Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:49, контрольная работа
В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.
1. Расселение славян, их соседи. Хозяйство, общественное устройство, быт, верования восточных славян…………………………………………………… 3
2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья…………………………………………………………………... 7
3. Крещение Руси: причины выбора православия в качестве государственной религии, значение христианизации Руси; двоеверие……………………….. 10
4. Социальное и политическое устройство Киевской Руси. …………………...13
Список использованной литературы 16
Содержание
2. Образование
Древнерусского государства. Норманнская
теория. Первые русские князья………………………………………………………………
3. Крещение Руси: причины выбора православия в качестве государственной религии, значение христианизации Руси; двоеверие……………………….. 10
4. Социальное и политическое устройство Киевской Руси. …………………...13
Список использованной литературы 16
В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.
В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы.
В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи.
Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.
Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.
Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.
Соседями
восточных славян (к IX в.) были на западе
балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела
и др., западные славяне: поляки (ляхи),
словаки, чехи, а также венгры (угры);
на северо-востоке –
Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях говорит и заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26, 26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.
С природно-климатическими
условиями тесно связаны
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, тип полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10-20 кв. метров.
Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину - вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Славяне были язычниками. В их верованиях различались два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая мифология славян - предмет научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Дажбог - Бог солнца, Перун - Бог грома и молнии, Стрибог - Бог ветра, Волос (Велес) - покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду, а впоследствии - отдельным семьям.
2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья
Одним из
первых городов, появившихся на территории
Восточно-европейской равнины
Наиболее ранняя из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет» – говорит о существовании на Руси других древних городов. Уже в IX в. существовали Изборск, Полоцк, Смоленск, вероятно в X в. появился Новгород (археология). Однако в летописи рассказ о призвании варягов в Новгород датируется серединой IX в.
Варяги – представители скандинавских (норманнских) племен, появились в славянских землях, по-видимому, в первой половине IX в. Они были отважными мореходами, храбрыми воинами, занимались главным образом морским разбоем, нападали на жителей в устьях рек, иногда торговали. Под 859 г. летопись отмечает, что племена славен, кривичей, чудь и меря платили варягам дань.
Однако вскоре варяги были изгнаны, но самостоятельное управление своими делами у этих племен не получилось - «и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом», пишет летописец. Поэтому племена решили поискать себе князя, который бы сумел навести порядок. По словам летописца, было отправлено посольство к варягам. «И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и ангелы…. Сказали Руси чудь, словены, кривичи и весь – «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В ответ на эту просьбу в 862 г., согласно летописи, братья Рюрик, Синеус и Трувор, взяли с собой всю Русь, и пришли княжить. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти братьев править стал один Рюрик, от которого пошла династия русских князей.
В 879 г. Рюрик
умирает, оставив малолетнего сына
Игоря и вручив правление старшему
своему родственнику Олегу. Олег не остался
в Новгороде, а с сильной дружиной
двинулся по пут «из варяг в
греки», взяв Смоленск, Любеч, а в 882
г. и Киев. Здесь он остался княжить.
Объединив под своей властью
Новгородский север и Киевский юг.
Таким образом, Олег является основателем
великого княжества Киевского (Киевская
Русь) – первого государства
На основании этого летописного рассказа в XVIII в. немецкие историки Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер создают так называемую «норманнскую теорию» о происхождении русского государства. Согласно этой теории 1) государство на Руси было создано варягами, 2) название государства - Россия - скандинавского происхождения, 3) славяне – народ отсталый и государство сами создать, не способны.
В то время еще не существовало обещающего труда по истории России и императрица Елизавета Петровна поручила написать его М.В. Ломоносову. Михаил Васильевич был не согласен с норманнской теорией. Он считал, что варяги основали не государство, а только княжескую династию; А название «Русь» он связал с рекой Рось и племенем росов. Признавая факт призвания варягов, Ломоносов отвечал, что их роль в создании русской государственности нельзя преувеличивать. Его аргументы:
С момента появления на свет норманнской теории среди историков были и противники, и сторонники ее. В 30–е годы XX в. Гитлер широко использовал норманнскую теорию для обоснования неполноценности славян. Сторонники и противники этой теории есть и сегодня в исторической науке.
3. Крещение Руси: причины выбора
православия в качестве
Примерно к X в. Киевская Русь стала государством, единым не только политически, но и идеологически. У нее появилась государственная религия – христианство. Эту религию Русь принимает при князе Владимире Святославиче (980-1015). Он был крупным полководцем, подчинил многие славянские племена, установил торговые связи с народом Востока. При нем строился Киев, строились оборонительные рубежи от немцев, чехов, поляков, хорватов, печенегов. Не раз защищал Владимир русскую землю от врагов, за что и был назван «Солнышком». При Владимире Киеву стали платить дань вятичи, ятвяги, радимичи. Однако не было никакой уверенности, что в дальнейшем покоренные народы не будут восставать против власти Киевского князя. На борьбу с завоевателями эти народы постоянно толкала их языческая религия, согласно которой человек и в потусторонней жизни оставался тем же, кем был в реальной жизни, и пользовался имуществом, которое было сожжено вместе с ним при обряде похорон. Таким образом, язычество мешало
1.утверждению
отношений господства и
2.росту численности населения