Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:54, доклад
Вопросы происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связаны проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были совет старейшин и вече – общее собрание свободного мужского населения племени.
Славяне были язычниками. В их верованиях различались два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая мифология славян – предмет научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Дажбог – Бог солнца, Перун – Бог грома и молнии, Стрибог – Бог ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду, а впоследствии – отдельным семьям.
ЛЕКЦИЯ 1. Восточнославянские племена и их соседи
В VI-VIII веках восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины. Из летописей известно, что одно из самых крупных восточнославянских племен - поляне (т.е. жители полей) - основало в среднем течении Днепра город Киев (некоторые ученые относят основание Киева к концу V века), названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью стали править в этом городе.
Одним из основных источников по истории Древней Руси является летопись «Повесть временных лет» (написал в XII веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Она сообщает нам, что в VIII веке существовало 15 крупных племенных союзов восточных славян, которые расселились следующим образом:
-поляне (среднее течение Днепра; западный берег Днепра.)
-ильменские словене ( новгородские; вокруг озера Ильмень и по реке Волхов)
-вятичи (междуречье Оки и Волги)
-древляне (т.е жители лесов; по реке Припять)
-дреговичи (от «дрягва» - болото; т.е. жители болот; между реками Припять и Березина)
-уличи и тиверцы (между Днестром и Дунаем)
-северяне и радимичи (к востоку от полян по рекам Десна и Сож)
-кривичи (верховья Волги и Двины)
Соседями на севере были финно-угорские племена: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В середине VIII века славяне вынуждены были подчиниться хазарам. Поляне, северяне, радимичи, вятичи долгое время платили дань Хазарскому каганату, который находился в степях между Черным и Каспийским морями. В Хазарский каганат входили разноязычные народы, отличавшиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения исповедовала иудаизм. У славян и хазар были непростые отношения. Мирные отношения сменялись военными конфликтами.
К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказывали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX века их военные и торговые дружины появились в землях восточных
славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей).
На востоке соседями восточных славян было мусульманское государство Волжская Булгария.
Славяне поддерживали торговые отношения со своими соседями. Восточно-Европейская равнина, как в большой мельнице, перемешивала народы, соединяла их речными и озерными путями, лесными и степными дорогами.
Основной торговый путь получил название «из варяг в греки»., т.е он связывал Варяжское море (Балтийское), с морем Греческим (Черным). Из Балтийского моря по реке Неве купцы попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. От Ловати до Днепра в районе Смоленска была «переволока»., т.е суда перетаскивали по мелким речкам. Далее по Днепру спускались в Черное море и Западным его берегом доходили до столицы Византии Константинополя (славяне называли его Царьград).
В V-VIII веках славянские племена переживали распад родовых отношений, у них зарождались элементы государственности. Родовая община (коллектив родственников, имевших в совместном владении родовую собственность, пахотную землю, леса, выгона для скота и трудившихся сообща) постепенно заменялась соседской общиной (вервь - община, освобожденная от кровнородственных связей; объединение не только родственников, но и соседей; в совместном владении общинников оставались леса, озера, выгоны для скота; в личном владении-дом, земельный участок, скот, сельскохозяйственный инвентарь).
Выделилась родоплеменная знать-князья и старейшины. Князья окружали себя дружинами (дружина–профессиональные военные, подчинявшиеся и служившие князю). Вече пока еще действовало и выбирало князя (вече - народное собрание, решавшее основные вопросы жизни).
Основными занятиями восточных славян были:
•
подсечно-огневое земледелие (система обработки земли, при которой на освобожденных от леса путем вырубки и сжигания деревьев участках в течение 2-3 лет выращивали сельхозкультуры, используя естественное плодородие почвы).
•
переложное земледелие (пашенное земледелие; перелог; система земледелия, при которой свободные черноземные участки земли, не требующие корчевания, засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки, оставляя старые до восстановления почвы).
•
собирательство
•
охота и рыболовство
•
скотоводство
•
бортничество (сбор дикого меда)
Восточные славяне были язычниками (язычество – общее название политеистических религий; «многобожие»). Они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами. Бог Велес почитался в качестве покровителя земледелия. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. Единственное женское божество Макошь - была покровительницей женской части хозяйства и богиней плодородия. С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун.
Любые изменения в природе и жизни славяне приписывали воле богов и стремились умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображение богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Богам приносили жертвы в специальных местах, такое место называлось - капище. У славян существовали волхвы (языческие жрецы, люди, умевшие узнавать волю богов).
Языческие верования заключались не только в почитании богов. Мир вокруг, по мнению славян был населен сверхъестественными существами. Из загробного мира приходили к людям упыри, а добрые духи-берегини их оберегали. В лесу обитали -лешие, в реках и озерах- русалки, в доме-домовые. Языческие праздники отмечали все восточные славяне: накануне Нового года праздновалась Коляда. Сначала в домах гасили огни, а потом трением добывали новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали, приносили жертвы. Весной на Масленицу пекли блины, как символ солнца. В день летнего солнцеворота праздновали Купалу. Люди молились о том, чтобы боги послали им дождь.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волки располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-IX вв. занимали мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и византийская империя.
Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами. Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем. Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны, и вскоре образовали свою государственность.
Заключение.
Рассмотренный исторический период имеет большое значение в российской истории. Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали образовываться племенные союзы – один из основных шагов по направлению к возникновению государственности.
Таким образом, с VI по IX в. восточные славяне и их соседи находились на общественно-первобытном уровне развития, который в этот же период начал постепенно трансформироваться в феодальный. Появляются территориальные общины, союзы племен, во главе которых стояли «лучшие мужи». Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское государство и начался новый этап в российской истории.
Список использованной литературы.
1.История России. IX – XX вв. Тот Ю.В., Шумилов М.М. и др. – Санкт-Петербург, Нева, 1996.
2.История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – М.: Издательство АСТ, 1996.
3.История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. – М.: Высш. шк., 1998.
4.Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. Учебник. – М.: МИРОС-Аргус, 1996.
5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
6.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: Проспект, 1999.
7.Джаксон Г. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина. 1993. № 2. С.82.
8.Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Мельниковой Е.А. – М., 2000. – С.4.
1 История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев; А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – М.: издательство АСТ, 1996. – с. 39.
2 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: Проспект, 1999. – с. 17.
3 История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. – М.: Высш. шк., 1998. – с. 33-34.