Восточные славяне в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю свой Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Наиболее значимой из них «Повесть временных лет». Среди других важных источников древней и средневековой России необходимо отметить «Слово о полку Игореве» и новгородские грамоты на бересте, найденные при археологических раскопках в Новгороде.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2-3 стр.
Исторические источники о прохождении и расселении восточных славян………………………………………………………………..3-6 стр.
Хозяйственная жизнь, быт, нравы и верования…………………..6-10 стр.
Предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян……………………………………………………………….10-12 стр.
Заключение…………………………………………………………13-14 стр.
Список используемой литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Восточные славяне в древности.docx

— 40.75 Кб (Скачать файл)

Содержание  

Содержание…………………………………………………………1стр.

Введение…………………………………………………………….2-3 стр.

Исторические источники  о прохождении и расселении восточных  славян………………………………………………………………..3-6 стр.

Хозяйственная жизнь, быт, нравы  и верования…………………..6-10 стр.

Предпосылки образования  государства и ранние политические объединения восточных славян……………………………………………………………….10-12 стр.

Заключение…………………………………………………………13-14 стр.

Список используемой литературы………………………………..15 стр. 
                                                                    Введение

 
  История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю свой Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что  тогда у него не будет будущего. Важнейшими источниками истории России являются летописи.  Наиболее значимой из них «Повесть временных лет». Среди других важных источников древней и средневековой России необходимо отметить «Слово о полку Игореве» и новгородские грамоты на бересте, найденные при археологических раскопках в Новгороде. В наше время восточные славяне (русские,  украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Однако такое положение сложилось совсем недавно. Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем даже упоминания имени славян. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Без знания особенностей исторического, духовного развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.

Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям. От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.

Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между  представителями норманнской и  славянской школ в истории. Многие из них строят свои гипотезы насчёт образования  государства на Руси. В основном все эти гипотезы строятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о том, в каком городе зародилось это государство. В связи с этим данная тема - восточные славяне в древности - является актуальной, т.к. до сих пор нет однозначной теории о происхождении и образовании государственности наших предков.

Рыбаков в своей книге  представляет такую гипотезу. «В старом земледельческом районе лесостепи  на берегах реки Роси существовало племя рос или рус. Племя в  основном было славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси». Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей происхождения и жизни восточных славян в древности.

 

Исторические  источники о происхождении и  расселении восточных славян

  

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники  историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история  славян весьма туманна.

Первые, достаточно скудные  сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

 Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет - первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.  

В связи с изложенными  обстоятельствами проблему происхождения  и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.

Исходной позицией для  последовательного рассмотрения истории  славян следует считать период отделения  славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива.

Славяне относились к третьей  по численности группе народов, крупнейшей на земле индоевропейской языковой семьи. В V-IV тыс. до н. э. заселяли территории Центральной Азии, Балканский полуостров и Малую Азию. Выделение праславянских племен и формирование праславянского языка началось приблизительно в середине II тыс. до н. э. или  в середине I тыс. до нашей эры на территории Верхнего Ордера до Северного Днепра. Во время великого переселения народов

Предки славян издавна  жили на территории Центральной и  Восточной Европы. По своему языку  они относятся к индоевропейским  народам, которые населяют Европу и  часть Азии вплоть до Индии. Археологи  считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.  
 Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.  
 В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

  Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя, собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород. Наиболее развитыми и культурными среди восточнославянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

К тому же времени относится  и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и  Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи, знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали именем старшего брата, т. е. Киевым. Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».

 Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.

Данные летописца о  размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных  формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических  раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных  союзов.

Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной  и Восточной Европы стало главным  содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI-VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения).

 Вокруг вопроса, какую  территорию занимали славяне  до VI в., продолжают идти дискуссии.  
      Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные  славяне постепенно расселились  по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Большинство современных  ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

 Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга). 
     Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.

Расселение славян происходило  по трем основным направлениям:

- на юг, на Балканский  полуостров;

- на запад, в Среднее  Подунавье и регион между Одером  и Эльбой;

- на восток и север  по Восточно-Европейской равнине.

  Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

  

                              Хозяйственная жизнь, быт, нравы и верования

Длительное время  у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов - совокупности родственных  друг другу семей, живших вместе, владевших  общей собственностью и управляемых  старейшинами. Родовые старейшины имели  большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные  вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Таким образом, в соседскую общину входили семьи, не только имевшие  родственные связи, но и принадлежавшие к разным родам - родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Любеч - у радимичей, Смоленск - у кривичей, Новгород - у  ильменских славян и т. д. В городах  для защиты торговых людей создавались  дружины. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские предводители - конунги (князья). Постепенно они захватывали  власть в городах и становились  владетельными князьями. Древнерусская  летопись “Повесть временных лет” содержит предание о том, что такие варяжские княжества были основаны Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть возникала у восточных славян и без участия варяжских конунгов.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и  огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также  и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в  своем развитии северные, что объяснялось  различиями в природно-климатических  условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние  земледельческие традиции, а также  имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы  земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.  
 С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое  место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

Разводили славяне  крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском  языке слово «скот» означало также  деньги.  
 Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.        Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.  
Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты - кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Информация о работе Восточные славяне в древности