  общеобязательных правил поведения)    3) наличие  определенной территории, на которую  распространяется власть данного государства).

На основании  этого летописного рассказа в  XVIII в. немецкие историки Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер создают так называемую «норманнскую теорию» о происхождении русского государства. Согласно этой теории 1) государство на Руси было создано варягами,  2) название государства - Россия - скандинавского происхождения, 3) славяне – народ отсталый и государство сами создать, не способны.

В то время  еще не существовало обещающего труда  по истории России и императрица  Елизавета Петровна поручила написать его М.В. Ломоносову. Михаил Васильевич был не согласен с норманнской  теорией. Он считал, что варяги основали не государство, а только княжескую  династию; А название «Русь» он связал с рекой Рось и племенем росов. Признавая факт призвания варягов, Ломоносов отвечал, что их роль в создании русской государственности нельзя преувеличивать. Его аргументы:

  1. призвать на княжение можно только в том случае, если есть где княжить, то есть если имеется хотя бы полугосударственное образование
  2. О существовании такого образования свидетельствует и текст летописи – звать на княжение пришло посольство от двух славянских (кривичи, словены) и двух финских (чудь, меря) племен, что говорит о том, что у них уже существовал хозяйственный и культурный союз, который стало необходимо дополнить политическим союзом.

С момента  появления на свет норманнской теории среди историков были и противники, и сторонники ее. В 30–е годы  XX в. Гитлер широко использовал норманнскую теорию для обоснования неполноценности славян. Сторонники и противники этой теории есть и сегодня в исторической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Крещение Руси: причины выбора  православия в качестве государственной  религии, значение христианизации  Руси; двоеверие.

 

Примерно  к X в. Киевская Русь стала государством, единым не только политически, но и идеологически. У нее появилась государственная религия – христианство. Эту религию Русь принимает при князе Владимире Святославиче (980-1015). Он был крупным полководцем, подчинил многие славянские племена, установил торговые связи с народом Востока. При нем строился Киев, строились оборонительные рубежи от немцев, чехов, поляков, хорватов, печенегов. Не раз защищал Владимир русскую землю от врагов, за что и был назван  «Солнышком».  При Владимире Киеву стали платить дань вятичи, ятвяги, радимичи. Однако не было никакой уверенности, что в дальнейшем покоренные народы не будут восставать против власти Киевского князя. На борьбу с завоевателями эти народы постоянно толкала их языческая религия, согласно которой человек и в потусторонней жизни оставался тем же, кем был в реальной жизни, и пользовался имуществом, которое было сожжено вместе с ним при обряде похорон. Таким образом, язычество мешало

1.утверждению  отношений господства и подчинения

2.росту  численности населения

Информация о работе Восточные славяне во второй половине I тысячелетия до н.э. Древнерусское государство