Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Губернии делились на уезды по 20 - 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан - исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.

Город представлял самостоятельную  административную единицу. Управлял городом  городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200 - 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 - 100 домов во главе с квартальным надзирателем.

Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все  сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.

После губернской реформы  перестали функционировать все  коллегии, кроме важнейших - Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции  стали осуществлять губернские органы.

Оформление  сословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрица издала "Жалованную грамоту дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством. Дворянам присваивалось наименование "благородного сословия".

В 1785 г. году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности  городского населения, систему управления в городах. Всё городское население  вносилось в Городскую обывательскую  книгу и делилось на 6 разрядов:

дворянство и духовенство;

купцы, делившиеся в зависимости  от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии - самые богатые - имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю  торговлю; ниже стояли купцы 2 - гильдии, у них было право крупной внутреннейторговли; купцы 3 - гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);

цеховые ремесленники;

постоянно жившие в городах  иностранцы;

именитые горожане и  капиталисты;

посадские жители (те, кто  жил промыслами).

Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Принятые документы  завершили оформление сословного строя  в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали  представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён.

Оформление сословного строя на тот момент играло положительную  роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.

Реформа образования. Екатерина II считала, что русский народ духовно  не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица  решила создать новую "породу людей", которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.

Разработку реформы  образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало  создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 - 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.

Вскоре были созданы  закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

В результате реформы  образования в России в правление  Екатерины II была создана система  среднего образования, и к концу  века в России насчитывалось 550 учебных  заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

Политика Екатерины II в области просвещения позже  принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская  дворянская культура ХIХ века, которая  и по сей день имеет непреходящее значение.

 

Внешняя политика

Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Пётр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищённости границ на юге России нужны были берега Чёрного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицей Чёрного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны - Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.

Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг. В 1768 г. Турция, поддер-живаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут - Ларге и Кагуле - полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Чёрном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся "разбойничьим гнездом" и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин-Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России.

В правление Екатерины II расцвёл военный талант великого русского полководца А.ВСуворова (1730 - 1800 гг.). Его военная служба началась в 18 лет. Служба всецело поглотила его. Молодого офицера интересовало буквально всё: военная подготовка солдата, его быт, здоровье. В то время системы подготовки солдат (рекрутов) в русской армии не было. От этого солдаты, вчерашние крестьяне, гибли в первых же боях. А.В. Суворов стал первым разрабатывать систему правил поведения в бою специально для солдат. Чтобы донести "соль" (основное содержание) военной науки до неграмотного солдата, правила поведения в бою А.В. Суворов оформил в виде пословиц и поговорок. Стройная система обучения солдат была изложена в знаменитой книге "Наука побеждать". Суворов считал, что победу в сражении приносит не численный перевес, а боевой дух солдата. Укрепляет дух солдата - любовь к родине, гордость национальной принадлежностью, вера в Бога. Сам А.В. Суворов был истинным христианином, и религиозному воспитанию солдат придавал первостепенное значение. Перед боем совершались молебны. Перед решающими сражениями А.В. Суворов заставлял солдат надевать чистое бельё, все участвовали в молебне. После боя прямо на поле по убитым также совершались молебны, причём А.В. Суворов пел сам вместе с певчими.

И неграмотные крестьяне  у прославленного полководца превращались в чудо - богатырей. Войска А.В. Суворова стали побеждать любого неприятеля. Так, в 1773 г. войска Суворова взяли турецкие крепости Туртукай, а в 1774 г. - Козлуджу. В 1774 г. в болгарской деревушке Кючук - Кайнарджи был подписан мирный договор:

Турция признавала независимость Крыма;

Россия получила право  беспрепятственного плавания по Чёрному  морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

Россия получала право  иметь свой флот на Чёрном море;

Грузия освобождалась  от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию;

права православных народов  в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин и др.) расширялись.

В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошёл в состав России. России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потёмкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота.

Георгиевский трактат. В 90-е гг. ХVIII в. стали укрепляться позиции России в Закавказье и на Кавказе. Турция и Персия также усилили свою экспансию в Грузию. Грузия в это время переживала период феодальной раздробленности и не была единым государством. Кахетия и Карталиния под властью Ираклия II объединились в Восточную Грузию. Грузинские княжества на западе - Имеретия, Менгрелия, Гурия имели каждая своих царей или владетельных князей. Турция и Персия осушествляли опустошительные набеги на грузинские земли. Кахетия и Карталиния платили позорную дань красивыми девушками персам, а Имеретия, Менгрелия, Гурия - такую же дань туркам. Княжества находились между собой в постоянной вражде. Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранить своё "я", нуждался в сильном покровителе.

27 июля 1783 г. в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) был заключён договор грузинского царя Восточной Грузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией о покровительстве. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, изнемогавшая под ударами турок, переходила под покровительство России при сохранении автономии. Россия гарантировала Восточной Грузии территориальную целостность и неприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений с Турцией, Россия отказалась от заключения такого же соглашения с западными грузинскими княжествами.

В 1787 г. Екатерина решила посетить Новороссию в сопровождении блестящей свиты. За 4 года неутомимый Г.А. Потёмкин превратил Новороссию в цветущий край. Он основал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Никополь, Одессу. Г.А. Потёмкин заводил земледелие, ремёсла, создавал промышленность. Он приглашал переселенцев из других стран, привлекал их низкими налогами. В Херсоне были построены первые корабли Черноморского флота. В удобной бухте Ахтиар началось строительство Севастополя - основной базы Черноморского флота. Позже за свои труды на благо Российского государства он получил титул светлейшего князя и почётное добавление к фамилии - Потёмкин - Таврический. (Таврида - древнее название Крыма).

В Турции путешествие  Екатерины было расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ России на юге за счёт турецких территорий.

В 1787 г. турецкий султан объявил России войну.

 

Русско - турецкая война 1787 - 1791 гг. Началась вторая в правление Екатерины II русско - турецкая война. Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвёл. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г.- на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил - турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана.

В 1790 г. А.В. Суворов получил  приказ взять Измаил. Под Измаилом на карту была поставлена его военная  судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: "24 часа на размышление - воля, первый мой выстрел - уже неволя; штурм - смерть". Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости. Один из главных ударов наносил генерал М.И. Кутузов. Силы войск М.И. Кутузова иссякли, и он уже приготовился к отступлению. И тогда прямо на поле боя А.В. Суворов прислал ему приказ, что в Петербург отправлена телеграмма о победе, а М.И. Кутузов назначен комендантом Измаила. М.И. Кутузов понял: он должен или взять Измаил, или умереть под его стенами. Через 6 час. Измаил был взят. Россия ликовала. На взятие Измаила Г.Р. Державин написал стихи "Гром победы, раздавайся!". Композитор О.А. Козловский написал музыку. Получившуюся песню Г.А. Потёмкин превратил в неофициальный национальный российский гимн.

Русским войскам был  открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море. Командующий  молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у  мыса Калиакрия.

Турки поспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключён мирный договор. По Ясскому мирному договору:

Османская империя признавала Крым владением России;

В состав России вошли  территории между реками Буг и  Днестр, а также Тамань и Кубань;

Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.

 

Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.). В это время обострилась ситуация в Речи Посполитой. Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степени зависел от неё. Право издавать законы принадлежало сейму - собранию народных представителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих "либерум вето", что было необычайно трудно. Даже один голос "против" запрещал принятие решения. Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польские магнаты в своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второй половине ХVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойств соседям, появилась в международной политике ещё в начале ХVIII в. в Пруссии и Австрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно было ожидать распада Речи Посполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Польшей.

Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь