Государственные учреждения в Российской империи в1725-1755 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Петр Великий создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти: административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем Сената и прокуратуры и в областном управлении допускала активное участие сословных представителей— дворянских(земских комиссаров)и городских(в магистратах).Одной из самых важных забот Петра были народное хозяйство и государственные финансы.

Содержание

Вступление
1.Верховный тайный совет
1.1Причины создания
1.2Члены Верховного тайного совета
2.Сенат
2.1Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета(1726—1741)
2.2Сенат при Елизавете Петровне и Петре III
2.3Сенат при ЕкатеринеII и Павле I
3.Коллегии
3.1Причины образования коллегий
3.2Эволюция системы коллегий
3.3Генеральный регламент
3.4Работа коллегий
3.5Значение коллегий
3.6Минусы в работе коллегий
4.Уложенная комиссия
5.Тайная канцелярия
5.1Преображенский приказ и Тайная канцелярия
5.2Канцелярия тайных и розыскных дел
5.3Тайная экспедиция
6.Синод
6.1Комиссии и отделы
6.2В синодальный период (1721—1917)
6.3Учреждение и функции
6.4Обер-прокурор Синода
6.5Состав
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.36 Кб (Скачать файл)

что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице  наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената;

что Сенат оказался подавленным  мелкими административными делами, поступавшими к нему из 42 губернских правлений и 42 казенных палат. Герольдия  из учреждения, заведовавшего всем дворянством и назначением на все должности, обратилась в место ведения списков должностным лицам, назначавшимся губернаторами.

Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией;и здесь, однако,значение его умалялось,во-первых, тем небывалым дотоле влиянием,которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор,а во-вторых,широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты,но и на общие собрания Сената(жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице).

 

3. Коллегии

 

Коллегии— центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов.Коллегии существовали вплоть до 1802года, когда им на смену пришли министерства.

 

3.1Причины образования  коллегий

 

В 1718— 1719годах проходила  ликвидация прежних государственных  органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления—  коллегий. По замыслу ПетраI они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли  друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).

Совещательный порядок решения  дел.

Форма новых центральных  органов управлениия была заимствована в Швеции и в Германии.Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

 

3.2Эволюция системы  коллегий

 

Уже в 1712году была сделана  попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях.Шведские коллегии считались лучшими в Европе,они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако,начала складываться только в конце1717года. «Сломать»приказную систему в одночасье оказалось делом непростым,поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться.Приказы либо поглощались коллегиями,либо подчинялись им (например,в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Структура коллегий:

Первейшие

Военная

Адмиралтейств-коллегия

Иностранных дел

Торгово-промышленные

Берг-коллегия (промышленность)

Мануфактур-коллегия (добыча полезных ископаемых)

Коммерц-коллегия (торговая)

Финансовые

Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных  доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)

Штатс-контор-коллегия (ведение  государственных расходов и составление  штатов по всем ведомствам)

Ревизион-коллегия (бюджетная)

Прочие

Юстиц-коллегия

Вотчинная коллегия

Главный магистрат (координировал  работу всех магистратов и являлся  для них апелляционной судебной инстанцией)

Коллегиальное управление имело  место вплоть до 1802года, когда«Манифестом об учреждении министерств»было положено начало более прогрессивной,министерской системе.

 

3.3Генеральныйрегламент

 

Деятельность коллегий определял  Генеральный регламент,утверждённый Петром I 28февраля 1720года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого  нормативного акта: «Генеральный регламент  или устав, по которому государственные  коллегии, також и все оных принадлежащих  к ним канцелярий и контор служители,не только во внешних и внутренних учреждениях,но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввел систему делопроизводства,получившую название «коллежской»по названию учреждений нового типа- коллегий.Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений ПетрI уделял особое внимание, отмечая,что «все лучшее устроение через советы бывает»(глава 2 Генерального регламента«О преимуществе коллегий»).

 

3.4Работа коллегий

 

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов  коллегий (при назначении президента учитывалось мнение императора).Кроме них, в состав новых органов входили:четыре советника,четыре асессора(заседателя),секретарь,актуариус(канцелярский служащий,регистрирующий акты или их составляющий),регистратор,переводчик,подьячие.

Президент был первым лицом  в коллегии,но он ничего не мог постановить  без согласия членов коллегии.Вице-президент замещал президента во время его отсутствия;обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили  ежедневно,кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались  большинством голосов. Вопросы,по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат – единственное учреждение,которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял  прокурор,обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию  делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию,докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам,оформление решений и контроль за их исполнением,хранение печати коллегии.

 

3.5Значение коллегий

 

Создание системы коллегий завершило процесс централизации  и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных  функций, единые нормы деятельности(по Генеральному регламенту)— всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

 

3.6 Минусы в  работе коллегий

 

Грандиозный замысел ПетраI разграничить ведомственные функции  и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в  жизнь не полностью.Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так,например, Берг,Мануфактур и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие  функции — полиция,просвещение,медицина,почта.Постепенно,правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так,Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге,с 1721года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с1725года — в Медицинскую канцелярию.

 

4. Уложенная комиссия

 

Поддерживая связи с французскими философами,собственноручно подготовляя  основные акты своего царствования,Екатерина IIшла в фарватере внутренней политики, которую одновременно в Пруссии, Австрии,Швеции и других странах  Европы проводили представители  просвещённого абсолютизма.В течение двух лет ею была составлена программа нового законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению нового Уложения,так как Уложение1649 г. устарело. "Наказ" ЕкатериныII явился итогом её предшествующих размышлений над просветительской литературой и своеобразным восприятием идей французских и немецких просветителей.Перед открытием Уложенной комиссии "Наказ"подвергся обсуждению и критике представителей крупного землевладельческого дворянства.Многое было исправлено и опущено автором. "Наказ" касался всех основных частей государственного устройства,управления,верховной власти, прав и обязанностей граждан, сословий,в большей степени законодательства и суда.

В"Наказе" был обоснован  принцип самодержавного правления.Гарантией от деспотизма,по мнению Екатерины,служило утверждение принципа строгой законности,а также обособление судебной власти от исполнительной и неразрывно связанное с ним преобразование судопроизводства,ликвидирующее устаревшие феодальные институты. В духе просветителей в "Наказе"намечена конкретная программа экономической политики. ЕкатеринаII решительно выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности.Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного права. В первоначальном варианте Екатерина высказывалась смелее, чем в её окончательной редакции, так как именно здесь она от многого отказалась под давлением критики членов комиссии. Так,она отказалась от требования установить охрану крепостных от насилий и представить крепостным право собственности на имущество.

Гораздо решительнее говорилось в "Наказе" о реформе судоустройства и судопроизводства.Вслед за Монтескьё и Беккарием Екатерина IIвысказывалась против применения пытки и смертной казни (признавая лишь в исключительных случаях возможность смертных приговоров),провозглашала принцип "суда равных", рекомендовала устроить гарантии справедливого следствия,выступала против жестоких наказаний.

"Наказ",таким образом,заключал в себе противоречивое сочетание прогрессивных буржуазных идей и консервативных феодальных взглядов. С одной стороны,Екатерина IIпровозглашала передовые истины просветительской философии(особенно в главах о судопроизводстве и экономике),с другой - подтверждала незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Укрепляя абсолютизм,она сохраняла самодержавие,внося лишь коррективы(большую свободу хозяйственной жизни, некоторые основы буржуазного правопорядка,мысль о необходимости просвещения),которые способствовали развитию капиталистического уклада.

Заседания Уложенной комиссии, в которую было выбрано 570 депутатов  от разных сословий(дворянство,духовенство,купечество и государственные крестьяне)начались в июле1767 г. и продолжались почти полтора года. На них с предельной ясностью выявились чаяния различных социальных групп и противоречия между ними практически по всем обсуждаемым вопросам. Уложенная комиссия не решила задачи правовой реформы,не было приведено в порядок и запутанное законодательство.Екатерине II не удалось создать и юридических основ для становления городского"третьего сословия", что справедливо считала она одной из важных социальных задач своего царствования.Довольно скромные пожелания императрицы облегчить тяготы подневольного крестьянского труда не встретили сочувствия большинства членов комиссии.Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением отдельных депутатов),готовая любыми средствами отстоять крепостнические порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение крепостными,а не о смягчении крепостной зависимости.

В1768 г. Уложенная комиссия была распущена.Однако, созыв её имел для Екатерины IIопределённое политическое значение. Во-первых,он не только укреплял её самодержавную власть и поднимал авторитет в Западной Европе,но и помог ей,как она сама признавалась,ориентироваться в положении империи. Во-вторых,хотя "Наказ"не получил силы положительного закона и во многом не совпадал с мнениями депутатов Комиссии, он лёг в основу последующего законодательства.

 

5. Тайная канцелярия

 

Тайная канцелярия(1718—1801)—  орган политического сыска и  суда в России в XVIIIвеке. В первые годы существовала параллельно с Преображенским приказом,выполнявшим сходные функции.Упразднена в 1726году, восстановлена в 1731году как Канцелярия тайных и розыскных дел;последняя ликвидирована в 1762году ПетромIII, однако вместо неё в том же году ЕкатеринойII учреждена Тайная экспедиция,выполнявшая ту же роль.Окончательно упразднена АлександромI.

 

5.1Преображенский  приказ и Тайная канцелярия

 

Основание Преображенского  приказа относится к началу царствования ПетраI (учреждён в1686году в подмосковном селе Преображенском);сначала представлял род особой канцелярии государя, созданной для управления Преображенским и Семёновским полками. Использовался Петром в качестве политического органа в борьбе за власть с царевной Софьей. Впоследствии приказ получил исключительное право на ведение дел о политических преступлениях или, как они тогда назывались,«противу первых двух пунктов».С 1725 года тайная канцелярия занималась и уголовными делами, которыми ведал А.И.Ушаков. Но при малом количестве людей (под его началом было не более десяти человек, прозванных экспедиторами тайной канцелярии)охватить все уголовные дела такому отделению было не под силу. При тогдашнем порядке расследования этих преступлений колодники,уличенные в каком-либо уголовном преступлении,могли по желанию продлить свой процесс, сказав«слово и дело»и совершив донос; они немедленно забирались в Преображенский приказ вместе с оговорёнными,причем очень часто оговаривались люди, не совершившие никакого преступления,но на которых доносчики имели злобу. Основное направление деятельности приказа —преследование участников антикрепостнических выступлений(около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I.

Учреждённая в феврале 1718года в Петербурге и существовавшая до 1726года Тайная канцелярия имела те же предметы ведомства,как и Преображенский приказ в Москве,и также управлялась  И. Ф. Ромодановским.Ведомство создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича,затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности;впоследствии оба учреждения слились в одно.Руководство Тайной канцелярией,также как и Преображенским приказом,осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников.Располагалась Тайная канцелярия в Петропавловской крепости.

В начале царствования ЕкатериныI Преображенский приказ, сохраняя тот  же круг действий, получил название Преображенской канцелярии;последняя существовала до 1729 года, когда была упразднена ПетромII при увольнении в отставку князя Ромодановского;из подведомственных канцелярии дел более важные были переданы в Верховный тайный совет,менее важные— в Сенат.

 

5.2Канцелярия тайных  и розыскных дел

 

Центральное государственное  учреждение.После роспуска Тайной канцелярии в 1727 году она возобновила работу уже как Канцелярия тайных и розыскных дел в 1731г. под руководством А.И.Ушакова. К компетенции канцелярии отнесено следствие по преступлению"первых двух пунктов"Государственных преступлений(они означали"Слово и дело государево".1-ый пункт определял, "ежели кто каким измышлениям учнет мыслить на императорское здоровье злое дело или персону и честь злыми и вредительными словами поносить",а 2-ой говорил"о бунте и измене").Главным орудием следствия были пытки и допросы с "пристрастием".Упразднена манифестом императора ПетраIII (1762), одновременно запрещено"Слово и дело государево".

Информация о работе Государственные учреждения в Российской империи в1725-1755 г.г