Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:45, контрольная работа
Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части.
Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.
Введение.
Происхождение восточных славян.
Экономическая жизнь восточных славян.
Формирование государства у восточных славян.
Политический строй Киевской Руси.
Принятие христианства.
Становление и развитие в Киевской Руси феодальных отношений.
Экономическое развитие Киевской Руси.
Внешняя политика Киевской Руси в X – XII вв.
Культура Киевской Руси.
Вывод.
РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кафедра истории и культурологии.
Контрольная работа
По дисциплине: «Отечественная история».
По теме: «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ».
Серпухов 2010
1
СОДЕРЖАНИЕ:
2
Введение.
Славяне многочисленный и очень древний народ, однако изучение его истории на ранних этапах чрезвычайно затруднено практическим отсутствием письменных источников. Анализ данных археологии, лингвистики не дает полной определенности в установлении точных этнических признаков, четких границ расселения в разные периоды славянской истории.
Происхождение восточных славян.
На большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII – VIII вв. н.э. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря.
Вне зависимости от того, являются ли Восточные славяне автохтонами (т. е. исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII – VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства современного Центра территории России.
Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части.
Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.
Экономическая жизнь восточных славян.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В лесных и лесостепных
3
районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до её истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем полностью не восстановится естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной. В лесах же применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: Деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, Затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.
Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень.
Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.
Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.
Большую роль в экономике, как и во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.
Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение
4
дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
Формирование
государства у восточных
В условиях постоянной внешней угрозы, в борьбе с натиском тюрко-язычных народов (авар, хазар, болгар) славянские племена объединяются в союзы. Во главе союза стояли князья, которые внешне выполняли те же функции, что и племенные вожди, но в основе их были уже не родовые отношения, а территориальные, политические и военные межплеменные связи. Наряду с князем и дружиной действовали советы старейшин и вечевые собрания, в случае военных конфликтов собиралось народное ополчение. Союзы племен предшествовали возникновению восточнославянского государства.
В начале IX в. процесс создания племенных союзов приводит к объединению их в мощные межплеменные группировки – «суперсоюзы». Из них вырастают два государственных образования – в среднем Приднепровье во главе с Киевом и на северо-западе с центром в Новгороде. Между ними разгорелось соперничество за господство над всеми славянскими землями, которое завершилось объединением в 882 г. этих земель под властью Олега, принявшего титул великого князя. Киев стал столицей древнерусского государства.
Исходя из того, что новая киевская династия была основана варягами – Рюриковичами, в русской историографии еще в XVIII в. была создана норманнская теория, согласно которой Древняя Русь была создана выходцами из Скандинавии.
В настоящее время не оспаривается определенная роль варяжского элемента в объединении славянских племен, в жизни Киевской Руси, в формировании государственной элиты, происходившей на политической основе. Варяги были прекрасными войнами, часто выступали в роли наемников князей в борьбе за власть, в усобицах. Однако это отнюдь не дает основания считать их создателями государственности у славян, тем более что скандинавские народы находились примерно на одном со славянами цивилизационном уровне.
5
Политический строй Киевской Руси.
Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Он занимался формированием войска и возглавлял его во время войны, обеспечивал оборону границ. Он также назначал администрацию, судебные органы и сам вершил суд. Великий князь занимался законотворческой деятельностью, устроением церкви после принятия христианства и дипломатическими отношениями с другими странами.
Постепенно киевский князь заменяет местных князей своими сыновьями или родственниками. Термин «князь» теперь распространялся только на членов великокняжеской династии Рюриковичей. Киевский стол вначале передавался по старшинству в роде, а затем – старшему сыну.
При князе был Совет, куда входили старшие дружинники и племенная знать, представители городов и высшее духовенство. Верной опорой князя была дружина (старшая и младшая), Которая выполняла административные и военные функции. Особо важные вопросы (законодательство, о войне и мире) обсуждались на княжеских съездах.
Значительную роль в Киевской Руси играли вечевые собрания. Они становятся структурным элементом государственной системы.
Финансовая система Руси складывалась постепенно. Главным источником пополнения казны была дань с подвластных великому киевскому князю земель. Первоначальной формой сбора дани было полюдье, затем повоз. Собирали меха, мед, воск, лен, продукты питания и пр.
По мере укрепления государственности формируется древнерусское законодательство. Первым сводом Киевской Руси является «Древнейшая Правда» («Судебник Ярослава»), составленный около 1015 г. В нем было 17 статей. Следующим этапом развития древнерусского права была «Правда Ярославичей» (ок. 1072 г.), в которой особое внимание уделено защите княжеской, боярской вотчин, жизни и чести «княжеских мужей». «Судебник
6
Ярослава» и «Правда Ярославичей» составили краткую редакцию «Русской Правды» (43 статьи). Последним этапом становления законодательства в этот период стал «Устав Владимира Мономаха».
Принятие христианства.
Язычество господствовало на Руси до середины X в. Но уже при князе Игоре упоминаются христиане. Первой христианкой в княжеской династии была княгиня Ольга, однако еще долго Русь оставалась языческой. Многобожие не способствовало укреплению авторитета великого князя, не отвечало складывающимся феодальным отношениям. Кроме того, соседние страны уже давно исповедовали религии, в основе которых была вера в единого Бога – ислам в Волжской Булгарии, иудаизм в Хазарии, христианство в Византии.
В 980 г. князь Владимир I провел религиозную реформу – «постановление кумиров» из шести наиболее почитаемых божеств во главе с Перуном. Она оказалась неудачной.
Владимир, отвергнув ислам и иудаизм, обратился к восточному варианту христианства, обрядность которого произвела глубокое впечатление на посланников Руси. Ориентация на Византию объясняется тем, что в отличие от Римской церкви, православная Константинопольская церковь допускала возможность использования родного языка в богослужении, не возвышалась над светской властью, не претендовала на ведущую роль в политике, строила отношения с государственной властью на иных основах, поддерживая ее своим авторитетом.
Дата крещения Руси достаточно условна, наиболее вероятной считается 988 г., когда князь крестился сам, окрестил дружину и киевлян. Принимая крещение из рук Византии, Владимир настоял на заключении брака с сестрой императора Анной, что исключало неравноправное положение Руси. Новая религия утвердилась в стране далеко не сразу, ее распространение встречало зачастую упорное сопротивление народа и сопровождалось насилием. Языческие обряды столь прочно укрепились в сознании людей, что в конечном счете русское правительство впитало в себя многие черты язычество, а церковь
7
освятила некоторые языческие праздники. Длительное время в русских землях существовало двоеверие. Население исполняло христианские обряды и тайно поклонялось прежним богам, несмотря на гонения церкви и властей.
Принятие христианства имело судьбоносное значение для народов Руси. Вера в единого бога способствовала укреплению княжеской власти и молодой государственности, усилила тенденции становления ее монархической формы.
Становление и развитие в Киевской Руси феодальных отношений.
Складывание феодальных отношений на Руси – длительный и неравномерный процесс. До XI в. практически отсутствуют письменные свидетельства о наличии феодальных вотчин. В этот период формирование феодальных отношений происходит путем «окняжения» земель свободных общинников. Во второй половине XI в. оформляется вотчинное земледелие – боярское и церковное. Зачастую это было результатом прямого захвата крестьянских земель. Вотчина являлась наследственным владением (в отличие от поместья, которое давали за службу). Это была замкнутая самодостаточная экономическая система. Крупные земледельцы получали право иммунитета – право суда и сбора налогов с населения вотчины.
Реализацией права феодала на землю была рента (доход с земли). В этот период существовали две формы ренты – отработочная и натуральная.
Вся совокупность работавших на феодала людей называлась челядью. Во второй половине XI в. появляется закупничество. Закуп (взявший «купу» деньгами или скотом и обязанный отработать ее с процентами) занимал промежуточное положение от свободного к несвободному. Сохраняя возможность вернуть свободное состояние, он мог быть превращен в «обель» (полного холопа). Упоминаются «ролейные» (пашенные) закупы, которые имели участок земли («отарицу»). К зависимым людям относились «рядовичи». Вынужденные обстоятельствами заключить «ряд» (договор) с господином, они
8
выполняли функции мелких администраторов (тиунов, ключников и пр.), различные сельские работы.
Свод законов закрепляет неравноправное положение рабов – холопов. Они занимали низшую ступень социальной лестницы. В отличие от античных рабов, в некоторых случаях были защищены законом. Все же основная часть общества была лично свободна и несла лишь государственные повинности.
Становление феодальных отношений сопровождалось оформлением правовой системы. «Русская Правда» отражает эти процессы и является ценнейшим источником для изучения структуры древнерусского общества. В ней определен социальный и правовой статус различных слоев населения, различные виды наказаний, в том числе штрафы за убийство. Представители зависимого населения защищены минимальной суммой – 5 гривен, в то время как свободные люди – в 12 гривен, а выходцы из знатной среды, крупные администраторы – от 40 до 80 гривен.
Информация о работе Восточные славяне в древности Киевская Русь