Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:19, доклад

Краткое описание

В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости".

Вложенные файлы: 1 файл

15.docx

— 23.01 Кб (Скачать файл)

1. Геополитическое  положение, природа и их влияние  на направление и характер исторического развития древней Руси

В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между  двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости". Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.

Однако эти  идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов  или к сочетанию и синтезу  того и другого. Такие попытки  неизменно оказывались неудачными. Часто встречающиеся в научных  работах формулировки о "парадоксальности" русской культуры свидетельствуют, что ее понимание требует преодоления  однозначных, линейных схем и обращения  к многомерной концепции. Такой  подход возможен именно на основе применения цивилизационного анализа, так как русская культура несводима к этническому или национальному субстрату, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней. Под цивилизацией здесь и далее понимается уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека.

Противоречия  русской культуры

Промежуточное положение России между Западом  и Востоком, взаимодействие с обоими началами и противодействие им привело  к глубокой противоречивости русской  культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Подобное положение постоянно  проявлялось на протяжении всей истории  России в культурном расколе между  правящим классом и народными  массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике - от тесного  союза со странами Запада до противостояния им.

В отечественной  культуре можно найти немало противоположных  характеристик, свойственных всякой культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни:

индивидуализм - коллективизм;

смирение - бунт;

природная стихийность - монашеский аскетизм;

мягкость - жестокость;

самоотверженность - эгоизм;

элитарность - народность.

Но, наряду с  этими характеристиками, в культуре России постоянно проявляются и  возобновляются устойчивые противоречия:

между началом  и высокой религиозностью;

между культом  материализма и приверженностью  к возвышенным духовным идеалам;

между всеохватной  государственностью и анархической вольницей;

между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью, и мессианским универсализмом;

между "русификацией" православия как оплота христианской России и стремлением к превращению  православия во вселенскую религию;

между поисками социальной свободы и подчинением  государственному деспотизму и сословной  иерархии;

между принятием  косного земного бытия, стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьей правды;

между "западничеством" как увлечением образцами прогресса, свободы личности, рациональной организации  жизни и "восточничеством" как интересом к упорядоченной и стабильной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности.

Для более  полного понимания истоков этих противоречий обратимся к рассмотрению основных факторов, определявших и  определяющих развитие русской культуры. Среди этих факторов важную роль играют геополитические и природные (ландшафтные, климатические, биосферные). Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы и ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.

В целом все  исторические факторы, под влиянием которых складывалась и развивалась  русская (российская) культура, можно  было бы объединить в несколько групп.

Природно-антропологические  факторы и развитие отечественной  культуры

Все выдающиеся русские ученые (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие) признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом  повлияла на формирование своеобразного  антропологического типа человека и  его культуры. Суровый климат русской  равнины, открытой северным ветрам, лес, степи и реки, бескрайние поля - все  это формировало основы отечественной  культуры:

мировоззрение народа,

характер  расселения,

связи с другими  землями,

тип хозяйственной  деятельности,

характер  земледелия,

отношение к  труду,

организацию социальной жизни,

фольклорные фантастические образы,

народную  философию.

Образ русского человека с самого начала своей истории  связан с земледелием, с тяжелым, напряженным, постоянным трудом. Недаром  образы земледельцев запечатлены в  древнерусских былинах: Святогор, богатырь Микула Селянинович.

Иным словами, все природные явления, рассмотренные  в их системности в качестве социо- и культурогенных факторов, составляли фундамент становления будущей российской цивилизации и культуры.

Лес как природный  фактор формирования культуры

Многовековой  обстановкой славянской жизни был  лес: до второй половины XVIII века жизнь  наибольшей части славянского населения  шла в лесной полосе нашей равнины.

Лес оказывал человеку множество хозяйственных  услуг.

Он снабжал  его строительным материалом и топливом, а также материалом для хозяйственного обзаведения, для домашней обстановки и для посуды, Лес давал мужику липовую кору для изготовления его  традиционной обуви - лыковых лаптей. Жители лесных областей "курили" смолу, "гнали" деготь и занимались множеством разного рода кустарных промыслов.

Но особенно важную роль в хозяйстве жителей  лесных областей играли два промысла: охота или звероловство и лесное пчеловодство, Крупные звери и  животные давали охотникам и их семьям, мясо и теплую одежду, а ценные шкурки мелких пушных зверей служили для  них источником дохода, своего рода "валютой", исполняя роль орудия обмена (слово "куны" до XIV в. употреблялось  в значении деньги).

Лесное пчеловодство и бортничество также было важным промыслом у славян; когда не было известно производство сахара, мед  употреблялся для изготовления сладких  кушаний и любимого напитка. Воск требовался в огромных количествах  для изготовления церковных свечей.

Наконец, лес  оказывал славянам услуги религиозно-нравственного  характера: в тяжелые времена  татарского ига, в эпоху политического  гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную "пустыню", строили себе там  кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись и другие люди, которые потом создавали  центры и опорные пункты славянской колонизации первобытных лесных пространств.

Приведем  некоторые типичные примеры из исследования В. Ключевского. "Лес служил самым  надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и  замки"; "лес придал особый характер северно-русскому пустынножительству, сделав из него своеобразную форму  лесной колонизации. Несмотря на все  такие услуги, лес всегда был тяжел  для русского человека, Этим можно  объяснить недружелюбное или  небрежное отношение русского человека к лесу: он никогда не любил своего леса. И древнерусский человек  населил лес всевозможными страхами". Лес грозил русскому человеку и его  домашнему скоту медведем и волком; по лесам гнездились разбойники; отвоевывание у леса все новых территорий для хлебопашества давалось с огромным трудом и большими временными затратами. Русский фольклор вслед за восточнославянской мифологией населял лес зловещими существами, недоброжелательными к людям и "русскому духу" - баба-яга, леший и другие представители "нечистой силы".

Степь как  одна из стихий русской природы 

Не менее  важна для русской ментальности и степь. "...Степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала  в древнерусском южанине чувство  шири и дали, представление о просторном горизонте, окоеме, как говорили в  старину. Но степь заключала в  себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному  соседу едва ли не больше бедствий, была вечной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и разорений. Не раз и не два азиатские орды подвергали славянские земли опустошительным  нашествиям и вынуждали славян истощать свои силы в непрерывной тяжелой  борьбе. Эта "борьба со степным кочевником... длившаяся с VIII почти до конца XVII в. - самое тяжелое историческое воспоминание русского народа" (Ключевский). Словом, как подчеркивает Ключевский, "лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно". С одной стороны, степь символизирует волю, разгул, широту, не ограниченную никакими узами или запретами; с другой, - степь - это опасное пространство, заселенное хищными кочевниками и гуляками-ворами, непредсказуемыми в своем поведении, несущими разорение и разрушение любой социокультурной стабильности.

Славянские  реки и формирование культуры

Велико и  благотворно было историческое значение славянских рек. Они не только кормили  славянина своими обильными рыбными  запасами, но они представляли в его распоряжение густую и удобную сеть летних и зимних путей сообщения. Летом реки были покрыты множеством речных судов, начиная от маленьких рыбачьих лодок и кончая большими военными и торговыми кораблями, с несколькими десятками воинов или с тяжелым купеческим грузом. А зимой по прочной и гладкой ледяной дороге глубоко замерзающих северных рек тянулись санные обозы со всевозможными грузами. По рекам шла славянская колонизация, по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины. Взаимная близость речных бассейнов способствовала общению и сближению населения различных областей. Славянин искони любил свою реку, "жил с нею душа в душу" (Ключевский) и в песнях своих воспевал свои реки. Речные пути, в частности, знаменитый путь "из варяг в греки" служили политическим, экономическим и культурным стержнем, вокруг которого образовалась "земля Русская".

Любовь русского человека к реке, как ее характеризует  В. Ключевский, позволяла преодолеть подобную "двусмысленность" леса и степи. "На реке он оживал и жил  с ней душа в душу": она - соседка  и кормилица, водяная и ледяная  дорога". Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка  и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок и  закономерность. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию  и общительности. Река воспитывала  дух предприимчивости, привычку к  совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать  их нравы и интересы, меняться товаром  и опытом, знать обхождение". Ключевский отмечал разнообразие "исторической службы русской реки".

 

Культурное  значение равнинного ландшафта 

 

Противоположное действие по сравнению со славянскими  реками оказывала на русского человека бескрайняя равнина, отличающаяся пустынностью и однообразием. "Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все  оставляет неопределенное, спокойно-неясное  впечатление", - так определял  В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта. Запечатляющийся в душе пейзаж не мог не отразиться на общественных настроениях, на самом складе национального характера: "Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом - и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли".

Однако равнинность русского ландшафта представляла далеко не простой культурно-семантический комплекс:

здесь душевная мягкость и скромность;

смысловая неопределенность и робость;

невозмутимое  спокойствие и тягостное уныние;

отсутствие  ясной мысли и предрасположенность  к духовному сну;

аскетизм  пустынножительства и беспредметность  творчества.

Все эти свойства русской духовности имеют в истории  отечественной культуры далеко идущие последствия.

Русские ученые о роли природного фактора 

Русская природа, по характеристике Ключевского, "при  видимой простоте и однообразии  отличается недостатком устойчивости: ее сравнительно легко вывести из равновесия". Русский же человек, сохраняя "бродячее" отношение  к своему местожительству и к  окружающей природе, проявлял явную "непредусмотрительность" в отношении окружающей среды, - в  результате явления, бывшие "вполне или отчасти продуктами культуры", становились "как бы географическими  особенностями нашей страны, постоянными  физическими ее бедствиями: это овраги и летучие пески". Подобное же - небрежное или беспечное - отношение к природе (к лесу и полезным ископаемым, к экологии среды и радиации) стало характерной особенностью национального природопользования в России (вплоть до XX в.) и запечатлелось не только в менталитете русской культуры, противоречивом и драматичном, но и в типе российской цивилизации.

Н. Бердяев  вслед за В. Ключевским писал, что "пейзаж русской души соответствует пейзажу  русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта". "...В душе русского народа, - замечал Бердяев, - остался сильный  природный элемент, связанный с  необъятностью русской земли, с  безграничностью русской равнины".

Информация о работе Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси