Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Патриарха Иова Борис отблагодарил особо. В 1599 ему была дана жалованная грамота, по которой монастыри с  крестьянами и все слуги первосвятителя освобождались от их суда (кроме  дел о душегубстве) и подлежали  теперь только патриаршему суду.

Итак, Борису Годунову удалось преодолеть преграды на пути в высшей власти, не прибегая к насилию, без кровопролития сломить сопротивление бояр. Он был умным политическим деятелем и стремился к стабилизации своей власти путем консолидации всего правящего класса.

 

Правление Бориса Годунова

Бориса не покидал  страх перед тайными кознями  бояр. Подозревая их в двуличии и  стремясь узнать о злых умыслах недругов, он стал подстрекать холопов к  доносам на своих господ. Так родилась система слежки и доносов: доносили друг на друга именитые, священники, жены на мужей, дети на отцов, причем в большинстве своем доносы были ложными.

При коронации Борис  дал обет править милостиво, и  первые 2 года его правления были спокойными. Но уже в 1600г разразился первый политический кризис, жертвой которого стал родственник нового царя Богдан Бельский, решивший самостоятельно править в основанном им городе недалеко от Азова, Цареве-Борисове. Бельский был схвачен и подвергнут особому наказанию: его выставили к позорному столбу и волос за волосом выщипали всю бороду, затем он был лишен думного чина и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Потом начались преследования  семьи Романовых, обвиненных в покушении  на царскую семью. Опальным братьям  грозила смертная казнь, но Борис  от публичной казни воздержался. Федора Никитича Романова под именем Филарета постригли в монахи и отправили в ссылку в отдаленный Антониево-Сийский монастырь. Младших братьев также отправили в ссылку. Трое из них: Александр, Михаил и Василий – вскоре умерли в изгнании.

Особенно жестоко он расправился с семьей крупнейших и родовитейших бояр Шуйских, имевших большой авторитет в стране за полководческие заслуги Петра Ивановича Шуйского и его сына Ивана Петровича.

Однако такая тактика  Бориса была обусловлена и его  болезнью, бывшей одной из причин, побудивших его устранить с политической арены Бельского и Романовых. Первый добивался популярности у армии, а у других болезнь царя возрождала надежды на обладание престолом. Малолетний сын Бориса, Федор, не смог бы удержать трон после смерти отца, поэтому для Годунова очень важно было избавиться от опасных претендентов вовремя.

Правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседями и сумело добиться не только некоторой мирной передышки, но и подальше отодвинуть восточные границы страны. Борис поддерживал добрососедские отношения с Крымским ханом и османским султаном, сумел урегулировать спорные вопросы с польским королем. В 1601г Россия подписала 20-летние перемирие с Речью Посполитой.

Годунов поощрял экономические, культурные и торговые отношения со странами Западной Европы. Для торговли с ганзейским городом Любеком он попытался наладить морское сообщение через Ивангород, но эта попытка была неудачной, так как шведы блокировали Ивангород с моря, ссылаясь на условия Тявзинского договора. Для укрепления международных позиций своей семьи Борис сделал попытку породниться с датским королем. В 1602г в Москву прибыл брат короля герцог Ганс в качестве жениха царевны Ксении. Но планам царя не суждено было осуществиться: после месяца пребывания в Москве Ганс заболел неизвестной медикам желудочной болезнью и умер.

Борис Годунов был  первым русским правителем, решившимся отправить дворянских «ребят» за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». При нем успешно  развивалось книгопечатание. Борис хотел также создать в России школы, и даже университет по европейскому образцу. В 1600 в Германию им был послан немец Иоанн Крамер, которому было поручено подобрать и привести в Москву профессоров и докторов. К сожалению, эти его планы не были претворены в жизнь из-за сильного ортодоксального противодействия духовенства, полагавшего неразумным поручение католикам и лютеранам обучать юношей.

Также большое внимание царь уделял благоустройству столицы. При нем в Кремле был построен водопровод с мощным насосом. Вода теперь «великой мудростью» поднималась по подземелью на Конюшенный двор. Возле Архангельского собора были построены обширные палаты для приказных военных ведомств, а в Китай-городе на месте сгоревших торговых рядов возникли каменные лавки. Старый обветшалый мост через Неглинную был заменен широким мостом, по краям которого были выстроены торговые помещения. На Красной площади было сооружено каменное Лобное место. Также Борис приказал надстроить столп колокольни Ивана Великого, и сам заложил крепость в Смоленске. В ее сооружении принимали участие «все города Московского государства». Увенчанная 38 башнями, эта крепость стала мощным оборонительным форпостом на западе страны.

 

Усиление общественных противоречий Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597г – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601—02 – об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости  и государственных повинностей  крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

 

В 1601-03 гг. в стране разразился небывалый голод. Это непредвиденное трагическое событие сыграло едва ли не роковую роль в судьбе царя.

Сначала шли проливные  дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий  год опять неурожай. Наступил страшный голод, о котором Н.М.Карамзин писал: «Тогда началось бедствие, и вопль  голодных встревожил царя. Не только гумна опустели, и четверть ржи возвысилась ценою от 12 и 15 денег до 3 рублей. Борис велел отворить царские житницы в Москве и других городах; убедил духовенство и вельмож продавать хлебные запасы свои также низкою ценою; отворил казну: в 4-х оградах, сделанных близ деревянной стены московской, лежали кучи серебра для бедных: ежедневно, в час утра, каждому давали 2 московки, деньгу или копейку, – но голод свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных, святительских, боярских, чтобы возвышать цену и торговать им с прибытком бессовестным: бедные, получая в день лишь копейку серебряную, не могли питаться…» Последствия были тяжелыми, несмотря на все мероприятия, призванные облегчить положение простых людей. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек, в селах и в других областях от голода и холодов еще несравненно более, зимой люди десятками замерзали на дорогах.

 

Голодные бунты

Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить скот, выгоняли слуг. На окраины, особенно южные и юго-западные бежало множество людей. Там скапливался горячий материал, готовый вспыхнуть в любое время. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей, которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим. Отряды разбойников нападали на помещиков и богачей, забирая у них прошлогодние продовольственные запасы.

В 1603г началось восстание  Хлопка. Оно вспыхнуло в юго-восточных  уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел их предводитель, и других обездоленных людей. Восставшие громили дворянские имения. Их отряды собрались в огромное и двинулись к столице. Против “воров” было брошено большое войско во главе с молодым талантливым полководцем, окольничим И.Ф.Басмановым. В октябре 1603г оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его, погиб и главнокомандующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело сермяжную рать Хлопка. Его взяли в плен и казнили, как и многих повстанцев. Но другие спаслись, бежали туда, откула пришли: на юго-западные окраины.

Голод и другие несчастья обострили  все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия  и неправедным воцарением Годунова. Восстание Хлопка было кульминацией “голодных бунтов” 1601-03 гг и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.

 

Оценка деятельности Годунова историками

Многогранную деятельность Годунова современники оценивают противоречиво. Для князя И.А.Хворостина Борис хотя и «лукав нравом», но и «боголябив», борец с мздоимством и укротитель лихоимцев. Согласно мнению Авраамия Палицына, он был «разумен в царских правлениях», знаменит по всему свету. Дьяк Иван Тимофеев обличал Годунова как «злоковарного» правителя и воздавал должное его правому суду и миролюбивой внешней политике. По поводу этих высказываний А.А.Зимин писал: «…если их сопоставить с реальной деятельностью Бориса Годунова 80-90 годов, можно найти отражение действительных фактов, свидетельствующих, что перед нами незаурядный политик. Острожный, проницательный, вероломный, щедрый, Борис умел быть всяким, точнее, таким, каким требовали обстоятельства. Этим он обязан природному уму и непреклонной воле».

 

Начало «смуты». Появление  Лжедмитрия

В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданно для всех известие, что последний сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, жив, что 15 мая 1591г в Угличе погиб не законный наследник русского престола, а неизвестное подставное лицо. Утверждалось также, что царевич под чужим именем скрывался от своих врагов и в последнее время, уже, будучи взрослым, объявился в пределах Польско-Литовского государства, где нашел высокое покровительство короля Сигизмунда III. Про Дмитрия в Москве вспоминали лишь дважды: на второй день после смерти Федора и во время тяжелой болезни Бориса. И теперь, спустя несколько лет, его призрак воплотился в живом человеке, открыто называвшем себя законным наследником русского престола.

Было известно несколько версий о человеке, одиннадцать месяцев занимавшем первое место в России. В его лице пытались видеть:

поляка или литовца по происхождению, чуть ли не внебрачного сына польского  короля Стефана Баторина, специально подготовленного иезуитами;

неизвестного русского, найденного для этой роли боярами, чтобы свергнуть Бориса Годунова;

истинного представителя великокняжеской  династии Рюриковичей, спасенного от убийц  в Угличе;

и, наконец, Григория Отрепьева, беглого дьякона московского  Чудова Монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV – Дмитрия.

Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия. Сначала  московские власти считали самозванца безвестным вором и баламутом. Потом, после тщательного расследования, в результате полученных сведений о  похождениях реального Отрепьева  и показаний его матери, дяди и других родственников была установлена подлинная личность лжецаревича.

 

В миру – Юрий, в монашестве – Григорий, Отрепьев был сыном  мелкого обедневшего Галицкого  дворянина Богдана Яковлевича Отрепьева, дослужившегося до стрелецкого сотника. Малолетнего Юшку воспитывала мать, так как отец был убит в пьяной драке не за долго после рождения сына. Позже отрок отправился в Москву, где служил у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасского, которые в 1600г попали в опалу. После службы у бояр Юрий постригся в монахи под именем Григория. Что побудило его к этому шагу точно не известно.

Молодой чернец Григорий скитался по разным монастырям, попав, наконец, в столичный Чудов монастырь, где на первых порах жил в келии  под началом своего дела Замятни. Здесь в полной мере проявились его способности. Очень скоро их заметил сам патриарх Иов, посвятив чернеца в диаконы, взял его к себе для книжного дела. Владея каллиграфическим подчерком, тот не только переписывал книги на патриаршем дворе, но даже сочинял каноны святым, причем делал это лучше многих других книжников того времени. Добившись милостивого доверия патриарха, Григорий часто сопровождал его в царский дворец, где сумел вникнуть в суть придворных интриг и неоднократно слышал имя царевича Дмитрия. В тот период у него и созрело решение присвоить себе имя давно погибшего царевича. И как только решение стало окончательным, он в феврале 1602г бежал за рубеж.

После скитаний по русским  монастырям Отрепьев смело подался  к запорожским казакам, в отряд  знаменитого в то время старшины Герасима Евангелика. Здесь расстрига научился владеть мечом и ездить верхом, набрался воинской отваги и сноровки.

Затем он объявился в  Польше, сменив доспехи воина на польскую и латинскую грамматику, которую с прилежанием штудировал в волынском городке Гощи. Оттуда Григорий поступил на службу к пану Вишневецкому, имевшему большое влияние при дворе. Новый слуга в панском доме, по описаниям Карамзина, не отличался красотой: был среднего роста, имел широкую грудь, рыжеватые волосы, белое круглое лицо, совсем непривлекательное, глаза голубые, но без огня, с тусклым взором, нос у него был широким, он имел бородавки под правым глазом и на лбу и также одну руку короче другой. Однако все эти физические недостатки заменялись живостью и пытливостью ума, красноречием, талантливостью и способностями к языкам.

Бытует легенда, что  хитрец, заслужив внимание и расположение своего нового хозяина, притворился  смертельно больным, на исповеди «открыл» свою тайну духовнику, что он —  «чудесно спасшийся Дмитрий». Тот не замедлил сообщить эту потрясающую новость пану Вишневецкому. Авантюра попала на нужную почву. Благодетель не мог не воспользоваться возможностью угодить будущему русскому царю, он предоставил «Дмитрию» великолепное жилище, богатую одежду и по всей Литве и Польше разнес весть о появлении чудесно спасшегося царевича. И кроме него нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол: активное участие в судьбе изгнанника приняли брат Адама Вишневецкого, Константин, и его тесть сандомирский воевода Юрий Мнишек.

Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь