Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:12, реферат
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость
К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа.
Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха – фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне.
«Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.
Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения – Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики.
Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.
В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения.
На юге страны, где древние
традиции не были прерваны иноземным
нашествием, получил развитие не связанный
с буддийской тематикой тип иллюстрированной
повести на горизонтальных свитках.
Они выполнялись тушью и
Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.
Литература: Эпоха Тан
считается «золотым веком» китайской
поэзии. Это время было расцветом
пятисловных и семисловных
Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии.
Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника – не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины – узкий горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов [5].
Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной тёмными и светлыми силами [5].
Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы – птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско –буддийские представления о дуальности сил Вселенной.
Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.
В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.
Литература. Выдающимся событием
литературной жизни эпохи Мин
было появление крупной
Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки.
Принципы досугового времяпровождения в Китае.
Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся посещением пейзажного сада и любованием графическими изображениями «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах служебного кабинета.
Садово-парковое искусство было представлено преимущественно царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.
В искусстве пейзажного сада
передача дикой природы во всей её
целостности и многообразии достигается
через искусственную
Основными конструктивными деталями садовых композиций являются элементы, идущие от архаико-религиозного архетипа - гора, вода, дерево. Водное пространство нередко включает в себя золотых рыбок.
Особое место в эстетике
пейзажного сада занимают мосты, относящиеся
к трём ведущим архитектурным
разновидностям: 1). Лунные мосты, представляющие
собой полукруглую арку, которая
совместно с её отражением в воде
образует круг, олицетворяющий лунный
диск в полнолуние, вечный круговорот
жизни, космический универсум
О степени развитости пейзажной живописи в рассматриваемый период (4-6 века) свидетельствуют:
1. эстетические трактаты
того времени, посвящённые
2. Жизнеописания конкретных
исторических лиц. Так, в
Кроме возникновения традиций пейзажной живописи и пейзажного сада, формирование принципов и модели досугового времяпровождения привело к окончательному формированию художественно-эстетического канона национальной поэзии. Постепенно за поэзией закрепилась ещё одна общественно значимая функция – эстетико-эмоциональная.
2.2. Эстетическая мысль Японии
Хотя термин «эстетика» («багаку» — буквально «наука о красоте») появился в Японии лишь в конце XIX в., философско-худож. традиция осмысления понятия красоты насчитывает там более тысячи лет. Под классической Я. э. следует понимать комплекс средневековых эстетических представлений, выросший на основе древн, фольклорного творчества и элементов заимствованной и модифицированной иноземной культуры, гл. обр. кит., а также корейской и инд.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность мировосприятия японцев – способность к творческому усвоению знаний и навыков других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании менталитета и эстетических взглядов японцев. Суровые природные условия приучали людей довольствоваться удобными для переноски предметами, способствовали изобретению рациональных, рассчитанных на частые перестройки конструкций [9].
Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Однако, присущие народному сознанию чувство меры и склонность к поэтизации вещей и явлений повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она переплавила в своих недрах всё иноземное, сделав его неотъемлемой частью самобытного народного духа.
В целях преодоления идейно-
Приход буддизма вызвал качественный
скачёк в развитии архитектуры и
изобразительного искусства в Японии.
Первые буддийские храмы, создававшиеся
на японской земле, хотя и носили следы
влияния своих корейских и
китайских прототипов, отличались отсутствием
в них помещений для молений.
Они традиционно
Музыкальная жизнь
В эпоху Хэйан под влиянием конфуцианства придворная музыкальная жизнь была организована по примеру Китая: т.е. было учреждено музыкальное управление, формировались кланы профессиональных музыкантов. При дворе начали складываться образы собственно японской музыки (вагаку), соправаждавшей танцы по сюжетам легенд. В японской культуре музыка и танцевальная драма были тесно переплетены.
Наиболее ранними и самыми экзотическими из всех традиционных театральных жанров были: 1. ритуальная танцевальная драма, проникшая в страну из Индии. 2. культовое музыкально- хореографическое представление, воспринятое из Китая [9].
Для драмы характерны огромные в полметра высотой деревянные маски. Они утрировали черты лица воспроизводимых персонажей индийских мифов и рассчитывались на восприятие издалека.
Музыкальные представления характерезуются значительным элементом пантомимы. Танцы исполнялись парами. Давались представления под открытым небом и чаще всего выступали как составная часть придворных церемоний.
Скульптура. Живопись. Популярными становятся образы многоруких и многоликих богов, символизировавших природные стихии. Излюбленными материалами скульпторов стали дерево и лак. В эпоху Хэйан рождается национальный живописный стиль Ямато-э, противопоставлявшийся китайской живописи. Живопись очень быстро вошла в быт знати. Художники расписывали ширмы, веера, украшали почтовую бумагу, иллюстрировали художественные произведения.
Эпоха Сёгуната (12 -13 века).
Вступление Японии в эпоху зрелого феодализма было ознаменовано приходом к власти военно-феодального сословия самураев и созданием сёгуната т.е. государства, возглавляемого военным правителем.
Литература: Литературные произведения создавались главным образом для самураев, отражали их мировоззрение и неписанный кодекс поведения – бусидо, включавший заимствованные из буддизма методы самоконтроля и медитации как средства выработки у самураев мужества, идеи патриотизма и преданности своему государю.
Ведущим жанром самурайской литературы стали историко - героические повести. Они рождались в устном виде среди воинов, не приобщённых к письменной культуре. Затем они разносились по стране бродячими монахами-слепцами, складывались в циклы и в таком виде приходили в монастыри, где и записывались.
Садовое искусство: Искусство сада было призвано создавать у человека иллюзию большого пространства и погрузить его в идеальный мир, далёкий от житейской суеты. Иллюзия пространства достигалась разными средствами, что повлияло на развитие двух основных типов сада: 1. плоский, из песка и камней покрытым мхом (хиранива). 2. и сочетающий плоскую поверхность с возвышенностью (цукияма). Сады при храмах предназначались для созерцания из интерьера.