Государственный совет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

Целью моего исследования является история создания Государственного совета, выявление его реального места в законодательной деятельности России.
Задачи исследования:
проанализировать источники научно-популярной литературы, посвященной истории создания и деятельности Государственного совета;
рассмотреть историю и состав Государственного совета в различные периоды времени;
выявить, является ли Государственный совет прообразом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Государственный совет.docx

— 57.89 Кб (Скачать файл)

Всего за 13 лет царствования Александра III был назначен 51 новый член Государственного совета. При нем членами Государственного совета стали назначать не только министров и т.п., но и «свежих» людей с мест – губернских предводителей дворянства, гражданских губернаторов.

Одним из первых дел, рассмотренных Государственным советом в новое царствование, стал перевод на обязательный выкуп временно обязанных крестьян и понижение выкупных платежей. В 1881 году в Совете был рассмотрен вопрос об отмене подушной подати. Государственный совет активно принимал участие в проведении реформы местного самоуправления, где неоднократно сталкивался с оппозицией императора. Он сыграл активную роль  в реформе тарифного дела и проекте нового городового положения.16

В целом можно сказать, что Государственный совет 1880–1890-х  годов был на высоте своего положения.

На рубеже XIX–XX веков в деятельности Государственного совета стали проявляться черты застоя. В это время Совет занимал более либеральную позицию, чем правительство, а подчас выступал в роли сдерживающего начала по отношению к правительствующим инициативам.

Состав рассматриваемых  Государственным советом дел  по-прежнему зависел от инициативы министров и повелений императора. Это было обусловлено отсутствием  у Государственного совета права  законодательной инициативы. Основными предметами рассмотрения Государственного совета в это время становились преобразования в экономической области.

В январе 1899 года император  утвердил мнение Государственного совета, одобрявшего законопроект Министерства юстиции об отмене ссылки в Сибирь. Новый закон также ограничивал  административную ссылку.

В январе 1900 года в составе  Государственного совета образовывается Департамент промышленности, наук и  торговли. В январе 1902 года было учреждено междуведомственное Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

В июне 1905 года издан закон  об устранении нарушений в порядке  издания законов. Предписывалось вносить  все проекты общих законов в Государственный совет.17

В конце апреля 1906 года дореформенный  Государственный совет закончил свою работу, и были созваны новые  законодательные палаты.

 

1.3. Деятельность  Государственного совета Российской  империи как верхней палаты  Российского парламента

 

Изданный 6 августа 1905 года закон  о создании Государственной думы превратил Государственный совет  в верхнюю палату Российского  парламента.

Манифестом от 20 февраля 1906 года император установил, что  «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон  не может воспринять силы без одобрения  Совета и Думы». Государственный  совет и Государственная дума должны были ежегодно созываться и  распускаться императорскими указами. Обе палаты наделялись правом самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственного совета и Государственной думы. Обе палаты  пользовались правом законодательной  инициативы (за исключением основных государственных законов, почин  пересмотра которых император оставил  за собой).

Теперь реформированный  Государственный совет состоял  из 196 членов (98 выборных и 98 назначенных). 98 членов реформированного Государственного совета избирались высшими классами. Членами совета по выборам могли быть российские подданные мужского пола не моложе 40 лет, имевшие хотя бы среднее российское образование.18

В Государственном совете были представлены губернии Европейской  России, со значительным частным землевладением, в которых существовало земское  самоуправление или предполагалось его скорое введение.19

Председатель и вице-председатель Совета назначались императором.

Основной формой работы Государственного совета было Общее собрание. В его  составе действовали постоянные и временные комиссии.

Для осуществления вне  законодательных функций были созданы 1-й и   2-й департаменты  Государственного совета.

Слабостью нового высшего  законодательного органа было непропорциональное представительство в нем дворянства, а также отсутствие представителей от большинства народов империи  и всех конфессий, кроме господствующей. Это значительно ослабляло связь  с обществом.

Достоинством реформированного Совета считался региональный характер представительства в нем большей  части членов по выборам, что позволяло  в его работе опираться на знание региональных особенностей и учитывать  местные интересы.

В Государственный совет  должны были поступать все одобренные Государственной думой законопроекты. По новому «Учреждению Государственного совета», он обладал правом самостоятельной  законодательной инициативы.

В реформированном Государственном  совете сложились группы по политическим взглядам. Самая большая – группа центра (60% Совета). Значительно менее  многочисленной была Правая группа (28 членов по назначению и 15 выборных членов). На наиболее левых позициях стояла Академическая группа, состоявшая из членов Совета по выборам (9–12 человек).20

Время ежегодных сессий верхней  палаты определялось императорскими указами21 в соответствии с сессиями Государственной думы.

В течение первой сессии Государственный совет рассмотрел лишь два законопроекта. Первый был об отмене смертной казни, который не получил одобрения Государственного совета, из-за возникших противоречий между центристами и правыми. Второй законопроект – о сверхсметном ассигновании 15 млн. рублей на помощь голодающим – был одобрен, утвержден императором и получил силу закона.

Во второй сессии также  не было активной законодательной работы. Из Государственной думы 2-го созыва  в Совет поступили, были им одобрены, а затем утверждены императором, законопроекты об очередном контингенте  новобранцев в армию  и об отпуске  новых средств на помощь голодающим.

Всего за 1907–1912 годы Государственный  совет одобрил 2197 принятых Думой  законопроектов, получивших затем утверждение  императора, окончательно отклонил 32 думских  законопроекта, а 26 возвратил в Думу на доработку. 3 законопроекта остались неутвержденными, а 37 не были рассмотрены  Государственным советом.22

Таким образом, Государственный совет успешно выполнял данную ему роль в ограничении прохождения слишком либеральных законов, но в то же время он оказывался тормозом для реформаторской деятельности правительства и Государственной думы.

В 1908-1910 годах Государственный  совет дважды становился центром  правительственного кризиса. Причиной первого кризиса стал отклоненный  проект Государственной думы «Об установлении штата морского генерального штаба и об отпуске средств на его содержание». Второй кризис разразился в связи  с обсуждением законопроекта «О введении земских учреждений в шести западных губерниях».

Февральская революция 1917 года привела к фактическому упразднению  Государственного совета. Его деятельность прекратилась сразу же после революции.

14 декабря 1917 года, уже  после Октябрьского переворота, декретом Совета народных комиссаров  Государственный совет был упразднен.

 

Выводы по главе 1:

1. Реформированный Государственный  совет исследован в работах  различных авторов далеко не  достаточно. До 1917 года статьи в  основном ограничивались обзором  деятельности верхней палаты  или журналистских наблюдений  о ней. Наиболее подробно об организации деятельности Государственного совета изложено в работе Е. А. Юртаевой.

2. Государственный совет - вторая палата первого российского парламента - формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина - избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (шесть членов от духовенства православной Российской церкви, восемнадцать от губернских дворянских обществ, шесть членов от Академии наук и университетов,  по шесть от промышленных и торговых корпораций).

3. Первому русскому двухпалатному парламенту был отмерян недолгий век – чуть больше десяти лет.

4. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

 

 

Глава 2. Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации

 

2.1. Советы, как представительный и законодательный орган в период с 1924 по 1993 годы

 

Ряд признаков Государственного совета как верхней палаты парламента позволяет считать его прообразом современного Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В деятельности Совета во многом проявляется историческая преемственность  наиболее демократических традиций осуществления законодательной  власти в России.

С 1924 года в Союзе Советских  Социалистических Республик, в состав которого входила Российская Советская  Федеративная Социалистическая республика законодательная и представительная функция принадлежала Съезду Советов. Для текущей работы формировались две палаты - Союзный Совет и Совет Национальностей. Президиумы обеих палат входили в состав Президиума Центрального исполнительного комитета Съезда Советов.23

По Конституции 1936 года Верховный  Совет СССР являлся высшим органом  государственной власти Советского Союза, который, принимая решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определяя основные направления  внешней политики, осуществлял высший контроль за деятельностью государственного аппарата. Верховный Совет СССР избирался  населением страны сроком на 4 года путем  всеобщего, равного и прямого  избирательного права. Депутатом мог  быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.

Был сохранен принцип двухпалатности. Верховный Совет СССР состоял  из двух равноправных палат - Совета Союза  и Совета Национальностей. Совет  Союза избирался по норме: один депутат  на 300 тыс. человек населения. В Совет  Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого  национального округа.24

Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах.

Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах: непосредственно путем  принятия законов и путем утверждения  указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.

Голосование законов производилось  раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое  большинство голосов (для внесения изменений в Конституцию требовалось  квалифицированное большинство, не менее 2/3 голосов, в каждой палате). Руководящим  ядром всех государственных органов, в том числе и Верховного Совета СССР, являлась Коммунистическая партия. Выдвигаемые КПСС задачи определяли деятельность каждого Совета, лежали они и в основе деятельности Верховного Совета СССР.

Конституция СССР 1977 года дала новое название государственному институту  – вместо Советов депутатов трудящихся, появились Советы народных депутатов. Увеличен с 4 до 5 лет срок полномочий Верховного Совета СССР. Снижен возраст реализации избирательного права  с 21 до 18 лет.25

Существенная активизация  деятельности советов всех уровней  начинается после отмены статьи 6 Конституции  СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали  работать Съезды народных депутатов  РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Всего за 1990 год было принято свыше 150 законодательных актов, формирующих  основу рыночных реформ, законодательное  закрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности и  хозяйственной деятельности, утверждение  их равенства, создание конкурентной среды. Были введены институт президентства  и Конституционный Суд.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года было утверждено Положение  о Совете Федерации РСФСР в  качестве консультативно-координационного органа в составе Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов  республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов. Совет Федерации  РСФСР дважды собирался на свои заседания (22 ноября 1990 года и 23 января 1991 года) и  внес определенный вклад в подготовку Федеративного договора.

После осуществления конституционной  реформы в конце 1993 г. органы советской  власти прекращают свою работу как  на общегосударственном уровне (Съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации.26

 

2.2. Совет Федерации после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года

 

Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№1626) «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и от 6 ноября 1993 года (№1846) «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» определяли формирование Совета Федерации.

Положение о выборах в  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган  должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации  закрепила статус двухпалатного  парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. «Заключительные и переходные положения» Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.27

Информация о работе Государственный совет