Восточные славяне в древности Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части.
Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

Содержание

Введение.
Происхождение восточных славян.
Экономическая жизнь восточных славян.
Формирование государства у восточных славян.
Политический строй Киевской Руси.
Принятие христианства.
Становление и развитие в Киевской Руси феодальных отношений.
Экономическое развитие Киевской Руси.
Внешняя политика Киевской Руси в X – XII вв.
Культура Киевской Руси.
Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

 

Экономическое развитие Киевской Руси.

 

    Основу хозяйства Киевской Руси составляло пашенное земледелие, которое играло настолько важную роль в обществе, что нивы называли «жизнь», а злаки «жито». Появилось большое количество старопахотных земель. Все большее распространение получало двуполье и трехполье. Однако в лесной зоне сохранялось подсечно-огневое земледелие. Сельскохозяйственные орудия развивались медленно. Получил распространение плуг, в лесной зоне сохранялась соха. Климатические условия часто вызывали неурожай и угрозу голода.

 

    Развивалось скотоводство. Разводили коров, овец, лошадей, свиней и коз. Занимались птицеводством, на птичьих дворах откармливали гусей, кур, уток и пр. Сохранилось значение огородничества. Сеяли капусту, репу и морковь, чеснок и прочие культуры.

 

9

    По-прежнему источником дохода и средством существования людей были различные промыслы – охота, бортничество, рыболовство. С развитием внешней торговли возрастал спрос на пушнину.

 

    Высокого уровня развития достигло ремесло. Известно более 60 ремесленных специальностей: кузнецы, гончары, каменщики, стекловары и др. владели секретами мастерства и передавались по наследству. Многие ремесленники занимались обработкой дерева и кожи, изготовлением тканей, одежды и обуви.

 

    Внутренняя торговля была развита слабо. Значительные успехи наблюдались в сфере внешней торговли. Окрепли связи с Византией, арабскими странами, Закавказьем, Средней Азией, Европой. Вывозили меха, мед, воск, лен, изделия «златокузнецов» и оружейников. Предметами импорта были шелковые и бархатные ткани, пряности и фрукты, драгоценные ткани, предметы роскоши и пр.

 

    Развитие ремесла и торговли способствовали росту городов. Они возникали на перекрестках торговых путей, в местах удобных для обороны. Город был административным, культурным, военным центром. Города «обрастали» слободами, где селился ремесленный и торговый люд. Большие успехи были достигнуты в обработке металла. В городах было налажено массовое производство топоров, серпов, лопат и других изделий.

 

Внешняя политика Киевской Руси в X – XII вв.

 

    Главными задачами внешнеполитической деятельности киевских князей были: собирание территории со славянским населением в единое государство и его укрепление, защита от посягательств извне, обеспечение национальных интересов в международной торговле, организация грабительских и завоевательных походов на соседние и далекие земли в поисках дани, рабов, заключения выгодных торговых отношений для сбыта ремесленных изделий и продукции промыслов (меха, меда, воска и пр.).

 

10

    Опасным противником в ходе складывания молодой славянской государственности был могущественный Хазарский каганат, который контролировал торговые пути на восток, обогащаясь грабежом и пошлинами от русской торговли с Кавказом и Багдадским халифатом. Каганат был разгромлен в ходе походов Святослава в середине 60-х гг. X в. и вскоре прекратил свое существование. Победа благотворно отразилась на экономическом развитии Руси, укрепила ее позиции и влияние в Причерноморье, Подонье, Прикубанье, на Северном Кавказе.

 

    Сложно складывались отношения  с богатой и опытной в дипломатии  Византийской империей, стремившейся  держать под контролем консолидацию  восточнославянских земель и  политику Руси в регионе. Большую  известность получил успешный поход Олега в 907 г. на Царьград во главе славяно-варяжского войска, после которого в 911 г. был заключен выгодный для Руси договор о мире и дружбе. Союз был нарушен Игорем в 941 г., который потерпел неудачу и после попытки повторить поход в 944 г. согласился без войны, на условиях «большой дани» восстановить договор о вечном мире. Новое обострение отношений связано с активной деятельностью Святослава в ходе его балканской военной кампании. Одержав победу над Болгарией, он вступил в конфликт с империей и, оказавшись в сложном положении, вынужден был подписать новый договор с односторонними военными обязательствами. Кардинальные перемены в отношениях Руси с империей произошли после принятия христианства Владимиром I в качестве государственной религии. Он оказал Византии военную помощь, добился брака с принцессой Анной и возобновил договор о равноправном союзе двух держав. Новый кризис в отношениях двух стран произошел в 1043 г., когда Ярослав разорвал военные, торговые, политические, церковные связи с империей и пошел на сближение с печенегами, что существенно осложнило положение Византии в Причерноморье и вынудило ее не только выполнять все требования Ярослава, но и скрепить договор 1046 г. браком Всеволода Ярославича с дочерью императора.

 

   Важным направлением внешней политики были отношения с кочевым миром. Печенеги упоминаются впервые в летописи под 915 г., когда на пути к Дунаю

11

ими был заключен мир с Игорем. После  разгрома Хазарии Русь смогла активнее влиять на политику печенегов, а при  Владимире I были созданы линии оборонительных рубежей с засечными чертами, сигнальными вышками. Его приемники использовали печенегов в борьбе за власть. Печально знаменит в этом плане Святополк Окаянный. Благодаря дипломатическим и военным усилиям Руси к концу XI в. печенеги утрачивают самостоятельную роль в степной политике.

 

    Примерно с середины XI в. на смену печенегам приходят половцы, а к концу века половецкий вопрос стал одним из главных в политике Руси. В течение полувека не ослабевала грозная опасность с юга: кроме постоянных нападений разрозненных орд, почти ежегодно совершались объединенные походы на русские земли. Серьезное поражение потерпели Ярославичи в 1068 г. на реке Альте. В 90-е гг. разорено Переяславское княжество. Эта проблема неоднократно обсуждается на княжеских съездах и после заключения договора в 1101 г. начинается подчинение степи. Перелом в русско-половецких отношениях наступил после съезда 1103 г. Успех в значительной степени связан с именем Владимира Мономаха, который был выдающимся государственным деятелем, талантливым полководцем. Он сумел сплотить князей, организовать походы вглубь половецких степей, и разоряя вежи, нанес ряд тяжелых поражений половцам. После разгрома часть половецких орд покинула южнорусские степи.

 

    В сложной военно-дипломатической обстановке Древнерусское государство сумело проводить самостоятельную внешнюю политику, удерживая позиции на торговых путях и контроль в степном приграничье, оказывая большое влияние на судьбы народов региона, политику соседних стран.

 

Культура  Киевской Руси.

 

    Корни древнерусской культуры уходят в праславянские времена и опираются на общие индоевропейские культурные стереотипы (самосознание, символика, мифология и пр.). Создание государства стало мощным толчком в развитии культуры. Огромную роль сыграло широкое распространение письменности.

12

     По мнению многих историков,  письменность на Руси возникла  задолго до ее крещения, о чем свидетельствуют сообщения историков «о чертах и резах»,

надписи на сосудах и т. д. С принятием  христианства распространяется кириллица, создание которой связано с деятельностью  христианских

миссионеров Кирилла и Мефодия. Она стала  официальным алфавитом. Существовал  и другой алфавит – глаголица. Грамотность на Руси была распространена не только в элитной и церковной  среде, но и среди широких слоев  населения, особенно городского. Доказательством служат надписи на изделиях, на стенах, берестяные грамоты. Существовали школы при монастырях, в том числе и для девочек. Наиболее известна школа для мальчиков на 300 душ, открытая при Ярославе Мудром. Преподавали чтение и письмо, арифметику, богословие. Распространялись знания по геометрии, грамматике, географии, философии, астрономии. Книги были духовного и светского содержания, являлись большой ценностью и хранились при монастырях, соборах и домах знати. Самыми древними из сохранившихся рукописных книг являются «Остромирово Евангелие», «Изборники Святослава». Широко известным литературным памятником стало «Слово о полку Игореве». Успешно развивается русское летописание. «Повесть временных лет» монаха Нестора не только излагает события, но и дает им оценку на широком историко-философском фоне развития Руси.

 

    Кроме исторических и богословских сочинений широкое распространение получили жития (жизнеописание святых), хождения (описание путешествий), поучения (наставления детям). Их характерными чертами являются гражданственность, патриотизм, гуманизм.

 

    Большое место в культуре занимал фольклор – в нем находят отражение представления славян о природе, жизни и смерти (мифы, сказания, предания). Особенно широко были распространены песни – в них славились народные герои, князья. Часть из них была связана с календарными и некалендарными праздниками. Особое место занимают былины (старины), их сюжеты отражают исторические события, быт, идеологию.  Наиболее знаменитые былинные  герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович.

13

    В ходе развития государственности расширяется строительство различного рода сооружений, особенно в городах. Большая часть жилых и хозяйственных

построек, укреплений, церквей строилась из дерева. Первые каменные сооружения появились при Владимире Святославовиче под влиянием Византии. Распространение получил крестово-купольный тип храма. Русские мастера внесли в композицию элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавость и пирамидальность. Древнейшими памятниками являются Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, соборы в Новгороде и Владимире, Золотые ворота в Киеве и Владимире, монастырские постройки. Стены культовых сооружений расписывались фресками (живопись по сырой штукатурке) украшались отделкой из мрамора и резного камня, мозаикой. Широкое распространение в Древней Руси получили иконы. Среди древнейших выделяются икона «Владимирская Богоматерь» византийского происхождения, «Боголюбская Богоматерь», «Устюжное благовещение». Иконы писались чаще всего в монастырях, на специальным образом обработанных досках и расписывались красками.

 

    Хорошо было развито прикладное искусство, резьба по дереву и кости, художественное ремесло. Мастерам были известны такие приемы ювелирного мастерства, как чернь, скань, зернь, эмаль и др. Скульптура на Руси не получила развития из-за борьбы церкви с проявлениями  язычества. Характерной чертой древнерусского прикладного искусства было стремление развить в сюжетах собственный художественный вкус.

 

    Культура Киевской Руси Достигла высокого уровня развития, была яркой и самобытной, стала одним из факторов формирования древнерусской народности.

 

    Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

 

14

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. История России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие для абитуриентов /Под ред. А.И.Нарежного. Ростов-на-Дону, 1999.

 

  1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-XX вв. Москва, 1991.

 

  1. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебник для студентов /Под ред. Н.И.Павленко. Москва, 1989.

 

  1. Репетитор по истории Отечества./Под ред. А.И.Нарежного. Ростов-на-Дону, 2002.

 

 


Информация о работе Восточные славяне в древности Киевская Русь