Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.
К XVI веку относится переписка
князя Курбского с Иваном Грозным.
Это яркие образцы
В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти изучал древнерусскую архитектуру (Успенский собор во Владимире) и многие ее черты отразил в Успенском соборе Кремля, но использовал и достижения архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы.
В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор - Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель - итальянец Алевиз Новый. Стены собора украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, карнизами, коринфскими пилястрами.
В те же годы старые стены
Кремля заменяются новыми, строятся башни,
которые имели оборонное
Расцвет живописи конца XV - начала XVI веков связан с творчеством выдающегося художника Дионисия (ок. 1440 - после 1502). Он развил в своем творчестве те идеи гуманизма, которые воплотил полстолетия до него Андрей Рублев. Дионисий создавал фрески и иконы. Для Вознесенского монастыря Московского Кремля он пишет икону "Богоматерь Одигитрия". Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы - все служит созданию величественного образа.
В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основное место здесь занимает Акафист - двадцать пять гимнов, еще в VI веке сложенных в честь Богоматери византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Это сцены Благовещения, Покрова, Собора Богоматери, страшного суда и другие. Как бы кругами разворачиваются эти циклы на столпах и стенах собора. Тема круга, как основная, повторяется и в построении каждой композиции, передавая ритмичность песнопения. Краски чистые, яркие, но вместе с тем нежные. Впервые в русской живописи Дионисий ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности он достиг, передавая движения персонажей, их жесты.
К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексей". Они представляют собой тип "житийных икон": в центре изображается сам святой, его окружают маленькие композиции с основными эпизодами из его жизни.
В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей. Эти росписи отличает декоративность.
XVI век - период крепостного
зодчества (крепостные стены
Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Нахождение храма на Красной площади определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в симметричную композицию. Главный храм, перекрытый шатром, создает центральную вертикаль. Особую нарядность храму придают кокошники разной формы и масштаба, различные причудливые формы куполов, богатство декора.
В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются светские сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Многие иконы ("Видение Евлогии", "Притча о хромце и слепце" и другие) иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописцы стремятся более подробно и полно раскрыть тему. Композиции перегружены деталями. На церковном Соборе 1551 года, названном Стоглавым, было вынесено решение о введении иконописных образцов для изображения святых и целых композиций, т. к. иконопись все более отходит от установленных канонов.
Выдающейся иконой этого времени является "Церковь воинствующая", или "Благословенно воинство", где представлено торжественное шествие пеших и конных воинов. Среди них - князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Процессия движется к Москве, где перед стенами города на троне сидит Богоматерь, на ее коленях - младенец, который передает ангелам венцы, они же увенчивают ими воинов. В иконе много жанровых деталей.
В этот период развивается книжная миниатюра. В 1560-1570-е годы иллюстрируется многотомная летопись - Лицевой летописный свод. В десяти томах - шестнадцать тысяч миниатюр! Материалом книги становится бумага, рисунки выполняются акварельными красками. В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван. Федоров издал "Апостол" (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.
В иконописи конца XVI - начала XVII века получает развитие так называемая "строгановская школа" (некоторые художники работали по заказу купцов Строгановых). Это небольшие по размерам иконы, отличающиеся тонкой работой, почти ювелирно выписанными деталями, изысканной красочной гаммой, обильным использованием золота и серебра. Фигуры святых вытянуты, они как бы стоят на носках, в их движениях много манерности.
Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в "царском" или "молельном месте" Ивана Грозного в Успенском соборе. Поиски объемной пластической формы отразились в статуе св. Георгия, исполненной мастером Ермолиным. Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.
10. Иван IV Грозный и укрепление государственной власти
Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.
Детство Ивана IV
прошло в период "боярского
правления" - заговоров в верхах,
городских восстаний, что
В 1549 г. Иван IV собирает
первый в истории нашей страны
Земской собор, собрание
Принятие Судебника
положило начало ряду реформ. В 1556 г. была
ликвидирована система
Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.
Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.
В середине XVI в.
возникает высший
В те же годы
проведена церковная реформа.
На церковных соборах
- на царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;
- церкви было запрещено
увеличивать свои земельные
- установлены единообразие
в религиозных обрядах,
Реформа ослабила
независимость церкви от
Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.
Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь