Восточные славяне в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю свой Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Наиболее значимой из них «Повесть временных лет». Среди других важных источников древней и средневековой России необходимо отметить «Слово о полку Игореве» и новгородские грамоты на бересте, найденные при археологических раскопках в Новгороде.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2-3 стр.
Исторические источники о прохождении и расселении восточных славян………………………………………………………………..3-6 стр.
Хозяйственная жизнь, быт, нравы и верования…………………..6-10 стр.
Предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян……………………………………………………………….10-12 стр.
Заключение…………………………………………………………13-14 стр.
Список используемой литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Восточные славяне в древности.docx

— 40.75 Кб (Скачать файл)

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших  торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь "из варяг в  греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками  и далее через систему волоков  суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.

Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.  
   Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современному русскому "ведать", "знать". Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

Мир тогдашних  язычников состоял из четырех  частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.

Для язычников  был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд  обрядов и заклинаний. Здесь почти  неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней  плодоносящей земли-почвы, "матерью  урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских  божеств, как богиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых  они охотились. Охотники мезолита, разобщенные  на небольшие группы, затерянные в  бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования  оленей. Было сделано важное астрономическое  наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие  произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент  случайности, элемент капризов божественной воли - солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

В представлениях славян-язычников о подземно-подводном  ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей  эпохи, когда после таяния гигантского  ледника континенты были затоплены  морями и озерами, быстро менявшими  свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными  болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был  произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция  подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и  выплывает на другом конце земли  утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой  был подземный ящер, заглатывавший  солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли  мощные птицы вроде лебедей.  
 Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях  древних городов показывают всё  разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и  вскрытые могильники донесли до нас  предметы домашней утвари и ювелирные  украшения. Обилие женских украшений  в найденных кладах, сделало доступным  изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью  витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла  не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь.

К сожалению, почти  вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти  утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно  увидеть в отделке и орнаменте  языческие мотивы. Это типично  для периода двоеверия, когда  художник мог изобразить рядом христианского  святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте  крест и древние славянские символы.  
 Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминовения предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей  день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось  дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 

Предпосылки образования  государства и ранние политические объединения восточных славян

  
 «Повести временных лет», первый письменный источник древнерусской истории, где имеются свидетельства государственного объединения славянских племен, описывают то, что Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв.  
В отличие от других стран, как Восточных, так и Западных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть.

Важно понять, что государство  возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования  отношений между различными социальными  слоями, классами и т.д. Государственность  у славян начинает формироваться  с VI в., когда происходит переход  от родовой и племенной общины к соседской, формируется имущественное  неравенство (соседская община - поселения  людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю: каждая семья имеет право  на свою долю общинной собственности.)  
 Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии.

Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении  на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось  объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя - "Матерью  городов русских».

После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства  оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком  далеко. В условиях политического  и экономического упадка Киева другие княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской земли, были вынуждены осуществлять эту  роль в неблагоприятных внутренних и внешнеполитических условиях.

Новгород, обособившийся  от киевского политического центра еще в XII в., стал ориентироваться  в хозяйственном отношении по преимуществу на балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его заинтересованности во внутрирусских  делах.

 Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился  в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные  князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти - “снема”, т.е. феодального съезда.

Органом местного крестьянского  самоуправления оставалась территориальная община - вервь. Вервь контролировалась доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Существовал Совет, состоящий из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В период раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняли народные собрания - вече. История не сохранила подробных сведений о законодательном процессе. Но очевидно, что в силу монархической природы государства, он не мог иметь иную форму, нежели форму актов великокняжеской власти. В Киевском государстве вече не могла претендовать на роль независимой законодательной власти. Чего нельзя сказать о Новгороде, который не испытал в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе и унаследованного от догосударственного периода развития - новгородского вече. Среди историков нет единства в оценке полномочий вече. Многие считают его законодательным органом, который мог принимать решения именем Великого Новгорода.

Что касается судебной власти, то естественно, она не могла существовать в те времена как независимая  власть. Пространная редакция Русской  правды упоминает о княжеском  суде. После принятия христианства в качестве государственной религии  на Руси церковь получила право на осуществление суда в делах о  преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы. Некоторые  историки считают, что все уголовные  и гражданские дела решались без  участия государства заинтересованными  лицами и общиной.

 
 
                                                         Заключение

 
  В результате проделанной работы были рассмотрены особенности происхождения и жизни восточных славян в древности.

При раскрытии данного  вопроса были решены следующие задачи:  
Раскрыты исторические источники о происхождении и расселении восточных славян;  
Описана хозяйственная жизнь, быт нравы и верования восточных славян; Рассмотрены предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян.  
 Можно заключить, что проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в “Повести временных лет”, отвечая на вопрос “Откуда есть пошла русская земля?”, рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности. Перечисляя отдельные группы славян, он называет их поименно - поляне, древляне, северяне, вятичи, словены и др., а там, где пытается дать им социальную характеристику,- княжествами. После смерти полянского князя Кия, замечает летописец, “почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а деревляхъ свое, а дреговичи свое, а словъни свое в Новъгородъ, а другое на Полотъ, иже полочанъ”. “Род” здесь выступает в понимании династии. Названные в летописи княжества, или союзы восточнославянских племен, относятся к VI-VIII вв.

Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII-IX века. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение - Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне. Характерно, что сначала название “Русская земля” употреблялось по отношению к Среднему Поднепровью и только со временем распространилось на все земли восточных славян.

В VI-IX вв. на территории восточных славян возникали города - Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль. Их возникновение было результатом оживленного торгового и переселенческого движения. Города возникали как торговые центры, затем становились крепостями, бравшими под защиту окрестное земледельческое  население от внешней опасности, затем превращались в административные пункты. Так появилась первая политическая форма на Руси - городские области или волости. Это городское деление не имело племенного происхождения. Киев объединял полян и древлян, Новгород - ильменских словен и кривичей, Смоленск - часть кривичей и радимичей. В результате нового территориального деления, возрастали роль и значение князя и знати.

В последней четверти IX в. в результате объединения двух главных  центров восточных славян: Новгорода  и Киева, а также земель расположенных  вдоль пути «Из Варяг в Греки». Древнерусское государство можно  охарактеризовать как раннефеодальную  монархию.

Информация о работе Восточные славяне в древности