Государственное управление и самоуправление на белорусских землях в составе Российской империи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 01:13, контрольная работа
Краткое описание
Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» [3]. Поэтому народовластие в Беларуси традиционно рассматривается как основа политического процесса и главный принцип политической жизни. На сегодняшний день идеи принадлежности всей полноты власти в государстве народу, верховенства права, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение и признание практически во всем мире.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДОВЛАСТИЯ................................................................................................... 5 1.1 Понятие народовластия........................................................................................ 5 1.2 Теоретические основы народовластия ............................................................. 10 ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ПРОЯВЛЕНИЕ ЕЕ ФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .................................................................... 18 2.1 Референдум как важнейшая форма правового обеспечения демократии..... 18 2.2 Выборы как одна из основных форм демократии........................................... 25 2.3 Иные формы обеспечения непосредственной демократии ............................ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........
Соответствовать своему
социальному назначению выборы могут
лишь в том случае, если они базируются
на определенных принципах, в число которых,
с точки зрения права, входят следующие:
1) всеобщности выборов;
В соответствии с данным
принципом, все граждане, независимо от
пола, расовой, национальной, классовой,
социальной или профессиональной принадлежности,
имеют активное и пассивное право на участие
в выборах.
По общему правилу, данный
принцип ограничивается возрастным цензом,
который разрешает участие в выборах лишь
с определенного возраста, цензом недееспособности,
который ограничивает избирательные права
психически больных, а также моральным
цензом, который ограничивает или лишает
избирательных прав лиц, находящихся по
приговору суда в местах лишения свободы
[28, c. 139].
Данный принцип закреплен
и в ИК, согласно ч. 1 ст. 4 которого выборы
Президента Республики Беларусь, депутатов
Палаты представителей, депутатов местных
Советов депутатов и референдум являются
всеобщими, т.е. право избирать, участвовать
в референдуме имеют граждане Республики
Беларусь, достигшие 18 лет. В то же время,
ч. 2 указанной статьи ИК установлено изъятие
из данного принципа: в выборах не могут
принимать участие граждане, признанные
судом недееспособными, лица, содержащиеся
по приговору суда в местах лишения свободы,
а также лица, в отношении которых в порядке,
установленном уголовно-процессуальным
законодательством, избрана мера пресечения
в виде содержания под стражей [4].
Отметим также, что определенное
распространение в мировой практике получил
также ценз оседлости, выдвигающий в качестве
условия допуска к выборам определенный
срок проживания в данной местности или
в стране.
2). равенства;
Согласно данному принципу
каждый избиратель имеет только один голос,
который оценивается одинаково, независимо
от его принадлежности тому или иному
человеку. Здесь также предполагается
примерное равенство избирательных округов,
которое необходимо, чтобы голоса избирателей
имели приблизительно одинаковый вес
при избрании депутата. Так, согласно ст.
6 ИК, избиратели участвуют соответственно
в выборах Президента Республики Беларусь,
депутатов Палаты представителей, депутатов
местных Советов депутатов и референдуме
на равных основаниях, а каждый избиратель,
имеет один голос.
Данный принцип распространяет
свое действие и на выборы членов Совета
Республики, при которых каждый депутат
местного Совета депутатов базового уровня
имеет один голос [4].
3) тайный характер волеизъявления;
Этот принцип, согласно которому
решение конкретного избирателя не должно
быть кому-либо известно, обеспечивает
свободу выбора, предохраняет граждан
от возможных преследований, а также подкупа.
Он действует применительно лишь к пассивному
избирательному праву [26, c. 91]. Практически
тайна выборов обеспечивается закрытой
процедурой голосования, наличием специальных
кабин для голосования, стандартной формой
бюллетеней для голосования, включением
в них имен всех кандидатов и т.д.
Данный принцип закреплен
в ст. 9 ИК, согласно которой голосование
на выборах является тайным, а контроль
за волеизъявлением избирателей, участников
референдума в ходе голосования запрещается
[4].
4) прямота (непосредственность)
волеизъявления;
В соответствии с данным
принципом избиратель принимает решение
непосредственно о конкретном кандидате
на выборную должность, голосует за реального
человека. Между избирателями и кандидатами
нет каких-либо инстанций, опосредующих
их волеизъявление и непосредственно
определяющих персональный состав депутатов.
На базе вышеуказанных правовых
принципов сформировались и принципы
избирательного процесса, к которым, прежде
всего, относится свобода выборов, т.е.
отсутствие политического, административного,
социально-экономического, психологического
и информационного давления на избирателей,
активистов, кандидатов и организаторов
выборов. Кроме того, свобода выборов предполагает
свободу (в рамках закона) предвыборной
агитации. В ст. 5 ИК прямо указано: «избиратель
лично решает, участвовать ли ему в выборах,
референдуме, за кого голосовать на выборах…»
[4].
Различные политические
силы должны иметь возможность бороться
за доверие избирателей на выборах, знакомить
и убеждать их в правильности, преимуществах
своей предвыборной программы, недостатках
электоральных платформ конкурентов.
В этом состоит суть такого принципа выборов,
как состязательность.
Таким образом, как форма
демократии, выборы в Республике Беларусь
несут на себе отпечаток ее различных
форм и играют в ее различных моделях неравноценную
роль, при этом значимость выборов в политических
системах, базирующихся на прямых формах
демократии, непосредственном участии
граждан в подготовке и принятии важнейших
государственных решений относительно
невелика [34, c. 139]. В таких случаях властные
полномочия избираемых гражданами руководителей
государства сильно ограничены, что снижает
и политическую значимость самих выборов.
Очевидно, что для проведения выборов
необходимо и наличие самого выбора, т.е.
альтернативы. В случае, если есть лишь
один кандидат или партия, речь может идти
о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями,
но не о выборах в полном смысле этого
слова.
2.3 Иные формы
обеспечения непосредственной демократии
Одной из важнейших форм непосредственного
выражения народом своей власти, наряду
с референдумом и выборами, является гражданская
законодательная инициатива, которая
исторически выделились из более широкого
понятия народной инициативы.
Народная инициатива как
институт права на обращение в государственные
органы власти имеет многовековую историю
развития. Возникнув как естественная
реакция отдельных слоев населения на
деспотизм авторитарной власти, первоначально
она существовала как стихийное социальное
движение и только много позже получила
правовое закрепление, соответствующее
национально-политическим и историческим
особенностям тех или иных государств
[43, c. 207].
По общему правилу, содержанием
конституционно-правового института народной
(гражданской) инициативы является совокупность
конституционно-правовых норм, регулирующих
порядок осуществления в виде обязательной
для рассмотрения в установленном законом
порядке гражданской инициативы, направленной
на принятие органом государственной
власти или местного самоуправления в
пределах установленной компетенции нормативно-правового
акта, не противоречащего Конституции
и законам, или решения им в иной форме
общественно значимого вопроса, содержащегося
в предложениях граждан [19].
Что касается содержания
гражданской законодательной инициативы,
то она может быть направлена на изменение
закона, его отмену или принятие нового
закона, а также может содержать предложения
инициирующие проведение референдума
или корректирующие состав представительного
органа (отзыв).
В рамках данного раздела
следует отметить Закон Республики Беларусь
от 26 ноября 2003г. № 248–З «О порядке реализации
права законодательной инициативы гражданами
Республики Беларусь», которым определены
принципы, формы, гарантии, порядок и условия
реализации права законодательной инициативы
гражданами Республики Беларусь [14].
Ст. 1 данного Закона, закрепляя
положения Конституции Республики Беларусь,
определяет, что право законодательной
инициативы, по общему правилу, принадлежит
гражданам Республики Беларусь, обладающим
избирательным правом, в количестве не
менее 50 тысяч человек. Вместе с тем, право
законодательной инициативы о внесении
изменений и дополнений в Конституцию
Республики Беларусь, а также о ее толковании
принадлежит не менее чем 150 тысячам граждан
[14].
Подчеркнем, что право законодательной
инициативы реализуется гражданами посредством
внесения в Палату представителей проектов
законов, касающихся не только внесения
изменений и дополнений в действующие
законы (включая Конституцию), но и об их
толковании, а также «иных проектов законов
Республики Беларусь». При этом проект
закона, предлагаемый гражданами, должен
соответствовать Конституции Республики
Беларусь, требованиям, установленным
Законом «О нормативных правовых актах
Республики Беларусь», а также иным законодательным
актам [14; 19].
Более общим по отношению
к праву законодательной инициативы проявлением
непосредственной демократии является
право граждан на обращение в государственные
органы, в обязанность которых входит
рассмотрение обращения и ответ по существу
в определенный законом срок.
Здесь следует упомянуть
Указ Президента Республики Беларусь
от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах
по совершенствованию организации работы
с гражданами в государственных органах,
иных государственных организациях»,
согласно с требованиями которого с 1 января
2006 г. республиканские органы государственного
управления, исполнительные комитеты
всех уровней, а впоследствии – подавляющее
большинство предприятий, учреждений
и организаций государственной формы
собственности стали осуществлять свою
деятельность по принципу «одно окно»,
упрощающему процедуру получения различных
документов [9].
Здесь же следует отметить
Директиву Президента Республики Беларусь
от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей
дебюрократизации государственного аппарата»,
регламентирующая деятельность чиновников
государственных органов всех уровней
по обращениям граждан [5].
Вместе с тем, в результате
проведенного Информационно-аналитическим
центром в 2007 году социологического опроса,
только около половины граждан (46,0%), обратившихся
в учреждения, работающие по принципу
«одно окно» указали, что получить необходимые
документы стало значительно проще. Среди
недостатков граждане отметили отсутствие
должных мер по устранению очередей (21,9%),
направление граждан в другие организации
за получением дополнительных сведений
при оформлении документов (15,1%), прием
граждан в неудобное для них время (12,6%)
[46].
Довольно своеобразной формой
проявления демократии в Республике Беларусь
является Всебелорусское народное собрание.
Как отмечают официальные источники, данная
форма народовластия «органично вписывается
в политическую систему белорусского
государства» [45]. При этом ее главным политическим
назначением считается определение основных
направлений и параметров развития государства,
выработка плана экономического и социального
развития страны на пятилетний срок.
Первое Всебелорусское народное
собрание, инициатором созыва которого
выступил Президент Республики Беларусь,
состоялось 19–20 октября 1996 года. На нем
присутствовали 4 740 делегатов [46].
Участники первого в истории
страны Всебелорусского народного собрания
поддержали политический курс Президента
Республики Беларусь, его инициативу о
проведении республиканского референдума,
изменениях и дополнениях в Конституцию,
одобрили предложенную Главой государства
Программу социально-экономического развития
на 1996–2000 гг.
Второе Всебелорусское народное
собрание состоялось 18 мая 2001 года. В отличие
от первого, его участники сконцентрировали
особое внимание на дальнейшем социально-экономическом
развитии белорусского общества. Подводя
итоги прошедшей пятилетки (1996–2000 гг.),
Глава государства отметил, что в стране
созданы эффективно функционирующие государственные
институты, выстроена оптимальная социально-экономическая
система. Правительству удалось остановить
высокую инфляцию и сократить дефицит
республиканского бюджета. В государстве
сохранена структура обеспечения его
национальной безопасности и обороноспособности
[45].
Третье Всебелорусское народное
собрание (2–3 марта 2006 г.) подтвердило
выполнение этих планов. Так, в его резолюции
констатировалось, что Программа социально-экономического
развития Беларуси на 2001–2005 гг. реализована
в полном объеме. На Третьем собрании также
была принята Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2010
гг., в последствии нормативно закрепленная
в соответствующем указе Президента Республики
Беларусь [7].
Четвертое Всебелорусское
народное собрание прошло в Минске 6–7
декабря 2010 года, накануне президентских
выборов. Как отмечается в соответствующем
указе Президента, оно созывается в целях
реализации конституционного права граждан
участвовать в обсуждении вопросов государственной
и общественной жизни. На обсуждение 2,5
тысяч делегатов собрания были вынесены
вопросы об итогах реализации Программы
социально-экономического развития на
2006–2010 годы и об основных положениях Программы
социально-экономического развития на
2011–2015 годы [46].
С точки зрения А. Лукашенко,
Всебелорусское собрание представляет
собой «высшее проявление народовластия,
которое воплощает в себе исторический
опыт и современные тенденции демократизма»
[45]. Вместе с тем, данную форму демократии
скорее следует отнести к представительной,
нежели к непосредственной.
В рамках анализа форм народовластия
в Республике Беларусь следует упомянуть
и о роли органов местного самоуправления
в обеспечении принципа народовластия,
которые занимают особое место в системе
самоорганизации населения [20, c. 383]. Выборными
могут быть не только представительные,
но и органы, осуществляющие исполнительно-распорядительные
функции. К числу последних относятся
как коллегиальные, так и единоличные
(глава административно-территориальной
единицы, другие выборные должностные
лица). Выборные органы могут избираться
непосредственно населением или сформированными
им органами.
В целом органы местного
самоуправления можно охарактеризовать
как органы, через которые народ осуществляет
свою власть на местах, органы, которые
формируются территориальными сообществами
и перед которыми они несут ответственность
за надлежащее осуществление своих полномочий,
в том числе и государственно-властных.
Традиционной формой непосредственной
демократии являются органы территориального
общественного самоуправления населения
(советы, комитеты микрорайонов, жилищных
комплексов, поселков, кварталов, улиц
и домов). Практика формирования и деятельности
органов территориального общественного
самоуправления опережает по многим направлениям
законодательное регулирование общественного
самоуправления.
Как считают многие ученые,
законодательство не вводит самоуправления,
а лишь способно создавать условия для
длительного процесса самореализации
народа [35, c. 214; 43, c. 36]. Безусловно, правовое
регулирование не должно сводиться к закреплению
структуры и компетенции общественных
органов, однако пределы их полномочий,
в том числе во взаимоотношениях с органами
местного самоуправления, государственные
и муниципальные гарантии свободного
и исполнительного развития «общественной
ветви» самоуправления должны быть зафиксированы
в законодательных актах. При этом внутренняя
жизнь общественных коллективов не затрагивается,
остается «свободным полем» для саморегулирования,
творческого освоения.