Восточные цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость

Вложенные файлы: 1 файл

восток.docx

— 68.80 Кб (Скачать файл)

К концу 2 началу 3 века относится  творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений  той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа.

Событием в истории  китайской поэзии было рождение пятисловного стиха – фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к  разговорной речи, народной песне.

«Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи  прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли  до нас благодаря деятельности особого  государственного учреждения – Музыкальной  палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру  любовной лирики.

Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья  обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных  скальных буддийских монастырей с многочисленными  пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.

В изобразительном искусстве  центральное место заняли образы небожителей и юных заступников  за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи  Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения.

На юге страны, где древние  традиции не были прерваны иноземным  нашествием, получил развитие не связанный  с буддийской тематикой тип  иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый  древний сохранившийся целиком  трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на  теорию изобразительного искусства Китая.

Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.

Литература: Эпоха Тан  считается «золотым веком» китайской  поэзии. Это время было расцветом  пятисловных и семисловных стихов с дустрочной рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого  крупного словаря литературного  языка, включавшего 12 158 иероглифов. В  танскую эпоху появляется новый  прозаический жанр – новеллы. Характерная  черта – тяготение к исторической  точности повествования. Тема любви  составляет более трети дошедших до нас новелл.

Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена  в число шести конфуцианских  экзаменов. Популярна была поговорка  «слова могут обманывать, люди могут  притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых  сильных разновидностей магии.

Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она  сложна. Главное для китайского художника – не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины – узкий горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов [5].

Выдающимся достижением  китайской культуры эпохи Тан  и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как  наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в  соответствии с противоборствующими  во Вселенной  тёмными и светлыми силами [5].

Наряду с пейзажным  жанром ведущим стал жанр «цветы –  птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении  каллиграфических надписей отражали даосско  –буддийские представления о  дуальности сил Вселенной.

Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.

В правление династии Мин  Китай снова стал самостоятельной  державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.

Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин  было появление крупной повествовательной  формы – героической эпопеи и  романа. Продолжалось развитие драматургии.

Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая  восходит к архаико - религиозной  традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и  с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие  эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки.

Принципы досугового времяпровождения в Китае.

Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в  себя в том или ином виде акт  созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством  пикников на лоне природы или же в специально построенных для  этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных  обстоятельств прогулки в горы стали  заменятся посещением пейзажного сада и любованием  графическими изображениями  «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались  на стенах служебного кабинета.

Садово-парковое искусство  было представлено преимущественно  царскими парковыми ансамблями. Сохранились  литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял  из водоёмов и аллей, расположенных  строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей  зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.

В искусстве пейзажного сада передача дикой природы во всей её целостности и многообразии достигается  через искусственную дискретность пространства, создаваемую путём  сегментной планировки сада. Пейзажный  сад состоит из многочисленных участков, обнесённых стеною. Сегменты соединяются  проходами прямоугольной или  овальной формы, расположенными так, чтобы  при подходе к ним у человека создавалось впечатление графического изображения следующего сегмента [5].

Основными конструктивными  деталями садовых композиций являются элементы, идущие от архаико-религиозного архетипа - гора, вода, дерево. Водное пространство нередко включает в себя золотых  рыбок.

Особое место в эстетике пейзажного сада занимают мосты, относящиеся  к трём ведущим архитектурным  разновидностям: 1). Лунные мосты, представляющие собой полукруглую арку, которая  совместно с её отражением в воде образует круг, олицетворяющий лунный диск в полнолуние, вечный круговорот жизни, космический универсум состоящий  из двух начал - Неба  и Земли, или  Инь и Янь. 2). Мосты с воротами 3). Зигзагообразные мосты.

О степени развитости пейзажной  живописи в рассматриваемый период (4-6 века) свидетельствуют:

1. эстетические трактаты  того времени, посвящённые теории  пейзажной живописи.

2. Жизнеописания конкретных  исторических лиц. Так, в жизнеописании  крупнейшего теоретика живописи  того времени Цзун Бина, рассказывается, что когда он по причине  преклонного возраста был вынужден  отказаться от совершения прогулок  в горы, то расписал  ограду  своего жилища изображениями  гор и вод [5].

Кроме возникновения традиций пейзажной живописи и пейзажного сада, формирование принципов и модели досугового времяпровождения привело  к окончательному формированию художественно-эстетического  канона национальной поэзии. Постепенно за поэзией закрепилась ещё одна общественно значимая функция – эстетико-эмоциональная.

 

2.2. Эстетическая мысль Японии

Хотя термин «эстетика» («багаку» — буквально «наука о красоте») появился в Японии лишь в конце  XIX в., философско-худож. традиция осмысления понятия красоты насчитывает там более тысячи лет. Под классической Я. э. следует понимать комплекс средневековых эстетических представлений, выросший на основе древн, фольклорного творчества и элементов заимствованной и модифицированной иноземной культуры, гл. обр. кит., а также корейской и инд.

Японская цивилизация  сформировалась в результате сложных  и разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность  мировосприятия японцев – способность  к творческому усвоению знаний и  навыков других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании менталитета и эстетических взглядов японцев. Суровые природные условия приучали людей довольствоваться удобными для переноски предметами, способствовали изобретению рациональных, рассчитанных на частые перестройки конструкций [9].

Японская культура в отличие  от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к  восприятию чужеземных влияний. Однако, присущие народному сознанию чувство  меры и склонность к поэтизации вещей  и явлений повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она переплавила в своих  недрах всё иноземное, сделав его  неотъемлемой частью самобытного народного  духа.

В целях преодоления идейно-политической раздробленности японские правители  обратились к буддизму, с помощью  которого была оформлена общегосударственная  идеология.

Приход буддизма вызвал качественный скачёк в развитии архитектуры и  изобразительного искусства в Японии. Первые буддийские храмы, создававшиеся  на японской земле, хотя и носили следы  влияния  своих корейских и  китайских прототипов, отличались отсутствием  в них помещений для молений. Они традиционно ориентировались  с юга на север, в направлении  зоны повышенной сакральности ( по представлениям японцев). Непременным атрибутом  буддийских храмовых комплексов являются размещенные в северной части  главный алтарный зал со скульптурными  изображениями Будды [4, c.187].

Музыкальная жизнь 

В эпоху Хэйан под влиянием конфуцианства придворная музыкальная  жизнь была организована по примеру  Китая: т.е. было учреждено музыкальное  управление, формировались кланы  профессиональных музыкантов. При дворе  начали складываться образы собственно японской музыки (вагаку), соправаждавшей танцы по сюжетам легенд. В японской культуре музыка и танцевальная драма  были тесно переплетены.

Наиболее ранними и  самыми экзотическими из всех традиционных театральных жанров были: 1. ритуальная танцевальная драма, проникшая в  страну из Индии. 2. культовое музыкально- хореографическое представление, воспринятое  из Китая [9].

Для драмы характерны огромные в полметра высотой деревянные маски. Они утрировали черты лица воспроизводимых  персонажей индийских мифов и  рассчитывались на восприятие издалека.

Музыкальные представления  характерезуются значительным элементом  пантомимы. Танцы исполнялись парами. Давались представления под открытым небом и чаще всего выступали  как составная часть придворных церемоний.

Скульптура. Живопись.  Популярными  становятся образы многоруких и многоликих богов, символизировавших природные  стихии. Излюбленными материалами скульпторов  стали дерево и лак. В эпоху  Хэйан рождается национальный живописный стиль Ямато-э, противопоставлявшийся китайской живописи. Живопись очень быстро вошла в быт знати. Художники расписывали ширмы, веера, украшали почтовую бумагу, иллюстрировали художественные произведения.

Эпоха Сёгуната (12 -13 века).

Вступление Японии в эпоху  зрелого феодализма было ознаменовано приходом к власти военно-феодального  сословия самураев и созданием сёгуната т.е. государства, возглавляемого военным  правителем.

Литература: Литературные произведения создавались главным образом  для самураев, отражали их мировоззрение  и неписанный кодекс поведения –  бусидо, включавший заимствованные из буддизма методы самоконтроля и медитации  как средства выработки у самураев мужества, идеи патриотизма и преданности  своему государю.

Ведущим жанром самурайской  литературы стали историко - героические  повести. Они рождались в устном виде среди воинов, не приобщённых  к письменной культуре. Затем они  разносились по стране бродячими  монахами-слепцами, складывались в  циклы и в таком виде приходили  в монастыри, где и записывались.

Садовое искусство: Искусство  сада было призвано создавать у человека иллюзию большого пространства и  погрузить его в идеальный  мир, далёкий от житейской суеты. Иллюзия пространства достигалась  разными средствами, что повлияло на развитие двух основных типов сада: 1. плоский, из песка и камней покрытым мхом (хиранива). 2. и сочетающий плоскую  поверхность с возвышенностью (цукияма). Сады при храмах предназначались  для созерцания из интерьера.

Информация о работе Восточные цивилизации