Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:19, доклад

Краткое описание

В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости".

Вложенные файлы: 1 файл

15.docx

— 23.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, культ природы (природный календарь  с его ярко выраженной цикличностью, круговоротом; устойчивая значимость аграрных праздников и соответствующих  обрядовых форм; почитание Земли  как всеобщей Матери и т.п.) играл  важную роль для становления и  развития русской культуры, определяя  во многом ее систему ценностей, которая  включала в себя Святость Матери Земли, трудолюбие, естественно-эмпирические знания и навыки, любовь к Отечеству  и многое другое. Эти ценности, разделяемые  не только крестьянами, но и другими  слоями общества, исторически развиваясь и изменяясь, просуществовали вплоть до начала 30-х годов XX века, когда  в результате "великого перелома" начали заменяться индустриальными. В  России сейчас (как и во всем мире) происходит возврат к земле, к  корням, к тому, что было в высшей степени свойственно русской  культуре.

Большое влияние  на формирование отечественной культуры оказал геополитический фактор - срединное  положение России между цивилизациями  Запада и Востока, служившее основой  ее маргинализации, то есть возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Россия - это  целый континент, занимающий огромные пространства Восточной Европы и  Азии. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с  тем отличается от них. По выражению  Н.Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и противоборства восточных и западных элементов.

Другой мыслитель  Серебрянного века - Г.Плеханов - столкновение Востока и Запада в русской культуре представлял по-иному. В России, полагал он, идут "два процесса, параллельных один другому, но направленных в разные стороны", это:

с одной стороны, европеизация высшего культурного  слоя, весьма тонкого,

с другой - углубление "азиатского способа производства" и усиление "восточной деспотии".

Именно поэтому, по его мнению, происходит глубокий "разрыв между народом и более  или менее просвещенным обществом". Таким образом, русский Восток-Запад  противопоставляет, даже разрывает  два мира.

Многогранные  культурные связи Древней Руси с  зарубежными странами уже у истоков  ее государственности складывались по-разному и различались по глубине  и степени их интенсивности. В  возникновении древнерусской культуры несомненно решающую роль сыграли собственная языческая культура, Византия и Скандинавия.

Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности

Если роль и язычества и Византии в развитии культуры на Руси, становлении ее государственности  обстоятельно изучены наукой, то за Скандинавией осталось все еще много  неясного и дискуссионного. Здесь  и присутствие на Руси в IX-Х вв. скандинавских дружинников-варягов, и летописное повествование о  варяжском происхождении древнерусской  правящей династии Рюриковичей. Они  породили длительную (с XVIII века) дискуссию  между норманистами и антинорманистами.


Информация о работе Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси