Государственная религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

(одна) треть на то, чтобы  на нее скроить для него  одежды, и (одна) треть,

чтобы на нее приготовить  набиз, который они пьют до дня, когда его девушка

будет сожжена вместе со своим господином.»

     г) Волхвы.

    

С


 

лавянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в

первые два столетия ее формирования (9 - 10 вв.), когда культ  Перуна, бога

грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской

Руси.

Особую роль здесь сыграло  жреческое сословие древней Руси. Жрецы еще не

выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам  приносили

представители родовых союзов; а о сношениях с низшими  демонами земли, об

избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг

заботились вольнопрактикующие волхвы или волшебники. В составе  всего их

сословия было много различных  разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители",

те, которые должны были предсказывать  и своими магическими действиями

создавать необходимую людям  погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей

средствами народной медицины, "волхвы-хранильники", руководившие сложным

делом изготовления разного  рода амулетов и оберегов и, очевидно,

орнаментальных символических  композиций. Творчество этой категории  волхвов

могут изучать как археологи  по многочисленным древним украшениям, служившим

одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с

богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на

конях "с золотой сохой" и многочисленными символическими узорами.

Интереснейший разряд волхвов  составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощун"

-  мифов, хранители  древних преданий и эпических  сказаний. Сказителей

называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" -

рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов существовали и  женщины -

колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы и "потворы".

     д) Пантеон языческих богов.

    

О


 

коло полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой

системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху

Святослава, в связи с  войнами с Византией, христианство стало гонимой

религией, а язычество  было реформировано и противопоставлено  проникавшему на

Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения

первобытной языческой религии  с её племенными культами и приведения её в

соответствие с новым  уровнем государственной жизни.

К концу 10в., в результате реформ, целью которых было объединение  всего

государства под властью  одного человека, на Руси складывается пантеон

Владимира, где языческие  божества были расставлены в порядке  их  старшинства

и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские

святые.

     ПЕРУН Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, бог

грома и молний, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на

Балканы  в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10вв.

как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку

Илье.

     СТРИБОГ   -   Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее

первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому

богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует

Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на славянском Олимпе. Другие высшие

боги, по свидетельству некоторых  древних рукописей, считались его  сыновьями, -

«Сварожичами».

     ДАЖДЬ-БОГ  -  Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,

солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует  античному

Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Даждьбог и Стрибог оба

были небесными богами. Даждь-бог: слово, которое прежде переводили «палящий

бог», а теперь переводят  как «дай богатство».

     МОКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней

служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть

приравнена к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей.

Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

     СЕМАРГЛ  -  Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель

побегов и зеленей. В более  широком смысле - символ "вооружённого добра".

Посредник между верховным  божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое

отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

     ХОРС -  Божество солнечного светила. Представлял собою некое

неотделимое дополнение к  образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны

ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса

к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

     ВЕЛЕС – Скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с

христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом.

В итоге появляются как  бы три разряда богов: на первом месте  стоит

общегосударственный княжеский  бог Перун, воспринимаемый не только как бог

грозы, но и как бог  оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние

божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Мокошь и Дажьбог. В третий

разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Даждьбога,

и Семаргл - Мокошь.

     е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.

    

К


 

ультура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под

влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно

Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их,

но применяла к своим  культурным традициям, к своему дошедшему  из глубины

веков народному опыту, пониманию  окружающего мира, своему представлению  о

прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью,

скульптурой, музыкой, развивали  ремёсла. Здесь важную роль в изучении

культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях  древних городов показывают всё  разнообразие быта в

городской жизни. Множество  найденных кладов и вскрытые могильники донесли до

нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских  украшений

в найденных кладах, сделало  доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах,

серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью

витиеватого растительного  орнамента они могли рассказать о "Кощеевой смерти",

о смене времён года, о  жизни языческих богов... Неведомые  звери, русалки,

грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только

функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась

изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала

многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором,

земле соответствовала обувь  и т. д.

К сожалению, почти вся  языческая архитектура была деревянной и для нас почти

утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно

увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода

двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского  святого и

языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест  и древние

славянские символы.

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате

многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором

отражались их верования  и быт:

     1. Праздник первых ростков - 2 мая.

     2. Моления  о дожде - с 20 по 30 мая.

     3. Ярилин день - 4 июня.

     4. Моления  о дожде - с 11 по 20 июня.

     5. Праздник  Купалы - 24 июня.

     6. Моления  о дожде - с 4 по 6 июля.

     7. Отбор  жертв, для праздника Перуна - 12 июля.

     8. Моления  о дожде - с 15 по 18 июля.

     9. Праздник  Перуна - 20 июля.

     10. Начало жатвы - 24 июля. Моления  о прекращении дождей.

     11. "Зажинки", окончание жатвы  - 7 августа.

     12. Рождение нового солнца. (Новый  год)- конец декабря,    

     начало  января.

     14. Победа солнца над зимой –  «смертью», олицетворявшейся    

     в   виде женского божества Марены.

Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, теплого лета с

холодной зимой, светлого дня с ночью – этот сюжет  проходит через все

представления арийцев. Подобно  другим арийским народам, славяне представляли

себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и  поочередной

победы одной из них.

    

И


 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВЫВОД

Из всего этого мы можем  сделать вывод об общем положении  религии у славян на данный промежуток времени до момента принятия христианства, а также о ее роли и влиянии  впоследствии.

     1.  Жрецы еще не выделились в особое, обособленное по своим функциям,

месту проживания и отличительным  признакам сословие.

     2.    Место жертвоприношения и поклонения богам, славянское «капище», не превратилось в храм даже тогда, когда на этом месте стали ставить изображения богов, языческие «идолы».

     3.  Славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа, не

стала учением, а значит, не могла выполнять свою функцию  по объединению людей разных племен под управлением централизованной власти, в чем так нуждались  восточные славяне в X – XII веках.

     4. Богов не отделили еще от явлений природы, они продолжали сливаться со стихиями и во время появления христианства.

Но, несмотря на столь ранее, по отношению к ''молодой'' неустоявшейся

языческой религии, принятие более канонической христианской, с ее догмами и упорядоченностью, язычество так и не удалось искоренить из умов и души народа.

Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своих  богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение  «бесов». Но даже такое смешение языческих  понятий с христианскими не заставило славян забыть первоначальное значение своих богов. Перун, превратившийся в святого Илью, разъезжающего по небу в своей колеснице, не перестал быть богом-громовником.

До сих пор сохранился обычай языческого празднования святок, получивший у славян греко-римское  название «коляды» (calendae, т.е. первый день месяца).

До сих пор сжигают  чучело Марены, красят яйца весной, хотя сам первоначальный смысл утрачен.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ                                  

1.    Введение .....................  1-2

2.    Древнейшие цивилизации  на территории Руси ......   3-5

3.    Происхождение  славян  ..............   6-7

4.    Славяно-Русское  язычество ............ 7-16

     а) Классификация и общие сведения .. ... 7-9

     б) Мир в представлениях древних славян... 9-11

     в) Обряд погребения...........  11-12

     г) Волхвы.................   12-13

     д) Пантеон языческих богов..........  13-14

     е) Влияние язычества на культуру и быт

     Восточных  Славян........... 15-16

5.    Вывод ..................... 17

                            Список литературы                           

1. Хрестоматия по истории  России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших  времен до

XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –

Междунар. отношения, 1994

2. Рыбаков Б.А.  Мир истории.  М., 1984.

3. Карамзин Н.М. История  государства Российского/Примеч. А.М.  Кузнецова –

Калуга: Золотая аллея, 1994.

4. Седова М.В. Восточные  славяне в 6-13 вв. М., 1982.

    


Информация о работе Государственная религия