Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.
Требовали своего решения задачи закрепления России на Кавказе, оставшиеся нерешенными после Персидского похода
Наконец, Россия продолжала свое продвижение на восток
Вторая четверть 18 века стала временем начала присоединения казахских земель. В этот период, названный казахами годами великого бедствия, между ними шла ожесточенная междоусобная война. Политическая раздробленность делала казахские племена легкой добычей со стороны сильных соседей. За помощью казахские феодалы нередко обращались за помощью к России которая была заинтересована в спокойствии своих восточных рубежей. в 1731 году в состав России вошли земли казахского Младшего Жуза (обьединение племен), а в 1740-1743 годах-Среднего Жуза. Для обеспечения новых границ были построены Оренбург и ряд крепостей на юго-востоке России.
Итоги внешней политики. Главным итогом внешней политики России в 1725-1762 годах можно считать то, что Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн вновь показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казаских и некоторых дальневосточних земель. Турция и Персия признали спорными северокавказские земли Кабарды и Дагестана, а также приазовья. В тоже время Россия не добилась выхода к Черному морю. Не были решены украинский и белорусский вопросы. Решение этих задач выпало на период царствования Екатерины 2
21. Особенности развития культуры в XVIII веке.
В XVIII веке ускорились темпы культурного развития, что связанно с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Знания начали превращать в науку: они дали возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. В конце века А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Чёрному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой Установление Посторонних контрактов со странами Европы. Её отличительные черты – светскость, рациональное мировоззрение, большой демократизм и открытость в контактах с культурами других стран народов.
В рамках культурной истории России XVIII веке принято выделять два периода: Конец XVII – первая четверть XVIII характеризующимся становлением новой русской культуры; середина вторая половина XVIII, когда происходил процесс складывания рассвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. 2. Возникновение светской школы. В 1701 году в Москве в здании бывшей Сухарёвой башни была основана школа математических и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведённая в Петербург, позднее, в 1715 году, была основана Морская академия. Вслед за Школой математических и навигационных наук были открыты Артиллерийская, Инженерская, Медицинская школа, Школа канцелярских служителей, позднее – горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Огромным шагом в развитии просвещения и светской школы оказалась введение в 1708 году гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковного и переход от обозначения чисел с помощью букв арабскими цифрами. На новый шрифт переходит газета «Ведомости», которая издаётся с декабря 1702. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 году открылся Шляхетский корпус. Дворянские дети получают образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов – в медицинских, горных, коммерческих, а также академиях художеств.
Таким образом к середине XVIII века в России сложилась система замкнутых школ.
Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 году первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова. 3. Наука и техника. Важным открытием стало в Петербурге в 1725 году Академии наук. В первой четверти XVIII века были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале. Велись работу по разведки Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов и положили начало русской исторической науке. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Д. Уатта создал паровую машину, но в условии крепостного права это изобретение не было использовано. В петровские времена была открыта Кунсткамера. А коллекции Екатерины 2 позволили открыть один из самых больших и значительных музеев мира – Эрмитаж. Русских специалистов не хватало и они приглашались из-за границы. 4. М. В. Ломоносов.
Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов, один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новый уровень. Он был одним из основоположников физической химии: высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества, открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества. Ему принадлежат труды и в области гуманитарных наук. Первым выступил против норманнской теории происхождения древнерусского государства. Выдающеюся роль сыграл как организатор русской науки. Был создателем первого русского университета. 5. Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения из них Пётр 1 собственноручно остригал боярам бороды, длинные рукава и подол платьев. Приказал коротко стричь волосы и брить бороду. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Повсеместно вводилась более практическая европейская одежда. Разрешалось курение. Место встреч и развлечений стали введены Петром ассамблеи.
С немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В петровское время проводились и общественные праздники. Начиная с 1 января 1700 года в России начали праздновать Новый год и устраивать ёлки. Тогда же Росси перешла на летоисчисление от Рождества Христова. 6. Архитектура. В области строительства был совершён переход от радиальной-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и примеров в застройке улиц, определённое соотношение размеров и высоты зданий. Всё это было отражено в строительстве Петербурга. Так же продолжалось развитие зодчества. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. Господствующим архитектурным стилем в первой половине стал барокко. Для него характерны монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, эмоциональной приподнятостью. Крупнейшем мастером барокко был В.В. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену пышному, яркому барокко пришёл строгий и величественный классицизм. Для него характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшая мощь и силу государства, ценность человеческой личности.
Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII века наметился путь к переходу к светскому искусству. Ведущим направлением становится портрет. Художники наряду с передачей элементом лицевых черт, художник передавал индивидуальность героя, его внутренней мир. Эта черта русской портретной живописи – передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальностью – поставила русский портрет в ряд достижений мирового искусства.
Еа ряду с портретной
живописью распространение
Было положено начало балетному искусству в России: в 1738 году в Петербурге открывается первая балетная школа. 9. Скульптура. В первой половине XVIII века общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурное изображение стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и её пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах господствует барокко и классицизм. Одним из знаменитых художников даже считается Растрелли.
22. Феномен просвещенной монархии Екатерины II. Экономическое развитие Российской империи во второй половине ХVIII в..
Время царствования Екатерины
II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного
Развитие и воплощение
начал просвещенного
Задачи просвещенного монарха Екатерина II представляла себе так 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме Наказа, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
Наказ состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье О духе законов 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа О преступлениях и наказаниях. Тем не менее Наказ является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского просвещенного абсолютизма.
Наказ торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить. На этом основании она предписывала Государь есть самодержавный ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства. Вольность в понимании Екатерины означала право все то делать, что законы позволяют. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти посредующие власти относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.
Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать.
Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном праве несносное и жестокое иго, человеческому роду нестерпимое положение, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и генеральное освобождение она считала несвоевременным и опасным, а для приготовления умов к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.
В духе Наказа проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. Наказ был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа
делегация депутатов
представилась с этой целью Екатерине,
императрица сказала Ответствую
на Великая - о моих делах оставляю
времени и потомству
Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь