Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:05, реферат
Большинство крестьян – общинников были еще лично свободными. Однако нам известно и несколько категорий зависимого населения: закупы (отрабатывали взятую ссуду – «купу»), рядовичи (работали по договору – «ряду»), холопы и челядь (домашние рабы), смерды (княжеские данники). Холопами – рабами становились пленники, женившиеся на холопках, добровольно продавшие себя в холопы или закупы, пытавшиеся бежать от господина.
Государственное управление в древнерусских княжествах XII – начала XIII веков
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Факультет:
Кафедра: Государственное и муниципальное управление
РЕФЕРАТ истории государственного управления
ТЕМА: «Государственное управление в древнерусских княжествах
Содержание
Государственное управление в древнерусских княжествах
В конце X – начале XII вв. на Руси окончательно утвердились феодальные отношения, в основе которых лежала эксплуатация зависимого населения знатью, присвоившей значительную часть земельного фонда. За пользование его землей феодал требовал определенную ренту (оброк). В то же время он обеспечивал земледельцу защиту от внешней опасности и помощь в случае неурожая.
Основой экономики оставалось сельское хозяйство. К XI в . Господствующим стало пашенное земледелие различных типов. Было уже известно двуполье и трехполье, что привело к увеличению урожаев. Сохраняли свое значение скотоводство, рыболовство и другие промыслы.
Города, число которых быстро росло, становятся центрами ремесла и культуры. Возрастает их значение и как политических центров Древнерусского государства.
Основной хозяйственной ячейкой общества являлась вотчина – наследственное земельное владение князей и бояр («от отца»). Существование вотчины обеспечивалось господством натурального хозяйства (практически всё, необходимое для жизни, производится внутри вотчины, торговля развита очень слабо). В каждой вотчине имелся тиун – управитель хозяйства, огнищанин – управитель дома, подьездной – сборщик налогов для боярина. Боярская усадьба была укреплена и часто называлась «градом», то есть крепостью. Ряд крупных феодалов пользовался правом иммунитета,(представители князя не могли осуществлять в их владениях суд и собирать налоги).
После принятия христианства особым видом земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. Монастырские вотчины, принадлежавшие коллективному владельцу, не дробились, а напротив непрерывно росли.
Большинство крестьян – общинников были еще лично свободными. Однако нам известно и несколько категорий зависимого населения: закупы (отрабатывали взятую ссуду – «купу»), рядовичи (работали по договору – «ряду»), холопы и челядь (домашние рабы), смерды (княжеские данники). Холопами – рабами становились пленники, женившиеся на холопках, добровольно продавшие себя в холопы или закупы, пытавшиеся бежать от господина.
На протяжении X – XII вв. Происходит формирование господствующего класса. Процесс централизации власти привел к усилению роли киевских князей, ставших полноправными правителями страны. Значительная часть племенных князей вошла в их дружину. Соответственно возросла и роль совета дружинников Киевского князя – Боярской Думы. Дружина, делившаяся на старшую (бояре) и младшую (гриди, отроки), все больше становится рычагом государственной власти. Дружинники получали от князя право на доходы с определенной территории государства. Выделяются сильные боярские фамилии оказывавшие определенное влияние на государственные дела. Экономическим фундаментом их могущества были вотчины.
Примерно в это время складывается и торгово-ремесленная верхушка русских городов, заинтересованная в устойчивости княжеской власти. Специфическим слоем господствующего класса становится «церковная аристократия».
Новым этапом в развитии Древнерусского феодального государства становится княжение Владимира Святославовича.
Еще при жизни Святослав распорядился отдать своему Ярополку Киев, Олегу –древлянские земли, а Владимиру – Новгород. Владимира в расчет практически не принимали, так как матерью его была ключница Малуша. После смерти Святослава встал вопрос о неизбежности сосредоточения власти в одних руках. Новгород дал Владимиру денег на большой отряд варягов – наемников. Средств на то ,чтобы взять Киев не жалели. С 980 г. Владимир I стал князем Киевским (980 - 1015). Былины называют его Красно Солнышко, а русская церковь – Владимир Святой.
Свое правление новый князь начал с меры крутой и неожиданной – изгнал варягов не только из Киева, но и вообще из Руси. Изгнание варягов обеспечило ему популярность, а русское войско стало отныне формироваться на национальной основе.
Около 980 г. Владимир попытался создать в Киеве нечто вроде пантеона главных языческих богов. Но вряд ли этот пантеон мог иметь успех. Идейная борьба в Киеве между христианами и язычниками становилась все острее. Владимир – опытный воин, дипломат, начитанный человек – должен был разрешить этот спор. Он понимал, что культ Перуна становится все более не популярным. Князь не мог не считаться с общественными настроениями в столице. Летопись подробно описывает, как Владимир принимал представителей разных религий, выбирая «истинную веру». Но, по сути, выбор его был предопределен всем ходом развития Руси. Уже более 100 лет в ней существовало именно восточное христианство, которое как нельзя лучше соответствовало развивающимся на Руси общественным отношениям.
Точную дату объявления христианства государственной религией Руси мы не знаем – вероятнее всего, это было в 988 или 989 гг. (даты в источниках расходятся) Становление феодального общества повсеместно сопровождалось принятием христианства, и в этом общеевропейском процессе крещение Руси лишь один из фактов. Христианство способствовало укреплению древнерусского государства, подняло его международный авторитет, оказало исключительно большое влияние на развитие письменности, литературы, архитектуры, живописи.
Владимиру I удалось также создать эффективную систему обороны от печенегов. Он построил ряд крепостей по рекам Стугне, Сейму и Суле. С помощью дымовых сигналов о нападении врага уже через несколько часов узнавали в Киеве. Для несения гарнизонной службы в эти крепости переселялись люди из северных областей Руси. Именно тогда возник цикл былин, воспевавших «заставы богатырские». Владимир I начал также чеканку собственной русской монеты – золотой и серебряной.
У Владимира было 12 сыновей. После его смерти в 1015 г. Киевским князем стал Святополк, прозванный Окаянным за развязывание междоусобной войны против своих братьев. Правивший в Новгороде Ярослав прекратил выплату дани Киеву. Святополк тем временем убил своих братьев Бориса и Глеба (они станут первыми святыми, канонизированными русской церковью) и нанял в Польше войска для борьбы с Ярославом. Ярослав, опиравшийся на поддержку Новгорода и наемные варяжские отряды, одержал победу в 1016 г. у г. Любеча. Святополк бежал в Польшу, но через 2 года вновь занял Киев. Ярославу удалось отвоевать столицу лишь в 1018 г. Он стал княжить под именем Ярослава Мудрого (1018 - 1054).
В 1024 г. в битве при Листвене Ярослав столкнулся с войском еще одного из своих братьев – Мстислава. Победу одержал Мстислав, но он просил побежденного Ярослава о мире. До 1036г. (до своей смерти) Мстислав княжил в Тмутаракани и Чернигове. В 1036 г. Ярослав принял власть над всей Русью, заключив соглашение в Новгородом и Черниговым. Ряд историков считает этот факт (компромисс, основанный на признании отдельными областями Руси верховной власти князя Киевского) самым великим достижением Ярослава Мудрого.
Значительное внимание уделял Ярослав православной церкви. Одним из первых на Руси стал Киево-Печёрский монастырь, основанный св. Антонием. Русская церковь стремилась добиться независимости от Византии, и при Ярославе митрополитом всея Руси впервые стал русский Илларион.
С именем Ярослава Мудрого связан и первый русский письменный свод законов «Русская Правда». Факт создания «Русской Правды» свидетельствует о высоком уровне развития феодальных отношений (необходимость кодификации правовых установлений). Круг упоминаемых в «Правде Ярослава» преступлений еще не велик: убийство, разные виды побоев, укрывательство беглого холопа, порча чужой одежды. Кровная месть заменялась денежным штрафом-вирой. Ряд преступлений передавался церковному суду: колдовство, богохульство.
Активной была внешняя политика Ярослава. В этот период Киев часто подвергался набега печенегов. Но в 1036 г. Ярослав разбил печенежское войско. В память об этом событии в Киеве был заложен храм св. Софии. Киев при Ярославе стал одним из самых богатых и красивых городов Европы. Горожане пользовались различными льготами, что привлекало сюда население. Здесь жили ремесленники почти 60 специальностей. В монастырях собирались книги, развивалось иконописание.
Киевская Русь при Ярославе Мудром пользовалась огромным международным авторитетом. Особенно наглядно это проявлялось в династических браках. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, сестру он выдал замуж за польского короля, дочерей – французского, норвежского и венгерского королей, сыновей женил на византийской, польской и германской принцессах. По сути, в Европе не осталось ни одного королевского дома, не имевшего родственных связей с князем Киевским.
На протяжении XI начала XII вв. на Руси происходил переход от языческих и племенных мятежей к социальному протесту. Часто такие выступления проходили под религиозной оболочкой. Так, в 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло восстание против местной знати, прятавшей запасы хлеба. Это выступление направляли волхвы – служители языческого культа. На подавление восстания отправился сам Ярослав.
После смерти Ярослава государством совместно правили три его сына – Ярославичи (1054 – 1068). Изяслав – сторонник западнической ориентации, княжил в Киеве; Святослав, придерживавшийся национальной группировки, - в Чернигове; глава провизантийской группировки Всеволод – в Ростове и Переяславле. В 1068 г. князья совместно выступили против половцев – народа, который в середине XI века пришел на Нижнюю Волгу из Казахстана и Средне Азии. Русское войско потерпело поражение на р. Альте. Возмущенные киевляне потребовали от князя оружия для защиты города. Но князь отказался доверить оборону народному ополчению, что и явилось поводом к мощному восстанию в Киеве. Восставшие разгромили княжеский двор, Изяслав и Всеволод бежали в Польшу. Киевляне освободили из тюрьмы заточенного туда братьями Всеслава и провозгласили его князем. Но Всеслав вскоре покинул Киев, а Изяслав привел из Польши войско и подавил восстание. Однако в 1073 году Изяслав вновь был изгнан из Киева, а престол занял Святослав Черниговский. Но ему не удалось ни установить мира с половцами, ни восстановить былые отношения с Византией.
Крупным выступлением начала 70-х гг. XI в. стало восстание в Ростовской земле и в Новгороде. В ответ на эти выступления появилось дополнение к «Русской Правде», известное как «Правда Ярославичей». Принятие ее свидетельствует о формировании в целом социальных и экономических основ феодального общества. Отныне штрафы дифференцировались. За убийство огнищанина, например, штраф был в 16 раз выше, чем за убийство смерда. Специальные штрафы ограждали княжескую собственность: землю, амбары и т.п.
В 1076 г. Святослав Черниговский умер. По закону Ярослава Мудрого наследовать ему должен был не сын, а следующий по старшинству брат. Но встал вопрос о законности захвата власти Святославом. Сыновья Святослава – Олег и Роман стремились вернуть Черниговский престол отца. В 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве погиб князь Изяслав, а в Киеве воцарился Всеволод. К этому времени он отошел от своих провизантийских взглядов, заключил союз с императором Священной Римской империи Генрихом IV, отдав ему в жены свою дочь Евпраксею. Но княжна вскоре вернулась в дом отца, союз с Запалом не сложился. После смерти Всеволода в 1093 г. киевским князем стал Святополк II Изяславович. Он развязал войну с половцами, в которой активную помощь ему оказал сын Всеволода – Владимир Мономах, взявший в 1111г. одну из половецких столиц – Шарухань. После этого значительная часть половцев откочевала на Северный Кавказ.
В конце XI – начале XII в. Княжеские усобицы практически не прекращались. В этих условиях важную роль играли феодальные съезды. Бояре и горожане зачастую выступали против князей, стремясь ограничить их произвол.
В 1097 г. княжеский съезд в Любече решил закрепить «отчины» за князьям, стремясь удержать их от дальнейших захватов чужих уделов. Но вскоре после съезда началась новая усобица.
В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславович. Он был связан с ростовщиками. Спекулировал солью, и после его смерти в Киеве началось восстание. Боярство и купечество приняли решение пригласить на киевский престол Владимира Мономаха (1113–1125гг.). Это был талантливый государственный деятель и военачальник, внук византийского императора Константина Мономаха (отсюда и его прозвище). Став киевским князем, Владимир Мономах ограничил взимание процентов за долги. Тот, кто взял в долг из 50 % годовых и за три года уплатил проценты, освобождался от возврата долга. Были также приняты меры по урегулированию взаимоотношений закупов с их господами и по охране прав купечества. Все это способствовало прекращению восстания.
Разрешил Владимир до конца половецкую проблему. Половцы, кочевавшие между Доном и Карпатами, вошли в состав Руси на правах автономии. Но исчезновение внешней угрозы привело к тому, что заинтересованность боярства и удельных князей в сильной центральной власти стала падать.
Мономах продолжал укреплять династические связи Руси – он женился на английской принцессе, а сестру выдал замуж за германского императора. С именем Владимира связывают появление короны русских царей – шапки Мономаха (на самом деле появилась намного позднее в XIV в.). Князь обладал и незаурядным литературным даром. Свидетельство тому его «Поучение чадам». Оно врядли обращено к его родным детям – они в это время были уже взрослыми. Скорее это рассуждение о предназначении государственного деятеля, об идеальном правителе.
Информация о работе Государственное управление в древнерусских княжествах XII – начала XIII веков