Восточные славяне во второй половине I тысячелетия до н.э. Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:49, контрольная работа

Краткое описание

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.

Содержание

1. Расселение славян, их соседи. Хозяйство, общественное устройство, быт, верования восточных славян…………………………………………………… 3
2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Первые русские князья…………………………………………………………………... 7
3. Крещение Руси: причины выбора православия в качестве государственной религии, значение христианизации Руси; двоеверие……………………….. 10
4. Социальное и политическое устройство Киевской Руси. …………………...13
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

3.международной  торговле

4.привлечению  иностранных специалистов     

5.заключению  династических браков

6.заключению  международных договоров и союзов

7.росту  авторитета князя (авторитет языческих  жрецов был выше)

При Владимире  Русь стала довольно сильным и  богатым государством. Но религия  этого государства отличалась от религии его соседей. Неудивительно, поэтому, что соседи, желавшие иметь  Русь союзником, стремились к тому, чтобы она приняла их религию. Русская летопись рассказывает, что  к Владимиру приезжали многие религиозные посольства – от немцев (католики), от булгар (мусульмане), хазарские  евреи (иудаизм), греки (христианство) и каждое предлагало принять их веру. В ответ Владимир посылает посольство из 9 человек для того, чтобы оно ознакомилось с религиями разных стран и пришло к выводу о том, какая из них лучше. Интересно, что Владимира не возмутили предложения переменить веру, ему, как главе государства, необходимость смены религии была уже, бесспорно, ясна. Послы вернулись в восторге от христианского богослужения, и, после совета с боярами, Владимир решил, что Русь должна принять христианство. Однако гордый и независимый князь не мог обратиться к Византии с просьбой о крещении Руси. Он стал ждать удобного случая. О том, как происходило принятие христианства, в настоящее время в исторической науке нет единого мнения. Различные версии крещения Руси мы с вами обсудим на семинарском занятии. Здесь же нам следует отметить, что 1 августа 990 г. (988 г. по старым данным) жители Киева были окрещены в водах реки Почайна, и Русь получила государственную религию. Первоначально христианство было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к водному пути «из варяг в греки», а в остальных областях страны распространялось медленно. Некоторые районы Руси оставались языческими ещё в         XII в. Тем не менее, значение принятия христианства было огромным по своим последствиям: 

1.Прежде  всего, вместе с христианством  на Руси проникли и новые  политические отношения. По христианскому  вероучению князь был государем  и богом. В отличие от стран  Запада, где в католических странах  власть Римского папы была  выше светской власти при сохранении  самостоятельности в своей области.  Церковь стала внушать идею  о незыблемости, божественности  княжеской власти, о необходимости  подчинения этой власти. Эти идеи  способствовали развитию на Руси  феодальных отношений. 

2.Велико  было культурное влияние церкви. Она принесла на Русь письменность  со славянским алфавитом. Монастыри,  где собирались, переписывали и  переводили книги, становились  центрами просвещения. Здесь возникло  русское летописание и духовная  литература. Церковь положила начало  русскому искусству – его первыми  произведениями были храмовая  архитектура и храмовая живопись. Нравственным переменам в русском обществе также способствовало христианство.

3.Теснее  стала связь Руси с Византией  и другими христианскими государствами.

4.Главным  же итогом принятия христианства  является то, что оно уже не  только политически, но и идеологически  объединило славян в единое  государство – Киевскую Русь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социальное и политическое устройство  Киевской Руси.

 

Политический  строй (или политическая система) общества - это система, в рамках которой  осуществляется государственная власть и проходит политическая жизнь общества. Она включает в себя органы государственного управления, армию, полицию, суд, церковь, политические партии и общественные организации. Изучение политического  строя показывает, на каких принципах  строится государство и каким  образом оно управляется.

Первым  из киевских князей, кто серьезно стал заниматься государственной деятельностью, был Владимир Красное Солнышко.

Великий киевский князь не был единственным представителем рода Рюриковичей  на Руси. С каждым поколением этот род  расширялся, увеличивался, а все  его представители по мужской  линии получали во владение какую-либо территорию Киевского государства - удел - и становились князьями  на этой территории. Великий киевский князь считался старшим в роду, «отцом» других князей, но это было скорее почетное звание, чем признак  его власти. Фактически власть в  Киевской Руси принадлежала не великому киевскому князю, а всему роду Рюриковичей.

Отношения между князьями строились на договорных началах. Если же не удавалось договориться, то спорные вопросы решались силой  оружия. В распределении уделов между  князьями очень скоро не стало  никакого порядка. Если от Рюрика к  Олегу власть перешла  по принципу родового старшинства, то есть тому, кто  был старшим в роду по возрасту, то скоро решить, кто старший в  роду стало невозможно (младший по возрасту дядя и старший по годам  племянник - сын старшего брата –  нередко были одного возраста). Поэтому  при распределении уделов стал применяться  принцип «отчины», то есть наследственного  владения. Использовались и договорные отношения. Кроме того, население  крупных городов могло приглашать князя, обсудив его кандидатуру  на вече.

В своем  уделе каждый князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Однако русские княжества  и Киевскую Русь в целом в IX-XI вв. нельзя назвать монархией. Здесь существовало неустойчивое равновесие между двумя элементами государственной власти – монархическим (князь) и демократическим (вече). Власть князя не была абсолютной. В то же время власть веча везде (кроме Новгорода и Пскова) проявлялась только в чрезвычайных случаях.

Князь в древнерусском  государстве

1) защищал  страну от нападения извне

2) вел  внешнюю политику (заключал мир,  союзы, договоры, объявлял войну,  а если для нее нужно было  народное ополчение, то только  с согласия вече)

3) формировал  дружину

4) назначал  начальника народного ополчения  – тысяцкого

5) командовал  дружиной и ополчением во время  войны

6) был  судьей

7) издавал  законы

8) назначал  всех чиновников (посадников –  правителей областей)

Князья  имели свои дворы, свое хозяйство. Доходы князя складывались из

а) дани (т.е. налога с населения княжества)

б) штрафов  за преступления (они взимались в  пользу князя)

в) торговых пошлин

г) доходов  с имений

Управляя  княжеством, князь обычно советовался  со старшими дружинниками, а иногда и со всей дружиной, но такой совет  не был для него обязательным. Он мог ни с кем не советоваться или  советовался, с кем хотел.

Дружина, которой окружал себя каждый князь, была не многочисленной (не более 700 –800 человек у самых богатых князей), но это были профессиональные воины. Их связывал с князем договор службы и верности. На дружинников князь мог положиться в минуту опасности. Дружина делилась на 3 разряда:

1.Старшая  дружина – самые богатые и  влиятельные дружинники. Они имели  земли, дворы, рабов (челядь) и  своих собственных дружинников.  Они  - доверенные лица князя  и выполняют его важнейшие  поручения. Их называют «княжие  мужи», «бояре».

2.Младшая  дружина – «детские», «отроки», «гриди». Они жили при дворе  князя, обслуживали дом, хозяйство.  В мирное время они были, таким  образом, слугами, а в военное  – воинами.

3.«Вои»  – профессиональные воины, набранные  из сельского и городского  люда.

Князь содержал и кормил дружину, дружинники получали долю из военной добычи и из дани, собираемой с населения. Дружина  была ядром войска. В случае же войны  призывалось народное ополчение. Оно  состояло из свободного городского населения, а в чрезвычайных случаях призывались  и сельские жители.

Проблема  вооружения народного ополчения  решалась довольно просто:  на княжеском  дворе обычно хранились дополнительные запасы оружия, а на лугах паслись  большие табуны лошадей. Часть ополченцев имело свое оружие и лошадей, часть  получала их от князя, часть выступала  в поход на ладьях, а часть шла  пешком. Призвать ополчение князь  мог только с согласия веча.

Были  в русском войске и вспомогательные  отряды иноземцев. Сначала это были наемники- варяги, а к XI в. – конные отряды «своих поганых» или «черных клобуков» – печенегов, берендеев, торков, которых князья поселили на южных окраинах киевской земли.

Суд князя  в древнерусском государстве  основывался, прежде всего, на обычном  праве (то есть судили «по обычаю», как  было принято издавна). Однако существовало на Руси и законодательство, так  называемый «Закон русский», «Русская Правда», и «Митрополичье правосудие» (церковный устав).

 

Список  использованной литературы

 

  1. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М. – Тверь, 1996.
  2. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1947 и др. годы изд.
  3. Древняя Русь. Материалы к курсу истории России. - Новосибирск, 1998.
  4. Жарко С.Б. История восточных славян. Монгольское нашествие на Русь: Учеб. пособие. - Минск, 2003.
  5. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк IX – XVIII вв. - М., 1992.
  6. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XX века. - М, 1991.
  7. Рыбаков Б.А. Мир истории. - М, 1984.
  8. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVII вв. - М., 1997.
  9. Славяне и Русь: Проблемы и идеи. Концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. - М., 2001 (4-е изд.); - М., 1999 (2-е изд.).
  10. Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. - Киев, 1987.
  11. Фроянов И.Я. Киевская Русь. - Л., 1980.
  12. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. VI – X вв. - СПб., 1996.

 


Информация о работе Восточные славяне во второй половине I тысячелетия до н.э. Древнерусское государство