Государственные учреждения в Российской империи в1725-1755 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Петр Великий создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти: административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем Сената и прокуратуры и в областном управлении допускала активное участие сословных представителей— дворянских(земских комиссаров)и городских(в магистратах).Одной из самых важных забот Петра были народное хозяйство и государственные финансы.

Содержание

Вступление
1.Верховный тайный совет
1.1Причины создания
1.2Члены Верховного тайного совета
2.Сенат
2.1Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета(1726—1741)
2.2Сенат при Елизавете Петровне и Петре III
2.3Сенат при ЕкатеринеII и Павле I
3.Коллегии
3.1Причины образования коллегий
3.2Эволюция системы коллегий
3.3Генеральный регламент
3.4Работа коллегий
3.5Значение коллегий
3.6Минусы в работе коллегий
4.Уложенная комиссия
5.Тайная канцелярия
5.1Преображенский приказ и Тайная канцелярия
5.2Канцелярия тайных и розыскных дел
5.3Тайная экспедиция
6.Синод
6.1Комиссии и отделы
6.2В синодальный период (1721—1917)
6.3Учреждение и функции
6.4Обер-прокурор Синода
6.5Состав
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.36 Кб (Скачать файл)

Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики  и права

 

Контрольная работа

 

на тему:Государственные учреждения Российской империи с 1725 по1755 годы

 

Дисциплина:История государственного управления и государственной службы России

 

Студентка Романовская М.Ю.

Группа

Преподаватель Тимошевская  А.Д.

 

Калининград

2009

Содержание

 

Вступление

1.Верховный тайный  совет

1.1Причины создания

1.2Члены Верховного тайного  совета

2.Сенат

2.1Сенат в эпоху верховного  тайного совета и кабинета(1726—1741)

2.2Сенат при Елизавете  Петровне и Петре III

2.3Сенат при ЕкатеринеII и Павле I

3.Коллегии

3.1Причины образования  коллегий

3.2Эволюция системы коллегий

3.3Генеральный регламент

3.4Работа коллегий

3.5Значение коллегий

3.6Минусы в работе коллегий

4.Уложенная комиссия

5.Тайная канцелярия

5.1Преображенский приказ  и Тайная канцелярия

5.2Канцелярия тайных и  розыскных дел

5.3Тайная экспедиция

6.Синод

6.1Комиссии и отделы

6.2В синодальный период (1721—1917)

6.3Учреждение и функции

6.4Обер-прокурор Синода

6.5Состав

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Вступление

 

Петр Великий создал сложную  систему административных органов  с идеей разделения власти: административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем Сената и прокуратуры и в областном  управлении допускала активное участие  сословных представителей— дворянских(земских комиссаров)и городских(в магистратах).Одной из самых важных забот Петра были народное хозяйство и государственные финансы.

После смерти Петра отступили  от его системы в устройстве центрального управления:по мыслям Петра,высшим учреждением должен был быть Сенат, посредством генерал-прокурора связанный с верховной властью. Но …началась эпоха дворцовых переворотов,и каждый создавал свои государственные учреждения для управления Российской Империей.

 

1. Верховный тайный  совет

 

Верховный тайный совет— высшее совещательное государственное учреждение России в 1726-30 гг. (7-8 человек). Указ об учреждении Совета издан в феврале 1726г. (см. Приложение)

 

1.1 Причины создания

 

Создан ЕкатеринойI как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

Вступление на престол  ЕкатериныI по смерти ПетраI вызвало  необходимость такого учреждения,которое  могло бы разъяснять положение дел  императрице и руководить направлением деятельности правительства,к чему Екатерина не чувствовала себя способной.Таким учреждением стал Верховный Тайный Совет.

 

1.2 Члены Верховного  тайного совета

 

Членами его были назначены  генерал-фельдмаршал светлейший князь  Меншиков,генерал-адмирал граф Апраксин,государственный  канцлер граф Головкин,граф Толстой,князь  Димитрий Голицын и барон Остерман.Через месяц,в число членов Верховного Тайного Совета был включен зять императрицы,герцог Голштинский,на радение которого, как официально заявлено императрицей,«мы вполне положиться можем». Таким образом, Верховный Тайный Совет первоначально был составлен почти исключительно из птенцов гнезда Петрова;но уже при ЕкатеринеI один из них,граф Толстой,был вытеснен Меньшиковым;при ПетреII сам Меньшиков очутился в ссылке; граф Апраксин умер;герцог Голштинский давно перестал бывать в совете;из первоначальных членов Совета остались трое— Голицын, Головкин и Остерман.

Под влиянием Долгоруких состав Совета изменился:преобладание в нём перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.

При Меншикове Совет старался упрочить за собой правительственную  власть; министры,как называли членов Совета,и сенаторы присягали императрице  или регламентам Верховного Тайного  Совета.Воспрещалось исполнять указы, не подписанные императрицей и Советом.

По завещанию Екатерины I,Совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя;только в вопросе о порядке  престолонаследия Совет не мог делать перемен.Но последний пункт завещания Екатерины Iоставлен был без внимания верховниками при избрании на престол Анны Иоанновны.

В 1730,по смерти ПетраII, из 8-и  членов Совета половину составляли Долгорукие(князья Василий Лукич, Иван Алексеевич,Василий Владимирович и Алексей Григорьевич),которых поддерживали братья Голицыны(Дмитрий и Михаил Михайловичи).Дмитрием Голицыным был составлен проект конституции.

Против планов Долгоруких,однако, выступила большая часть российского  дворянства,а также члены ВТС  Остерман и Головкин.По приезде в Москву 15 (26) февраля 1730г. Анна Иоанновна получила письмо от дворянства во главе с князем Черкасским,в котором они просили её«принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели».Опираясь на поддержку среднего и мелкого дворянства и гвардии, Анна публично разорвала текст кондиций и отказалась их выполнять;Манифестом от 4 марта 1730г. Верховный Тайный Совет был упразднён.

 

2. Сенат

 

2.1Сенат в эпоху  верховного тайного совета и  кабинета(1726—1741)

 

Учрежденный8 февраля 1726Верховный  Тайный Совет как при ЕкатеринеI, так и в особенности при  ПетреII фактически осуществлял все  права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования,совершенно изменилось.Хотя степень предоставленной Сенату власти,в особенности в первое время правления совета (указ7марта 1726),формально не потерпела решительно никаких изменений,а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся,но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем,что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трех первых коллегий (военной— Меньшиков,морской— гр.Апраксин и иностранной— гр. Головкин),которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Еще важнее была та дезорганизация,которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи.Генерал-прокурор Ягужинский,враг партии,образовавшей верховный тайный совет,был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась;исполнение ее было поручено обер-прокурору Воейкову,не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте1727г. была упразднена должность рекетмейстера.В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.

После той коренной ломки, которой подверглись местные  учреждения Петра (1727—1728), губернское управление пришло в полное расстройство.При таком положении дел центральные учреждения,в том числе и стоявший во главе их Сенат,утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал,однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан«неприличным»сенату и заменен титулом «Высокий».Верховный совет требовал от Сената отчетов,запрещал ему производить расходы без разрешения,делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

Когда замыслы верховников  потерпели неудачу и императрица  Анна вновь «восприяла»самодержавие,указом 4 марта1730г. Верховный Тайный Совет был упразднён и Правительствующий Сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве.Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера;Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен(1 июня 1730 г.) на 5департаментов;задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось.Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей,одной — о решённых делах, другой— о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может.20 октября 1730 г.признано было,однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора.

В 1731г. (6ноября) официально появляется новое учреждение— кабинет,уже  около года существовавший в виде частного секретариата императрицы.Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений,в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции.Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается;9июня 1735г. указы, подписанные тремя кабинет-министрами,получают силу именных.

Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до1735г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже,когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления,постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената,понукания за медленность,требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец,крайнее уменьшение состава сенаторов(одно время в Сенате бывали только двое,Новосильцов и Сукин,личности с самою нелестною репутацией)довели Сенат до небывалого падения.

После указа 9июня 1735г. фактическое  господство кабинет-министров над  Сенатом приобретает законную основу,и  на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета.После смерти Анны Иоанновны(17 октября 1740г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон,Миних и Остерман.Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената,значение которого поэтому в это время несколько повышается,что выражается,между прочим,в появлении«общих рассуждений»или «генеральных собраний»кабинета с сенатом.

12ноября 1740г. была учреждена  должность придворного рекетмейстера,сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места,а с 27 ноября того же года — и на Сенат. В марте1741г. эта должность была упразднена,но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.

 

2.2Сенат при  Елизавете Петровне и Петре  III

 

12 декабря1741года, вскоре  после вступления на престол,Императрица  Елизавета издала указ об упразднении  кабинета и о восстановлении  Правительствующего Сената (перед  тем опять именовавшегося Высоким)  в его прежней должности.Сенат не только стал верховным органом империи,не подчинённым никакому другому учреждению,не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления,снова подчинив себе военную и морскую коллегии,но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера,разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.Иностранная коллегия осталась,однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора приобрела большое значение в общем строе внутреннего управления,так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице(даже по Св.Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената,так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления.Сенат, несмотря на свои протесты,оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции,исполнять ее требования.Устраняя Сенат,конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами.

ПётрIII, вступив на престол 25 декабря1761года, упразднил конференцию,но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению  к которому Сенат был поставлен  в подчинённое положение.Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением«издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат»(1762).

 

2.3 Сенат при  ЕкатеринеII и Павле I

 

По вступлении на престол  императрицы ЕкатериныII Сенат снова  становится высшим учреждением в  империи, ибо совет прекращает свою деятельность.Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется:Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 г.последовало разделение Сената на 6департаментов:4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. Iдепартамент ведал дела государственные внутренние и политические,II — судебные,III — дела по губерниям,находившимся на особом положении(Малороссия,Лифляндия,Эстляндия,Выборгская губ., Нарва),IV — дела военные и морские. Из московских департаментовV ведал делами административными,VI — судебными.Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве.По общему правилу,все дела решались в департаментах(единогласно)и лишь за разногласием переносились в общее собрание.Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената:его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве,а лишь от 3 — 4 лиц.Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате (при каждом департаменте,кроме I, с 1763 г. был свой обер-прокурор;при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 г., а до тех пор ее обязанности исполнял генерал-прокурор).В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло большую пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность,которою отличалось сенатское делопроизводство.Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената был нанесен тем,что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность.Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства.Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них(учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т.д.) вырабатываются помимо Сената;инициатива их принадлежит самой императрице,а не Сенату.Даже от участия в работах комиссии1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только,подобно коллегиям и канцеляриям,избрать в комиссию одного депутата.За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причем по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довел многие части управления до невозможного беспорядка;нужно было принять самые энергичные меры для его устранения,а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным.Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся ее доверием,— главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому,благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров.Фактически он был как бы министром финансов, юстиции,внутренних дел и государственным контролером.Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с князем Вяземским по степени делового влияния.Появились целые ведомства,начальники которых непосредственно,минуя Сенат,докладывали императрице,вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений,определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия.Почтовое управление поручалось то Вяземскому,то Шувалову,то Безбородко.Огромным ударом для Сената явилось и новое изъятие военной и морской коллегии из его ведения,причем военная коллегия обособляется совершенно и в области суда и финансового управления.Подорвав общее значение Сената,эта мера особенно тяжело отразилась на III и IV его департаментах.Значению Сената и степени его власти был нанесен тяжелый удар учреждением губерний (1775 и1780). Весьма многие дела перешли из коллегий в губернские места, и коллегии закрывались.Сенату приходилось стать в непосредственные сношения с новыми губернскими установлениями,которые ни формально, ни по духу своему не были согласованы с учреждением Сената. Екатерина прекрасно сознавала это и неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и1794 гг.), но осуществлены они не были.Несогласованность учреждений Сената и губерний привела к тому:

Информация о работе Государственные учреждения в Российской империи в1725-1755 г.г