Восточные славяне и их соседи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:54, доклад

Краткое описание

Вопросы происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связаны проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.

Вложенные файлы: 1 файл

Восточные славяне и их соседи-001.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Восточные славяне и их соседи

     Вопросы происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связаны проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.

       Первые, достаточно скудные сведения, содержатся  в трудах античных, византийских  и арабских авторов.

       Серьезным  письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет  – первая русская летопись, основной  задачей которой, по словам самого  летописца, было выяснить, «откуда  есть пошла Русская земля, кто  в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

 

В VI-VIII веках восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины. Из летописей известно, что одно из самых крупных восточнославянских племен - поляне (т.е. жители полей) - основало в среднем течении Днепра город Киев (некоторые ученые относят основание Киева к концу V века), названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью стали править в этом городе

 

 

     Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.

      В Центральной  и Восточной Европе существовали  тогда родственные между собой  культуры, занимавшие довольно обширную  территорию. Восточные славяне 6 8 века . В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.       При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.

Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.

      Многие  современные историки видят в  венедах древних славян, еще сохранявших  свое этническое единство и  занимавших территорию приблизительно  нынешней Юго-Восточной Полыни, а  также Волыни и Полесья.

Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.

      Иордан  возводит современных ему славян  – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

      По византийским  источникам устанавливается, что  к VI в. н.э. славяне занимали обширные  пространства Центральной и Восточной  Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.

      Однако  источники VI в. не содержат еще  указаний на какие-то различия  между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство  языка, обычаев, законов.

      «Племена  антов и славян сходны по  своему образу жизни, по своим  нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного  скота», они «возделывают хлебные  злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали  труд «рабов – военнопленных», но не держали их в бессрочном  рабстве, а по истечении «некоторого  времени отпускали за выкуп»  или предлагали остаться у  себя «на положении свободных  или друзей» (мягкая форма патриархальной  системы рабства).

      Данные  о восточнославянских племенах  имеются в «Повести временных  лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне  Дуная. (Согласно библейской легенде  их появление на Дунае Нестор  связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению  языков и их «рассеиванию»  по всему миру). Приход славян  на Днепр с Дуная он объяснял  нападением на них воинственных  соседей - «волохов», вытеснивших славян  с прародины.

      Таким образом, название «славяне» появилось  в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос  активно включается в процесс  Великого переселения народов  – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент  в середине I тысячелетия н.э. и  почти полностью перекроившего  его этническую и политическую  карту.

      Расселение  славян на обширных пространствах  Центральной, Юго-Восточной и Восточной  Европы стало главным содержанием  поздней фазы Великого переселения  народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок  славян, расселившаяся в лесостепных  областях Восточной Европы, именовалась  антами (слово иранского либо  тюркского происхождения) .

 

 

 

     Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне  до VI в., продолжают идти дискуссии.

      Выдающиеся  историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

      Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

      Академик  Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Восточные славяне 6 8 века . Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

      Таким образом, наиболее вероятно, что славяне  занимали в первой половине I тысячелетия  н.э. земли от верхней и средней  Вислы до среднего Днепра.

      Расселение  славян происходило по трем  основным направлениям:

- на юг, на Балканский  полуостров;

- на запад, в Среднее  Подунавье и регион между Одером и Эльбой;

- на восток и север  по Восточно-Европейской равнине.

      Соответственно  в результате расселения сформировались  три существующие доныне ветви  славянства: южные, западные и восточные  славяне.

 

 

 

 

 

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

 

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н.э.).

 

В эпоху Великого переселения народов (III – VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческой хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

 

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – «этап на пути складывания государственности восточных славян»2.

 

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, хорваты, ильменские словене.

 

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

В истории всего славянства огромную роль сыграли события, происходившие в VI в. В VI в. началось массовое вторжение славян на Балканский полуостров. Славяне дошли до древней Спарты и островов Средиземного моря, и, таким образом, в VII-VIII вв. восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного Центра – территории России. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура Славян, приобретенная на плодородных землях юга, положительно воспринимались коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением постепенно приводило к ославяниванию его значительной части. Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

 

 

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур – «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях говорит и заимствование славянами римской хлебной нормы – квадрантала (26, 26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

 

 

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

 

Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, тип полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10-20 кв. метров.

 

Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину – вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

 

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

 

 

Как уже стало понятным, общественно-политическая организация восточных славян в VI-IX вв. соответствовала первобытнообщинному строю, ее основу сначала составляла родовая, затем соседская община. В процессе роста населения и совершенствования орудий труда племена распадались на несколько родственных. Они селились в небольших поселках, которые объединялись в союзы (территориальные или соседские). Объединение в союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов).

Информация о работе Восточные славяне и их соседи