Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:55, реферат
Германское Гражданское Уложение (ГГУ) – крупнейшая кодификация буржуазного гражданского права, было введено в действие в 1900 году. Составление общеимперского свода гражданского права явилось возможным лишь после объединения Германии, однако и в этот период далось нелегко: кодекс вступил в силу через 26 лет после назначения комиссии для его составления.
3. Гарантии обеспечения прав и вольностей со стороны короля.
В обеспечение их король соглашается на ограничение судебных полномочий королевской юстиции и принимает некоторые меры по предотвращению произвола чиновников. Общие тяжбы (имущественные споры) передавались на рассмотрение местных сеньориальных судов, кроме дел о новых захватах земли и споров о наследстве, которые должны были разбираться двумя королевскими судьями и четырьмя выборными рыцарями в судебных заседаниях, которые проводились четыре раза в год (квартальные сессии). Обещалось также постоянное пребывание Суда общих тяжб в одном определенном месте, а также обещание не превращать уголовные дела и всякое преследование в предмет торговли (ст. 36, 40), назначать на посты только квалифицированных судей и чиновников (ст. 45). 8
Королевским должностным лицам были запрещены произвольные судебные и другие поборы, от них требовалось строгое соблюдение подсудности. Запрещены были ордалии по устному распоряжению королевского чиновника, если не были привлечены заслуживающие внимания и использования свидетельские показания (ст. 38).
Свободный человек должен был штрафоваться за малый проступок только «сообразно роду проступка», а за большой проступок — «сообразно важности проступка»; при этом должно оставаться неприкосновенным его основное имущество: у купца остается его товар, у виллана — его инвентарь. Причем ни один из этих штрафов не может быть наложен иначе как «на основании клятвенных показаний честных людей из соседей» обвиняемых (ст. 20). Король со своей стороны гарантировал избавление от судебных произвольных поборов: «Никому не будем продавать права и справедливости, не будем никому отказывать в них или замедлять их» (ст. 40). В специальной статье устанавливается, что общие тяжбы по лично-имущественным спорам будут разбираться и решаться в одном месте, в Вестминстерском дворце, и судейские помощники не будут теперь следовать за персоной короля. Статья 34 ограничивала возможности вмешательства королевских чиновников в споры между господином и его вассалами.
Король обещает также, что впредь не будет брать вознаграждение за приказ из своей канцелярии с предписанием произвести расследование дела человека, арестованного по обвинению в совершении преступления, и не будет отказывать в просьбе выдавать такой приказ для ускорения расследования и судебного разбирательства (ст. 36). Эта практика была прообразом более поздней процедуры с выдачей приказа «хабеас корпус» — о доставке арестованного в суд с необходимыми документами и пояснениями о причинах задержания. Другим обещанием короля стало намерение поддерживать единообразие мер и весов по всему королевству, что было гарантией нормального функционирования торговли и ремесел. Одним из источников злоупотреблений было право королевских чиновников принудительно скупать хлеб и другие предметы. 9 Хартией запрещалось шерифам, бейлифам и другим чиновникам изымать у свободного человека лошадей или телегу без его согласия (ст. 35).
4. Изменение
режима заповедности лесов и
рек. Отменялся режим
5. Гарантия соблюдения
хартии со стороны баронов.
Самая важная гарантия
На первых этапах использование зафиксированных хартией соглашений оказалось трудновыполнимым. В условиях новой баронской войны 1216 г. хартию удалось утвердить заново, но уже со значительными купюрами (без ст. 61 о Совете баронов, но с включением ст. 39). Текст хартии впоследствии был еще раз признан Эдуардом 1 и проведен через одобрение парламента в виде Статута о неразрешении налогов 1297 г. Правда, в этом статутарном тексте все 60 первоначальных статей сведены к девяти статьям. Впоследствии ее текст еще несколько раз видоизменялся, особенно текст ст. 39. Главным итогом выработки, принятия и использования текста Великой хартии в политических целях стало содействие ослаблению вассальных связей между лордами (включая главного лорда — короля) и свободными людьми, которое завершилось упразднением феодальной зависимости. Правда, произошло это только четыре с лишним столетия спустя. Историки воспринимают Великую хартию первым документом конституционного назначения в Англии наряду с Петицией о правах 1628 г., Хабеас корпус актом 1679 г. и др.
Сословно-представительная монархия. В течение XIII в. были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель. Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне – фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.
Возникновение парламента
Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента — представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в содружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов.
Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, — это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г. Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться, помимо баронов, также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. parlement — собрание для обсуждения от parlcr — говорить). После подавления оппозиционного парламента и его организаторов английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений. Созыв первого такого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Это было связано отчасти с тем, что к тому времени по разным причинам заметно уменьшился приток в казну от феодальных повинностей. В период правления Генриха I (первая треть этого же века) в казну от земельных держаний поступало 85% доходов, тогда как в правление Эдуарда I только 40%. Таким образом, король мог повысить доходы лишь путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить. С этой целью он вместо Совета знати, который был собран Симоном де Монфором, учредил палату общин (House of Commons).
В последующем парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин с образованием устойчивого союза и взаимодействия между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом «джентри», с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рантов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты. Существенным правомочием парламента стала возможность привлекать к ответственности за злоупотребления и упущения высших должностных лиц в порядке процедуры, получившей название процедуры импичмента. Эта процедура была применена в правление Ричарда II (1399) и Генриха IV (1449). Создание сословно-представительного учреждения власти и законодательства внесло важные новшества в систему государственных учреждений монархической Англии. После периода Великой хартии и возникновения общего права с разъездными судьями наступает период противостояния короля, его совета и парламента. Это противостояние и конфликты приглушаются деспотизмом династии Тюдоров (1485—1603); после неудачного противостояния парламенту первых Стюартов (1603 — 1642) возникающие конфликты приводят к гражданской войне и революции, завершившейся упразднением на время королевской власти и провозглашением республики (1649).10
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа. В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале". На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа – Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы , в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту. В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.
Особенности абсолютной монархии. Английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил название "незавершенного". Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что, наряду с сильной королевской властью, в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный Совет и парламент . Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля. Тайный Совет короля , окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорд-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др. Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия . В ее состав, наряду с духовными лицами, входили члены Тайного совета и другие должностные лица. При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако, помимо них, создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного Совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство носило инквизиционный характер.11
1 Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. - Ростов-на-Дону, 1994. – С. 367
2 Германское право. Часть I. Гражданское уложение: Пер. с нем. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. – С. 123
3 Германское право. Часть I. Гражданское уложение: Пер. с нем. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. – С. 123-124
4 Германское право. Часть I. Гражданское уложение: Пер. с нем. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. – С. 89-90
5 Германское право. Часть I. Гражданское уложение: Пер. с нем. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. – С. 90
6 Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Юристъ, 2000. – С. 234-235
7 Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Юристъ, 2000. – С. 235
8 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 388
9 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 388-389
10 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 389-390
11 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.
Информация о работе Германское вещное и обязательственное право