Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:12, реферат
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость
ВВЕДЕНИЕ
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
Восточная цивилизация берёт
своё начало в цивилизации Желтой
реки (Хуанхэ). Она сформировалась в
даосско-конфуцианской
Часто метафорически называют
западную цивилизацию "голубой цивилизацией",
восточную - "желтой", срединную -
"красной". Вместе они образуют
"три изначальных цвета
Восточная цивилизация представляет собой "человеко-человеческую" цивилизационную систему, модель поклонения добродетельной природе и учению о человеке.
Ее наивысшие достижения основываются на единстве природной природы и человеческой природы человека, она воплотила ценностные воззрения "единства человечества".
Восточная цивилизация - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Японии, Древнем Египте.
Актуальность данного
исследования обусловлена тем,
что Восток - это загадочная и
величественная культура не
Основной целью работы является, изучение эстетической мысли Восточной цивилизации.
Данная цель, обуславливает решение следующих задач:
1. Изучить характерные черты восточной цивилизации.
2. Рассмотреть культура и её понимание на Востоке.
3. Определить особенности культуры восточных цивилизаций.
4. Исследовать эстетическую мысль Китая.
5. Изучить эстетическую мысль Японии.
6.Рассмотреть культуру Арабского Востока.
Для написания реферата использовались следующие монографии и статьи, научная литература, а также словари:
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Восточная цивилизация — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
Пеструю картину представлял
собой Средневековый Восток и
в цивилизационном отношении, что
также отличало его от Европы. Одни
цивилизации на Востоке возникли
еще в древности; буддийская и
индусская – на полуострове Индостан,
даосско-конфуцианская – в
Восточная цивилизация характеризуется
как традиционные общества, где преобладают
такие положения, как осторожное
включение в природные процессы
и соответствующие способы
В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.
1.2. Культура и её понимание на Востоке
Если бы мы могли взглянуть
на карту Старого Света около
1 тысячелетия до н. э., то могли бы
обнаружить три пояса культур: первый
пояс образовали бы культуры цивилизаций
Древнего Востока. Они образовали полосу
государств, протянувшихся с запада
на восток от Древнего Египта до Китая.
Как правило, начало их образования
относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец
падает на начало нашей эры. Второй
пояс состоял бы из культур "варварских"
обществ - народов, находящихся на родоплеменной
стадии развития, перешедших к земледелию
или скотоводству, но не создавших
ещё своей государственности. Эти
культуры примыкали к поясу культур
цивилизаций с юга и с севера.
Все они, кто раньше, кто позже,
также переходят на цивилизационный
путь развития. Над вторым поясом, севернее
и под ним, южнее, протянулся третий
пояс - архаичных культур
Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. С. Н. Крамер выпустил в 1965 году книгу "История начинается в Шумере" - и он был близок к истине. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, оставленным нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще, а древнего Востока - особенно. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток - "давал", Европа - "брала". Недаром появилось изречение: "Свет с Востока". И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке - кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас, на рубеже 2000 года, явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно [7, c. 56].
Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение" "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое [4, c.157].
Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.
1.3. Особенности культуры восточных цивилизаций
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем [1, c.31].
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не зыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного [ 1, c.29].
Стили различных боевых искусств
Востока сложились в результате
наблюдений за движениями диких зверей
(тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально
изучив окружающую среду, человек Востока
знал, как она воздействует на его
организм. Например, эффективность
ударов (в боевых искусствах) в раз
личные точки тела рассчитывалась в
зависимости от времени дня. Люди
Востока были убеждены в том, что
лишь тогда человек может