Государственная служба в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:40, реферат

Краткое описание

В данной работе я буду рассматривать создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. В заключение работы попытаюсь дать сравнительный анализ развития и функционирования института гражданской службы названных стран. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы; американские, английские, немецкие и французские политологи внесли весомый вклад в создание и развитие административно - государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ГЕРМАНИИ 4
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В США 8
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ВО ФРАНЦИИ 12
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат осн гос и муп упр.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 Вместе с тем  продолжает существовать концепция  «нейтральности» гражданской службы. Известный английский политолог  Д.Гарнер в своей книге «Великобритания:  центральное и местное управление»  сформулировал эту концепцию  так: «Гражданские служащие обязаны хранить верность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить правительствам, придерживающимся различных политических убеждений».

 Основное требование, предъявляемое к гражданским  служащим, - это лояльность. Как нарушение  ее рассматривается членство в «левых» партиях. В Циркуляре 1953 г. прямо сказано, что гражданские служащие должны сохранять сдержанность в политических вопросах.

 Набор на кадровую  службу входит в компетенцию  Комиссии по делам гражданской  службы (образована в 1855 г.). Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Экзамен основан на программах ведущих университетов – Оксфорда и Кембриджа, что на практике ведет к тому, что именно эти университеты поставляют большую часть кандидатов на руководящие посты.

 Для набора в  административный класс принимаются  заявления от выпускников университетов  в возрасте 20-28 лет. При наборе  чиновников в третью группу  формально не требуется отвечать  каким-либо образовательным цензам, но рассчитывать на успех могут лишь те, кто получил образование, соответствующее программе экзамена.

 С 1971 г. экзамен  проводится по так называемому  «методу II». Он включает три  ступени: письменные доклады по  общим предметам, тесты и интервью (в управлении по окончательному отбору гражданских служащих). Переподготовку гражданские служащие проходят в колледже по обучению гражданских служащих, основанном в 1970 г. Колледж работает под общим руководством министерства по делам гражданской службы и строит свою работу, исходя из общей задачи усиления специализации в деятельности административного управления. В колледже обучаются служащие министерств и другие должностные лица, работающие в государственном секторе.

 Продвижение по  службе осуществляется в трех  основных группах по-разному. Административные и политические руководители назначаются министерством по делам гражданской службы. При министерстве существует специальный отборочный комитет по назначению руководящего состава гражданской службы. Комитет имеет конфиденциальный список всего штата высших администраторов, составленный при помощи ЭВМ, куда входят данные об образовании, профессии, стаже. При этом комитете существует специальная группа, которая занимается рассмотрением вопроса о продвижении по службе высших администраторов.

 Английская система  продвижения по службе отличается  жесткостью на всех уровнях.  Возможности перехода из одного  министерства в другое и из  одной группы в другую очень  ограничены. Большое значение традиционно  придается старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам.

 Вся система найма,  обучения и продвижения по  службе в Великобритании организована  так, чтобы создать тип профессионального  управленца, администратора широкого  профиля (как уже отмечалось, аналогичная система доминирует и во Франции).

 Сегодня в Великобритании  около 25% государственных чиновников  – это специалисты в различных  областях права, экономики, науки  и техники. Значение таких специалистов  постепенно растет: они составляют  около 60% руководителей госаппарата. Например, число профессиональных экономистов непосредственно в аппарате правительства возросло с 1963 по 1980 гг. в 20 раз – с 19 до 400 человек. Достаточно часто используется «интегральная иерархия», когда специалисты и администраторы работают рука об руку под единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают дженералисты – профессиональные управленцы, - их около 75%.

 Основными нормативными  актами, регламентирующие деятельность  государственных служащих Великобритании  являются Циркуляр 1953 г., доклад Фултона «Государственная служба» 1968 г. и Программа М. Тэтчер 1988 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Понятие «государственная  служба» используется почти во  всех Конституциях стран –  членов Европейского Союза. Исключение  составляет Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная» Конституция, вместе с тем, и в этой стране разработано множество нормативных актов, имеются конституционные основы гражданской службы. Правительственная комиссия Великобритании при организации института государственной службы опиралась на опыт США и Франции, поэтому, несмотря на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы становления службы во многом схожи с этими странами.

 В Конституции Франции  и Германии определены четко важнейшие вопросы организации и функционирования государственной (публичной) службы (профессионального чиновничества). В этих Конституциях сформулированы формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции парламента и правительства по разработке норм, применяемых чиновникам.

 Следует подчеркнуть,  что в отличие от США и  Германии, где господствует концепция  специализации служащего в госаппарате,  во Франции и Великобритании  превалируют положения о необходимости  широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических функций. Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные функции.

 В политической  области французская правовая доктрина представляет наиболее выраженный характер. Благодаря Общему статусу французские чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем государственные служащие Великобритании, Германии и США. Например, западногерманское, американское и английское право предполагает обязанность верности чиновников государственной власти. Во Франции, напротив, в личном деле чиновников не может быть упоминания о его политических, религиозных или философских взглядах.

 В Германии система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на двух принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения.

 В США более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. Здесь существует также патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении государственной службы имеется свой план продвижения по службе.

 Во Франции также как и в США, поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия подбирается из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих.

 В Великобритании основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит в компетенцию «Комиссии по делам гражданской службы». Английская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены.

 Из рассмотренных  стран более жесткие требования  в смысле политической беспристрастности,  продвижения по службе и уровню  образования предъявляются в  Великобритании. В целом институт  государственной гражданской службы  в каждой из рассмотренных  стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран – публичная служба.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Государственное право Германии. Под ред. Топорник. – М., 19941.                                                                                                                                            

2. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М., 1998. 3.          

3.  Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.

4.  Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. 

     Прогресс, 1982.

5. Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова.             

       Норма-Инфра-М., 2000.

6.  Пронкин С.В., Петрунина О.Е.Государственное управление

     зарубежных стран. – М., 2001.

7. Василенко И.А. Административно-государственное управление в

     странах Запада. – «Логос»., 2001.


Информация о работе Государственная служба в зарубежных странах