Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:16, реферат
К восточной цивилизации к началу века 16 относились следующие страны: Османская империя, Иран, Таиланд, Индия, Китай, Япония и другие мусульманские страны средней Азиии. В 16 веке Восток был наиболее богатой и населенной частью мира. В странах Азии и северной Африки проживало 68 % населения земли и на них вплоть до середины 18 века приходилось 77 % мирового мануфактурно-ремесленного производства. Здесь были самые плодородные земли, дававшие высокие по тем временам урожаи: в Индии 16 века средняя урожайность составляла 13 центнеров с га, в Западной Европе 7-8 ц. с га.
Введение 3
Османская империя 4
Иран 11
Индия 14
Китай 16
Япония 21
Таиланд 23
Заключение 24
Список литературы 25
В 20-х гг XVII в. внутреннее и внешнее положение империи Мин значительно ухудшилось. Внутри страны нарастало безвластия, вызванное бесконечной борьбой за власть. Брошена на произвол судьбы армия разваливалась. Чрезмерные налоги для дополнительного финансирования войска и расходов императорской семьи полностью разрушили хозяйства крестьян, которые уже не могли не только платить налоги, но и даже поддерживать свое существование.
В конце 20-х гг XVII в. в северо-западных районах Китая участились стихийные бедствия, засухи сменяются наводнениями, летом урожай уничтожала саранча. По свидетельствам жителей Северо-Западного Китая, на тысячи километров розпросторювалися земли, оставленные людьми. Крестьяне умирали от голода, но власти не только не оказывали им никакой помощи, но и постоянно увеличивали налоги. Доведенные до отчаяния крестьяне начали бунтовать.
Таковы были причины борьбы крестьян, началась в 20-30-х гг XVII в. в северной части провинции Шаньси.
Крестьянские отряды начали объединяться. Из числа руководителей восстания отличались Чжан Сяньчжуна и Ли Цзычэн. Движущей силой выступали крестьяне, мелкие ремесленники, городская беднота, солдаты. Сначала повстанцы не имели единого руководства и четкой организации, но после совещания руководителей крестьянских отрядов 1635 в Хэнани было решено реорганизовать отряды в единую армию. Эта армия делилась на четыре крупные объединения, действовавшие на отдельных направлениях, и резервный отряд для помощи в тяжелых ситуациях. Объединение сил позволило восставшим перейти к активной борьбы против правительственных войск.
Вскоре между Ли Цзычэна и Чжан Сяньчжуна возникли споры, приведшие к раздроблению сил и несогласования действий. Это позволило правительственным войскам сначала разбить отряды Ли Цзычэна, который после поражения отступил в горы, а затем и Чжан Сяньчжуна. Однако повстанцы не прекратили борьбы, использовав время для того, чтобы переформировать свои силы.
В 1639-1641 гг началось новое возвышение повстанческого движения. Влияние и популярность Ли Цзычэна росли. В захваченных местностях земли раздавали крестьянам и освобождали их от налогов на три или пять лет. К Ли Цзычэна присоединяли другие отряды. В 1643 Ли Цзычэн принял титул "Великого полководца, управляемое велениями неба и возрождает справедливость ".
Армия повстанцев отправилась в поход на столицу империи - Пекин. 25 апреля 1644 повстанцы заняли город. Последний император династии покончил с собой, а Ли Цзычэн стал императором.
Сбросив династию Мин и покорив Северный Китай, повстанческая армия Ли Цзычэна оказалась втянутой в борьбу против маньчжуров.
В первой половине XVII в. в северо-восточной части Китая существовала маньчжурская государство Маньчжоу-го. Маньчжуры решили воспользоваться ситуацией для того, чтобы захватить Китай.
200-тысячная армия Ли Цзычэна потерпела поражение от огромного войска маньчжуров в июне 1644 Маньчжурская армия захватила Пекин. Это событие считается началом периода правления маньчжурской династии Цин.
Маньчжуры, опираясь на чиновников, которые перешли к ним на службу, постепенно расширяли ГДР, вытесняя повстанцев на запад. Ли Цзычэна был схвачен и убит. Повстанческие отряды продолжали борьбу против маньчжуров и прекратили ее только 1683
В Китае окончательно установилась власть маньчжурской династии Цин, правившей до 1912 г.
XVI-XVII вв. в Китае были периодом незаурядного расцвета культуры.
Высокого уровня ремесло. Во времена империи Мин развивались такие отрасли, как производство шелка, фарфора, бумаги, ювелирное дело, выплавка металла, добыча соли и др. Для производства бумаги использовался водяной двигатель.
Издавна Китай славился своей фарфором. Фарфоровые мастерские были государственными; огромные доходы от производства поступали в императорскую казну.
Интересные изобретения было сделано в морском деле. Для борьбы против вражеских кораблей китайские мастера изобрели водолазный скафандр и простейшие мины.
В XVI в. быстро развивалась архитектура. Строились новые и реставрировались старые дворцы, был достроен и частично восстановлено Великую Китайскую стену, создано немало мостов большой прочности, некоторые из них сохранились до наших дней. На строительстве дворцов, где работало одновременно до 200 тыс. рабочих, использовались такие изобретения, как лебедка. Была усовершенствована Водоподъемное колесо для орошения земли, для плавления металла широко использовались кузнечные мехи.
Подле путешествиями Колумба и других европейских мореплавателей китайцы тоже осуществили ряд путешествий к берегам Африки и к островам Тихого океана. Но китайцы, на отличие от европейцев, осуществляли эти путешествия с целью возвеличить имя императора, а не для того, чтобы захватить новые земли и найти новые рынки сбыта.
Технические открытия, развитие мануфактур, путешествия в далекие страны стимулировали развитие научных знаний.
Для развития медицины большое значение имели труды ученых Чжин Чжунцзина "О тиф", многотомный "Трактат о деревья и растения" Ли Шичжэнь, где помещены описания лечебных свойств трав, деревьев и минералов.
Китайские ученые начали изучать научные труды, появлялись в Западной Европе, латынь, математику, переводили китайской математические термины.
В конце правления династии Мин в Китае было издано несколько фундаментальных энциклопедий, что обобщали опыт и знания, накопленные в стране. Так, большая энциклопедия Сюй Гуанци "Собрание книг по сельскому хозяйству" освещала развитие полеводства не только в Китае, но и в Европе; Сун Инсин в своей технической энциклопедии рассказывал о развитии ремесленного производства в Китае, а Фан Ичжы создал энциклопедию естественных наук под названием "Начало законов природы".
Получили развитие и исторические науки. Продолжалось написания летописи "Общее зеркало помогает управлению ", начатого еще в XI в. Во времена династии Цин осуществлялись редактирование и просмотр исторических книг с целью создания такого их варианта, который был бы приемлемым для маньчжуров.
В XVI-XVII вв. в Китае издавались и труды по географии, где обобщил сведения о особенности отдельных провинций, городов, давался описание исторических памятников этих местностей. Важное значение для развития китайской географии имела работа Гу Яньу "Книга о недостатках и выгоды областей и уделов Поднебесной".
До нашего времени сохранилось немало памятников архитектуры XVI-XVII вв. Давнюю монументальность заслоняла изысканность. Крыши домов стали украшать орнаментами, каменными и деревянными скульптурами, появились мраморные мосты и различные балюстрады. К самым известным архитектурных памятников династии Мин принадлежат архитектурный ансамбль Запретного города и храм Неба в Пекине.
В живописи XVI-XVII вв. сохранялись традиции, присущие прошлым временам. Самые мастера той эпохи - Люй Цаи, Бянь Веньцзин.
Чрезвычайной мастерства достигли китайские мастера росписи фарфора. Они разработали технологии многоцветного росписи, благодаря чему каждое изделие стал небольшим, но неповторимым шедевром искусства. Коллекции фарфора династии Мин украшают самые известные музеи мира.
Быстро развивалось искусство книжной гравюры. Впервые в мире в Китае при династии Мин начали выполнять цветные гравюры по дереву.
В XVII в. китайская культура начала интенсивно проникать в Европу. Распространились китайские методы лечения - ведь китайская медицина всегда рассматривала человека как единое целое, считая, что лечить надо не только болезнь, а весь организм. Эта засада имела огромное значение для развития медицинской науки.
Во всем мире приобрели популярность китайская философия, литература, изысканные фарфоровые изделия и шелковые ткани. В Европе стало признаком хорошего вкуса и изысканности иметь изделия китайских мастеров.
До революции Мэйдзи Япония оставалась аграрной страной с преобладанием сельского хозяйства как основного занятия населения. Главными отраслями в 16 веке являлись производство риса, шелка, хлопка, сахарного тростника и чая. Крестьяне были наследственными пользователями земли, торговля их рисовыми полями запрещалась под страхом тюремного заключения. На другие категории земель запрет не распространялся. Земельный налог составлял в 17 веке 40–50 % от урожая. С 1721 г. разрешалось владение землей городским торговцам и ростовщикам. До этого времени существовали запреты купли-продажи земли, однако на практике они не соблюдались.
В эпоху Токугава (1603–1867 гг.) все население Японии делилось на 4 основных сословия – самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Правящим классом являлось самурайство, из которого формировались государственный и военный аппарат, интеллигенция. Во главе всего дворянства стоял верховный правитель сегун. Его ближайшее окружение составляли князья-соратники в борьбе за власть и их потомки. Чуть ниже шли прочие князья, не являвшиеся вассалами сегуна. Ниже располагался слой рядового самурайства – вассалов князей и сегуна, получавших за службу фиксированный рисовый паек. Рядовым самураям запрещалось владеть землей.
Крестьянство составляло более 80 % населения страны. Крестьяне были формально свободны. Их нельзя было купить или продать, но они не имели права вплоть до падения режима сегуната изменять место жительства и род занятий. Деревни были разделены на пятидворки, во главе с назначенными властями богатыми крестьянами, в обязанности которых входил сбор налога и полицейский надзор. В случае бегства кого-либо остальные жители выплачивали за бежавшего налоги. Вся жизнь крестьян была строго регламентирована вплоть до одежды и пищи. Так, нельзя было носить одежду из шелка, есть рис, пить водку и чай. Запрещалось украшать жилища и устраивать какие-либо развлечения. Самурай мог убить любого горожанина или крестьянина за малейшую провинность или за враждебный взгляд в свою сторону.
Горожане считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно выше. Ремесленники и купцы были объединены в союзы типа цехов и гильдий, которые имели монопольное право на изготовление и продажу определенных изделий. Богатые купцы часто возводились правительством в ранг самураев или покупали самурайство за деньги Покупка звания известна по письменным источникам с начала 18 века. Условия жизни торговцев и ремесленников также регламентировались, однако со значительно меньшими строгостями. Так купцы не могли носить одежду из шелка и украшения из золота. На практике многие запреты часто нарушались. Но иногда чиновники за нарушение указов сегуна о регламентации жизни горожан арестовывали купцов и конфисковывали их имущество. Чтобы не попасть под пресс закона зажиточные горожанки носили весьма скромную верхнюю одежду, но их белье было из дорого шелка. Жилища купцов снаружи были очень скромны, зато внутреннее убранство блистало роскошью.
В 17 веке произошла стабилизация феодальных производственных отношений благодаря прекращению междоусобных войн, что оказало положительное воздействие на экономику Японии. За это время вдвое расширились посевные площади, численность населения возросла на 9 миллионов и достигла 29 миллионов человек.
Сухопутные дороги в Японии находились в хорошем состоянии, их вовремя ремонтировали, по ним свободно могли разъехаться два экипажа. Население крупнейших японских городов Осаки, Киото и Эдо превышало 300 тысяч человек. В начале 18 века население Эдо достигло 1 миллиона, для сравнения, самый крупный город Европы Лондон насчитывал в то время 700 тыс. жителей
В 18 веке проявились первые кризисные тенденции в экономике и социальной структуре общества: 1 Прекратился прирост крестьянского населения. 2 Прекратился прирост продукции риса. В 1730-е гг. население Японии сократилось на 800 тысяч человек из-за голода, в 1780 гг. – на 1 миллион человек. Крестьяне в условиях голода практиковали жестокий обычай детоубийства – так называемая “прополка”. В 18 веке налоги забирали у крестьян до 60 % их урожая.
В 18 веке также ухудшилось материальное положение средних и низших слоев самурайства из-за сокращения рисовых пайков. Многие самураи, чтобы сохранить достойный уровень доходов, перешли к невоенным профессиям чиновника, учителя или врача. Возросла зависимость князей от городских ростовщиков. Кризис феодального общества и развитие рыночных отношений привели к концентрации значительных денежных средств в руках богатых купцов, ремесленников и ростовщиков. По свидетельству современников жилища богачей городов нередко превосходили по роскоши дома князей, которые оказывались в долгах перед городскими богачами и заискивали перед ними. Простые самураи и вовсе в 18 веке закладывали свое вооружение ростовщикам. Чтобы не допустить полного разорения самурайства, правительство указом от 1789 г. аннулировало все долги.
В 17 веке в период расцвета Аютии, число ее жителей достигало 1 млн, превышая население тогдашнего Лондона. Побывавшие здесь путешественники восхищались тысячами храмов с золотыми верхушками и изображениями Будды, богатством местной архитектуры и роскошным убранством лодок, скользивших по воде. Отовсюду в город прибывали купцы, французы, англичане, португальцы, голландцы соперничали между собой за влияние в стране, в то время как тайцы, подстегивая эту конкуренцию, весьма предусмотрительно не позволяли никому из соперников взять верх.
Все возраставшее вмешательство иностранцев в дела Таиланда привело к их полному изгнанию из страны в 1688 г.
Информация о работе Восточные цивилизации в XVI – XVII веках