Городские восстания в России в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 15:48, реферат

Краткое описание

Городские восстания 1648-1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата. Посадские люди вынуждены были давать воеводам и приказным людям взятки, «посулы». Ремесленников в городах заставляли бесплатно работать на воевод и дьяков. Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче.

Содержание

Введение 3
1. Московские восстания 1636 и 1648 гг. 4
2. Восстания в южных городах России и Сибири 11
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

11112910(а) реф. История Отечества.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

На этом, по нашему мнению, заканчивается первый, наиболее острый период восстания.

С середины июня начинается второй этап восстания, который длился все лето вплоть до открытия Земского собора в сентябре 1648 г. Он характеризуется продолжающимися выступлениями холопов, стрельцов. Правительство стремилось погасить волнения как репрессиями, так и переговорами (16 июня, 16 июля). Смена правительства Б.И. Морозова правительством Романова – Черкасского, создание комиссии для выработки Уложения позволили изменить обстановку и жестоко подавить первые волнения, перекинувшиеся летом 1648 г. на периферию.

16 июля 1648 г. в обстановке неутихающих волнений в Москве и на периферии был созван в Столовой избе собор. На нем присутствовали патриарх Иосиф, бояре, окольничие, думные люди, стольники, дворяне московские, жильцы, по два человека от города дворян и детей боярских, несших службу в столице, а также гости, представители сотен и «лутчие люди» посада. На этом соборе было подано челобитье о составлении Уложения, «чтоб впредь по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить».

Хотя царь и сообщал в конце августа Морозову в Кирилло-Белозерский монастырь, что «смутное время ныне утихает», его оптимизм не оправдался. Всю осень и зиму в столице продолжались волнения.

В сентябре – ноябре 1648 г. вновь подняли голову представители верхов посада и дворян, которые предъявили свои требования правительству. Теперь они сбросили с себя тогу защитников «всего народа». Морозова возвратили в столицу; его противники ушли в отставку.

25 ноября 1648 г. Земским собором был издан указ об отписании слобод «без лет и без сыску... всем быть его, государевым». Это решение, видимо, было осуществлено до того, как подготовили текст Уложения в целом.

В связи с этим начался последний, четвертый этап восстания (декабрь – январь 1649 г.), когда усилилось, недовольство закладчиков, стрельцов. В начале января назревало открытое выступление, которое, однако, в тот момент не произошло. В январе продолжались репрессии, недовольных ссылали в Сибирь. В принятом в конце января 1649 г. Уложении были удовлетворены требования дворян и верхов посада.

Московское восстание показало внутрисословную борьбу различных групп городского населения. Это отчетливо проявилось в соглашательстве «лучших» людей посада и стремянных стрельцов, стремившихся договориться с правительством. Московское восстание имело исключительно важное значение как движение в столице, получило политическую окраску и послужило мобилизующим стимулом к восстаниям во многих других районах страны.

2. Восстания в южных городах России и Сибири

Обратимся к положению южных городов России XVII в.

Правительство Романовых свою социальную опору на юге видело в мелких помещиках . Оно предоставляло им различные привилегии н в какой-то мере ограждало южные земли от проникновения крупных вотчинников. В челобитных царю (до 1649 г.) эта группа феодалов просила прикрепить к ним крестьян навсегда, лишив их права перехода, увеличить размеры земельного и денежного жалованья, реформировать суд, больше привлекать дворян к управлению на местах.

Основную часть немногочисленного населения городских посадов юга составляли «средние» и «молодшие» люди, которые занимались различными ремеслами, мелким торгом, нанимались гребцами и кормщиками на суда. В городах существовала некоторая прослойка работных, или, как их называли в XVII в., гулящих людей, – ярыжек, которые, не имея земли и не занимаясь ремеслом и торговлей, вынуждены были идти в наймиты и «кормитца работою своею». Неизменным спутником феодального города в то время являлась слобода нищих, или «кормящих старцев».

Основное бремя налогов и городских служб, так называемое государево тягло, ложилось на «средних» и «молодших» посадских людей, поэтому правительство принимало меры к закреплению на местах этой части горожан.

Никакие меры правительства не могли приостановить бегство горожан вниз по Дону в казачьи вольные городки, на Волгу или уход с посада в хозяйство какого-либо феодала-льготника или беломестца.

Небольшую группу горожан составляли приказные служащие, работавшие в воеводской канцелярии: дьяки, подьячие, толмачи (переводчики) и пр. Приказная бюрократия существовала за счет посадских людей и вызывала их раздражение бесконечными злоупотреблениями.

Довольно многочисленным было духовенство. В городах имелись дворы церковных крестьян, бобылей и монастырских ремесленников. Во время восстаний последние обычно присоединялись к городской бедноте.

По мере того как граница татарских набегов отодвигалась на юг, в городах юга все больше увеличивалось население, занятое ремеслом и торговлей. Из военной крепости город все более превращался в хозяйственный и административный центр.

Характерным нам представляется курское восстание, произошедшее в июле 1648 г., т.е. практически вслед за московским бунтом. Здесь можно увидеть распространение влияния московских событий на периферию России.

В ряду восстаний в южных городах курское было самым бурным, поэтому и репрессии были наиболее жестокими. Некоторые руководители движения уже в июле были посажены в тюрьму воеводой Ф Лодыженским. Были приняты меры к поиску курян, сбежавших в другие города.

Курское восстание летом 1648 г. было одним из самых крупных крестьянских движений на юге. Особенность его состояла в том, что к монастырским крестьянам присоединилась часть служилых людей по прибору и посадких людей. Таким образом, наметилось сближение, крестьянского движения с городским. Оно было направлено против политики правительства по сыску закладчиков, против феодальной власти на местах и переросло в антифеодальное движение против дворян и «лутчих людей» вообще.

Изучение материалов о восстании в Курске позволяет сделать некоторые выводы. Положение приборных людей на юге было таково, что они предпочитали закладничество: стремясь избежать эксплуатации со стороны государства, они оставались в крепостной зависимости (от монастыря). Существование закладничества свидетельствует о могуществе феодальных порядков в XVII в., при которых ранее свободные люди добровольно направлялись в частные вотчины. События в Курске позволяют судить о враждебном отношении дворян к восстанию. В противоположность им проявилась солидарность части посадских, приборных людей и крестьян.

Также необходимо отметить, что приборные люди вели ожесточенную борьбу с притязаниями своих бывших помещиков и вотчинников, от которых им удалось избавиться поступлением на службу, а также со стремлением воевод и начальных людей использовать их труд в своих хозяйствах. Но приборные люди были втянуты в торгово-ремселенную жизнь города и подвергались гнету со стороны государства, как и посадские люди.
В. А. Александров отмечал: «Восстания и волнения стрельцов на юге отражали всю сложность противоречий, существовавших в их отношении с феодальным правительством и поместными землевладельцами. Немалую роль играли также внутренние противоречия среди стрелецкой массы и между отдельными зажиточными стрельцами».

В условиях колонизации черноземного дикого поля приборные люди, как правило, подвергались эксплуатации со стороны представителей феодального государства на местах. Таким образом, в основном велась борьба против натиска феодального государства и против воевод и их приближенных. Воеводы с помощью служилой верхушки пытались чисто феодальными методами закабалять служилых людей и попользовать их труд в собственном хозяйстве. Против этого более или менее единодушно выступала основная масса гарнизона. Однако в ходе восстаний выявились и противоречия внутреннего характера.

Примерами выступлений стрельцов могут служить события в Козлове, Сокольске, Воронеже, Ельце и близко расположенных селах.

Движения на юге были непродолжительными (от нескольких дней до 2—3 недель) и подавлялись местными или присланными из Москвы воинскими силами. В силу двойственного положения приборных людей их выступления против государственной власти были недостаточно решительными и результативными. Как правило, к ним примыкали и представители других слоев населения (например, посадские люди).

В ряде случаев в их выступлениях принимали участие представители оппозиционно настроенных детей боярских, что выливалось в борьбу против отдельных лиц из среды администрации и ослабляло наступательный дух восставших.

Далее рассмотрим восстания в городах Сибири в XVII в.

С конца XVI – начала XVII в. в Сибири развертывается строительство крепостей, городков и острогов. Хотя строительство новых городов направлялось правительством, всю работу по их созданию выполняло пришлое и коренное население.

Сибирские города – «это или опорные пункты в определенных областях сбора ясака, или преимущественно охранные заставы и большие ямские станции на путях связи Западной Сибири с центральной Россией, или, наконец, оборонительные остроги для защиты местного «ясачного» и переселенческого населения от нападений кочевников...».

Некоторые из этих крепостей, как и на южной окраине, вскоре стали центрами сельских округ, местом развития ремесла и торговли. Многообразием функций опорных пунктов русской колонизации Сибири определялся и состав их населения. Это были, прежде всего, служилые люди (немногие – «по отечеству» и значительно более многочисленные – «по прибору»), пашенные крестьяне, посадские (оброчные или жилецкие люди), гулящие люди, дьяки и подьячие, духовенство, приезжие торговцы или их приказчики. Таким образом, в числе горожан находились люди, совмещавшие занятия служилого человека, ремесленника и хлебопашца.

Доминирующими мотивами в требованиях посадских людей было облегчение государственных повинностей, протест против натуральных сборов, изменение системы разверстки податей, протест против феодальных форм управления и злоупотреблений «приказных людей», т. е. в основном те же, что и в других районах Российского государства.

В условиях Сибири вся власть была сосредоточена в руках воеводы. От него зависело решение всех военных вопросов, строительство крепостей, организация походов, посылка «годовальщиков». В его ведении находились государева пашня и сбор всех налогов с населения, распределение повинностей. Он был главой административно-полицейской власти. Его власть всеми гранями затрагивала самые чувствительные стороны жизни населения, поэтому недовольство порядками государства выливалось, прежде всего, в акции против воевод. Недовольство выражали не только русские крестьяне, служилые и посадские люди, но и местное ясачное население. В какой-то мере русское население Сибири активизировало борьбу местных людей против властей.

Наиболее значительным движением в сибирских городах 1648 г. было восстание в Томске, не раз освещенное в литературе. В 40-е годы XVII в. периодические неурожаи ухудшили и без того тяжелое положение служилых людей Томска. Служба и необходимость ведения сельского хозяйства создавали большие трудности.

Восстание в Томске началось за полтора месяца до московского и длилось свыше года. Хотя в основе восстания лежали противоречия крестьян и большей части приборных людей с феодальной администрацией и частью детей боярских, руководство движением захватила группа оппозиционно настроенных детей боярских, которые на место прежнего воеводы
О. Щербатого посадили И. Бунакова. Однако воевода И. Бунаков и его окружение преследовали лишь корыстные цели. По своим действиям и целям они практически не отличались от воеводы Щербатого. Бунаковцы расправились с группами плотников, казаков и холопов, выражавших недовольство их действиями и стремившихся к углублению восстания. В середине июля томичи (казаки) сделали попытку привлечь на свою сторону жителей других крепостей (крестьян и казаков).

В Кузнецке, Нарыме, Верхотурье, Енисейске пытались повторить томский вариант отстранения воеводы от власти. Это создавало серьезную угрозу правительству. Однако отсутствие четких целей у основной силы — крестьян и приборных людей, захват инициативы детьми боярскими, несинхронность выступлений помешали их сколько-нибудь прочному успеху.

Томское восстание показало, какими временными и ненадежными попутчиками народных масс были отдельные группы «бунтарей» из среды детей боярских.

Оппозиционные настроения среди детей боярских и части казаков Сибири отражали оппозицию мелких феодалов крупным, спор за свою долю в общей феодальной ренте. Немногочисленные дети боярские использовали борьбу народных масс, основу которых составляли крестьяне и служилые люди по прибору.

Осенью 1648 г. слухи о московском восстании дошли до Чердыни и Соликамска, и там поднимался народ против зажиточных посадских людей. Начавшиеся еще в мае волнения в Нарыме вновь вспыхнули при известии о московском восстании.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги нашей работы, можно констатировать, Несмотря на всю свою разноликость, городские восстания XVII в. имели общероссийское значение. Главной их пружиной была борьба тяглых слоев города, а иногда и уезда – посадских, приборных людей, крестьян. Основной удар был направлен против представителей власти, феодальных кругов и верхушки посада. Движения в городах были бурными, по, как правило, непродолжительными.

Народные движения XVII в. имели специфические региональные особенности, обусловленные составом населения отдельных областей. В ходе московского восстания проявилось сложное переплетение накопившихся противоречий и острой внутрисословной борьбы как на посаде, так и в среде феодалов. Значение этого восстания состоит в том, что известие о нем придавало уверенность восставшим в правоте своего дела, наполняло разрозненные выступления на местах общим смыслом.

В движениях на юге выявилось промежуточное положение служилых людей, испытывавших на себе и силу феодального гнета со стороны государства, и тяготы службы. Многочисленными были столкновения в гарнизонах крепостей, часто направленные против служилой верхушки.

В Сибири, где служилый элемент в городах превалировал, посады были слабы, а крестьянство разобщено, инициативу в восстаниях легко захватывали служилые по отечеству (городовые). Как показала история томского восстания, их действия не были последовательными и не могли привести к успеху.

Всего за период с 1630 по 1650 г. восстания охватили до 30 городов, из них 21 произошло в 1648 - 1650 гг.

Информация о работе Городские восстания в России в XVII веке