Государственная религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в

кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у

неудобопроходимых рек, болот  и озер, устраивают в своих жилищах  много выходов

вследствие случающихся  с ними опасностей.  Опытны они  также и в переправе

через реки, превосходя в  этом отношении всех людей. Мужественно  выдерживают

они пребывание в воде, так  что часто некоторые из остающихся дома, будучи

застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они

держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие

до поверхности воды, а  сами, лёжа навзничь на дне,  дышат  с помощью их и

выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого

подозрения... Поскольку у  них много вождей и они не согласны друг с другом,

нелишне некоторых из них  прибирать к рукам с помощью  речей или даров, в

особенности тех, которые  ближе к имперским границам, а  на других нападать".

Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или князья, а

скорее предводители военных  дружин. Дружины всегда шли впереди  своего народа,

нередко углубляясь в своих  походах во вражескую территорию, как бы готовя её

к славянской колонизации.

 

                      Славяно-Русское язычество                           

     а) Классификация и общие сведения.

    

«Я


 

зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной

среде для обозначения  всего нехристианского, дохристианского. Этим термином

должны были покрываться  самые разнородные и разного  исторического уровня

религиозные проявления: и  мифы античного мира, и представления  первобытных

племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов и

домусульманская религия татар.

Славяно-русскую часть  общечеловеческого языческого массива  нельзя понимать

как обособленный, независимый  и только славянам присущий, вариант  первобытных

религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по

этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим

чертам.

Главным, определяющим материалом для изучения язычества является

этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские

игры,  волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней  мифологии и эпоса;

важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические

материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив  истории

познания мира и природных  явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные  данные с надежными хронологическими ориентирами,

имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья

металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно

уловить динамику языческих  представлений, выявить стадии и  фазы их развития.

В самом начале 12 в.  современник Владимира Мономаха  предложил периодизацию

славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

     1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и

деливший духов на враждебных и благожелательных.

     2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически

две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого,

ставшие в дальнейшем матриархальными  богинями аграрного плодородия.

     3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в

дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При

создании государства  Киевской Руси Перун стал первым, главным  божеством в

княжеско-государственном  культе 10 в.

     4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало

существовать, отодвинувшись  на "украины" государства.

Праславянское общество  в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную половину

общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой

эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период,

завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность

обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов -

кочевников (3 в. до н. э.) и  вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого

периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с  внешними

событиями, а с уровнем  развития самого славянского общества. Таким рубежом

являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями  новых

явлений: во-первых, славяне  перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды

(авар, хазар, печенегов)  встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне

осуществили военную колонизацию  балканских владений Византии; в-третьих,

славяне начали мирную колонизацию  лесной зоны Восточной Европы. В  этом

периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые

отражают потребность  в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях".

Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких  священных предметов, как

плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена

славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся

навсегда.

     б) Мир в представлениях древних славян.

    

М


 

ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и

подземно-водной зоны.

У многих народов земля  изображалась как округлая плоскость, окруженная водой.

Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих

землю, что, может быть, архаичнее  и локальнее — где бы человек  ни был, он

всегда находился между  каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его

ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские

представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли.

Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится  хрустальный

дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение

позднейшего знакомства с  Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может

быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят  рыбу, плавают на

кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами;

отсюда, от морских берегов  Змей Горыныч, олицетворение степняков,

направляется в свои налеты на  Русь. Это — реальное историческое черноморско-

азовское море, издавна  известное славянам и даже носившее временами название

"Русского моря". До  этого моря от лесостепной  окраины славянской прародины

или, что то же самое, от южной окраины славянских царств можно доскакать

"скорою ездою", как  говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.

Для язычников был очень  важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая

урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни

растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд  обрядов и заклинаний.

Здесь почти неощутима  грань с воображаемым подземным  сказочным миром. Богиней

плодоносящей земли-почвы, "матерью урожая" была Макошь, введенная в 980 г. в

пантеон важнейших русских  божеств, как богиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости  от системы хозяйства, по-разному  воспринималось

первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как  бы плоским,

одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь  лишь

плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники

мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной  тайге,

поневоле обратились к  нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться  в лесной

пуще во время длительного  преследования оленей. Было сделано  важное

астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного  количества

медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда

указывающая Север.

Представления земледельцев о небе и его роли в природе  и в человеческой жизни

существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам  нужно было

знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные",

содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса

испарения земной воды, образования  облаков и тумана ("росы") привела  к

своеобразному представлению  о постоянных запасах воды где-то высоко над

землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое  время, может

принять вид туч и пролиться  на землю в виде дождя, "утучнить" ее и

содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений  о хозяине

небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В

дополнение к двум архаичным  рожаницам появился могущественный Род, повелитель

неба и всей Вселенной, великий жизнедавец, вдувающий жизнь во все живое

посредством дождевых капель.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света  и тепла и условие

произрастания всего в  природе, но здесь был исключен элемент  случайности,

элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением  закономерности.

Весь годичный цикл языческих  обрядов был построен на четырех  солнечных фазах

и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех

веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму.

Древние славяне, как и  многие другие народы, принимали геоцентрическую  модель

мира.

В представлениях славян-язычников  о подземно-подводном ярусе мира тоже много

общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после

таяния гигантского ледника  континенты были затоплены морями и  озерами, быстро

менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи,

необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с  точки зрения

того, какой резкий перелом  должен был произойти в человеческом сознании при

таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

Важной частью представлений  о подземном мире является общечеловеческая

концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет

ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение  солнца

осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда

действующей фигурой был  подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на

западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей

влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

     в) Обряд погребения.

    

О


 

собое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении

длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов

погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение

скорченных трупов, которым  искусственно придавалось положение  эмбриона в

чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего

и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в

бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности.

Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный  новыми

воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь  в каком-либо другом

существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в воздушное пространство

неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа

приобщалась к небесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не

было искусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой

стороны, благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей,

рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в

землю и постройки над  погребением модели дома, "домовины". Много времени

спустя, в 9 - 10 вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди

некоторой части русской  знати в третий раз появился обряд  простого

захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием

возобновившихся связей с  христианской Византией. Но как только началась

многолетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто  вернулось

к кремации. Курганы эпохи  Святослава, преследовавшего христиан, были

грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых

должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех

- пяти тысяч квадратных  километров!

Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед  Ибн-Фадлан во время

поездки в качестве посла  багдадского халифа в Волжскую Болгарию в своем

сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его в могиле и покрыли

ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их

сшивания.

А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его

в него и сжигают его. Что  же касается богатого, то собирают то, что у него

имеется, и делят это  на три трети, причем (одна) треть  – для его семьи,

Информация о работе Государственная религия