Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:24, реферат
Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного
(одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть,
чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка
будет сожжена вместе со своим господином.»
г) Волхвы.
С |
лавянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в
первые два столетия ее формирования (9 - 10 вв.), когда культ Перуна, бога
грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской
Руси.
Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Жрецы еще не
выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили
представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об
избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг
заботились вольнопрактикующие волхвы или волшебники. В составе всего их
сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители",
те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями
создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей
средствами народной медицины, "волхвы-хранильники", руководившие сложным
делом изготовления разного рода амулетов и оберегов и, очевидно,
орнаментальных символических композиций. Творчество этой категории волхвов
могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим
одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с
богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на
конях "с золотой сохой" и многочисленными символическими узорами.
Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощун"
- мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей
называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" -
рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов существовали и женщины -
колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы и "потворы".
д) Пантеон языческих богов.
О |
коло полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой
системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху
Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой
религией, а язычество
было реформировано и
Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения
первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в
соответствие с новым уровнем государственной жизни.
К концу 10в., в результате реформ, целью которых было объединение всего
государства под властью одного человека, на Руси складывается пантеон
Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшинства
и каждому из них были
условно противопоставлены
святые.
ПЕРУН Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, бог
грома и молний, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на
Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10вв.
как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку
Илье.
СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее
первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому
богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует
Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на славянском Олимпе. Другие высшие
боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались его сыновьями, -
«Сварожичами».
ДАЖДЬ-БОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,
солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному
Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Даждьбог и Стрибог оба
были небесными богами. Даждь-бог: слово, которое прежде переводили «палящий
бог», а теперь переводят как «дай богатство».
МОКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней
служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть
приравнена к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей.
Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".
СЕМАРГЛ - Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель
побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра".
Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое
отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
ХОРС - Божество солнечного светила. Представлял собою некое
неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны
ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса
к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.
ВЕЛЕС – Скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с
христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом.
В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит
общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог
грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние
божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Мокошь и Дажьбог. В третий
разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Даждьбога,
и Семаргл - Мокошь.
е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.
К |
ультура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под
влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно
Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их,
но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины
веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о
прекрасном.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью,
скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении
культуры и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в
городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до
нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений
в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах,
серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью
витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кощеевой смерти",
о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки,
грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только
функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась
изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала
многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором,
земле соответствовала обувь и т. д.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти
утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно
увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода
двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и
языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние
славянские символы.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате
многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором
отражались их верования и быт:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купалы - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв, для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
12. Рождение нового солнца. (Новый год)- конец декабря,
начало января.
14.
Победа солнца над зимой –
«смертью», олицетворявшейся
в виде женского божества Марены.
Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, теплого лета с
холодной зимой, светлого дня с ночью – этот сюжет проходит через все
представления арийцев. Подобно другим арийским народам, славяне представляли
себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной
победы одной из них.
И |
Из всего этого мы можем сделать вывод об общем положении религии у славян на данный промежуток времени до момента принятия христианства, а также о ее роли и влиянии впоследствии.
1. Жрецы еще не выделились в особое, обособленное по своим функциям,
месту проживания и отличительным признакам сословие.
2. Место жертвоприношения и поклонения богам, славянское «капище», не превратилось в храм даже тогда, когда на этом месте стали ставить изображения богов, языческие «идолы».
3. Славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа, не
стала учением, а значит,
не могла выполнять свою функцию
по объединению людей разных племен
под управлением
4. Богов не отделили еще от явлений природы, они продолжали сливаться со стихиями и во время появления христианства.
Но, несмотря на столь ранее, по отношению к ''молодой'' неустоявшейся
языческой религии, принятие более канонической христианской, с ее догмами и упорядоченностью, язычество так и не удалось искоренить из умов и души народа.
Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов». Но даже такое смешение языческих понятий с христианскими не заставило славян забыть первоначальное значение своих богов. Перун, превратившийся в святого Илью, разъезжающего по небу в своей колеснице, не перестал быть богом-громовником.
До сих пор сохранился обычай языческого празднования святок, получивший у славян греко-римское название «коляды» (calendae, т.е. первый день месяца).
До сих пор сжигают чучело Марены, красят яйца весной, хотя сам первоначальный смысл утрачен.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ..................... 1-2
2. Древнейшие цивилизации на территории Руси ...... 3-5
3. Происхождение славян .............. 6-7
4. Славяно-Русское язычество ............ 7-16
а) Классификация и общие сведения .. ... 7-9
б) Мир в представлениях древних славян... 9-11
в) Обряд погребения........... 11-12
г) Волхвы................. 12-13
д) Пантеон языческих богов.......... 13-14
е) Влияние язычества на культуру и быт
Восточных Славян........... 15-16
5. Вывод ..................... 17
Список литературы
1. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до
XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –
Междунар. отношения, 1994
2. Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.
3. Карамзин Н.М. История
государства Российского/
Калуга: Золотая аллея, 1994.
4. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.