Государственный совет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

Целью моего исследования является история создания Государственного совета, выявление его реального места в законодательной деятельности России.
Задачи исследования:
проанализировать источники научно-популярной литературы, посвященной истории создания и деятельности Государственного совета;
рассмотреть историю и состав Государственного совета в различные периоды времени;
выявить, является ли Государственный совет прообразом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Государственный совет.docx

— 57.89 Кб (Скачать файл)

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации первого созыва в 85 субъектах Российской Федерации, в палату было избрано 175 депутатов.

Первым Председателем  Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал В.Ф. Шумейко. За 2 года работы Совета Федерации первого созыва в 1994-1995 гг. на 32 заседаниях Совета Федерации было принято 773 постановления по вопросам своего ведения. К окончанию срока своих полномочий Совету  Федерации удалось завершить работу над многими базовыми законами, регулирующими различные сферы общественной жизни. Вступили в силу первые две части Гражданского кодекса, Семейный, Арбитражный, Водный кодексы.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.28

23 января 1996 года Совет  Федерации второго созыва приступил  к работе. За время работы Совета  Федерации второго созыва в  1996-2001 гг. на 47 заседаниях Совета  Федерации по вопросам ведения  палаты было принято 2843 постановления. 

Главный итог деятельности палаты в 1996-2001 - практическое становление Совета Федерации в качестве «палаты регионов» - реального гаранта политической стабильности страны. Законодательные приоритеты Совета Федерации определялись тем, что «сенаторы», будучи региональными политиками, основное внимание должны были уделять законопроектам, в которых интересы территорий затрагивались в наибольшей степени. К числу таковых относились, прежде всего, проекты бюджета, трансфертная политика, налоговая реформа, избирательное законодательство. Рассматривая документы, поступающие из Государственной Думы, члены Совета Федерации руководствовались тем, насколько они соответствуют интересам субъектов Российской Федерации с экономической или политической точки зрения. В этот период Совет Федерации становится инициатором крупных международных акций. Среди них заметное место заняли Петербургский и Байкальский экономические форумы.

8 августа 2000 года вступил  в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.

В соответствии с новым  законом представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации  на срок его полномочий. Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа.29

Председателем Совета Федерации  5 декабря 2001 года был избран С.М. Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт - Петербурга.

В январе 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, в основу организации которой были положены три основных принципа: точное отражение ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы.

В соответствии с новым  Регламентом в Совете Федерации были созданы 16 комитетов, а также семь постоянных комиссий. 30

Начиная с 2002 года были созданы  различные временные комиссии Совета Федерации, например: по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству (март 2002 г.); по вопросам социальной защиты ветеранов (апрель 2003 г.); по анализу ситуации на Северном Кавказе (июль 2004 г.); по вопросам выполнения столичных функций (июль 2005 г.); по законодательному обеспечению реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации (май 2006 г.), по вопросам подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (октябрь 2007 г.).

Часть комиссий уже завершила  свою работу, деятельность ряда комиссий продлена палатой.

Дальнейшим развитием  организационной структуры Совета Федерации стало создание 3 марта 2006 года «Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений  при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Комиссия получила статус постоянно действующего консультативного органа, созданного в целях совершенствования законодательного обеспечения национальной политики и политики государства в отношении  религиозных объединений в Российской Федерации.

Работа на постоянной основе позволила изменить режим работы Совета Федерации, увеличив в два  раза интенсивность проведения пленарных  заседаний, что, в свою очередь, исключило  практику одобрения законов без  их рассмотрения, повысить качество обсуждения законопроектов. Более качественной и интенсивной стала работа комитетов  и постоянных комиссий в области  законодательной деятельности.

Переход на новый уровень  взаимодействия основных участников законодательного процесса позволил Совету Федерации  существенно повысить его эффективность  и результативность законодательной  деятельности в целом. Если ранее  палата отклоняла 20-30 % рассматриваемых  ею законов, и в итоге длительных согласований вступало в силу около 75% законов, принятых Государственной  Думой, то теперь  можно наблюдать  объективную тенденцию к снижению доли отклоняемых законов от 4,5-5% в 2002-2003 годах до 2-3% - в 2004-2008 годах. В итоге вступает в силу свыше 98%  законов, принятых (одобренных) обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации.31

В настоящее время при  Председателе Совета Федерации активно  действует целый ряд общественных советов: Научно-экспертный совет; Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России; Координационный совет  по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей; Совет  по развитию малого и среднего предпринимательства и др.

Для повышения эффективности  реализации полномочий Совета Федерации  в 2002 году были назначены представители  палаты в Государственной Думе, Правительстве  Российской Федерации, Генеральной  прокуратуре Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации,  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции  Российской Федерации, Конституционном  Суде Российской Федерации, Верховном  Суде Российской Федерации.

21 мая 2002 года был образован  Совет по взаимодействию Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации (Совет законодателей), в состав которого вошли руководители  законодательных собраний регионов. Основная цель - обеспечение единого  правового пространства Российской  Федерации, координация законотворческой  деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации.  С 2002 год в Совете Федерации  ведется работа по мониторингу  законодательства и правоприменительной  практики. Результаты работы Совета  Федерации по мониторингу нашли  отражение в ежегодных (начиная с февраля 2005 года) докладах «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

В 2002 году Совет Федерации  выступил с инициативой проведения информационного форума. Первый Уральский информационный форум (март 2003) прошел под девизом «Развитие единого информационного пространства России» в г. Челябинске. Второй форум состоялся в г. Калининграде в апреле 2004 года. Он получил статус международного и прошел под девизом «Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации».

В 2005 году Советом Федерации  и администрацией Хабаровского края было принято решение провести в  сентябре того же года в Хабаровске Дальневосточный международный экономический конгресс. По итогам работы Конгресса признано целесообразным проводить Дальневосточный международный экономический конгресс на постоянной основе один раз в два года.

Кроме названных экономических  форумов уже дважды (в апреле 2005 года в финском городе Оулу и в  октябре 2006 года в Петрозаводске) проводился российско-финляндский экономический  форум, одним из учредителей и  организаторов которого так же стал Совет Федерации.

Одним из важнейших и эффективных  рычагов в установлении конструктивного  диалога, укреплении практического  подхода в развитии международного сотрудничества и  всемерного учета  национальных интересов каждой страны является парламентская составляющая, удельный вес которой в международной  политике с каждым годом возрастает.

Это потребовало от Совета Федерации выхода на качественно  новый уровень деятельности палаты на международной парламентской  арене. Новая стратегия развития сотрудничества с международными парламентскими организациями способствовала более  энергичному продвижению интересов  России в международных парламентских  кругах и заметному росту авторитета Совета Федерации и его членов.

Международным признанием заслуг Совета Федерации стало его членство в Ассоциации европейских сенатов. Решение об этом было принято 28 июня 2002 года на встрече Ассоциации в  столице Словении городе Любляне.

С 13 по 15 ноября 2008 года в  Санкт - Петербурге состоялось внеочередное заседание Ассоциации европейских  сенатов, посвященное 15-летию Совета Федерации. Оно стало еще одним  свидетельством высокой оценки роли Совета Федерации в международном  межпарламентском процессе.

26 ноября 2008 года Совет  Федерации одобрил инициированные  Президентом Российской Федерации  и принятые Государственной Думой  поправки в Конституцию Российской  Федерации, касающиеся увеличения  срока полномочий Президента  Российской Федерации и Государственной  Думы, а так же устанавливающие  контрольные полномочия Государственной  Думы в отношении Правительства  Российской Федерации.

4 февраля 2009 года Совет  Федерации одобрил Федеральный  закон «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с изменением порядка  формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации». Закон установил новый  порядок формирования Совета  Федерации, предложенный Президентом  Российской Федерации Д.А. Медведевым  в Послании Федеральному Собранию  Российской федерации 5 ноября 2008 года.

В соответствии с новым  законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя  в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом  представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта.

 

Согласно Закону, новый  порядок формирования Совета Федерации  вступит в силу с 1 января 2011 года. Таким образом, установлен переходный период, в течение которого действующие  члены Совета Федерации доработают свой срок полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

I. Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // «Российская газета», 25 декабря 1993 г., №237

2. Федеральный закон РФ от 5.12.1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»  (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст.4869

3. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»  // Российская газета. 2000.   8 августа

4. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года №1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года №1846  «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году»

II. Литература

6. Бородин А.П. Государственный совет России (1906 – 1917). Киров, 1999. – 368 с.

7. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. // Под ред. С.М. Миронова. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 184 с.: ил.

8. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи 1906-1917. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), М.: 2006. – 357 с.

9. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв.ред. Л.В. Смирнягин. – М.: Институт права и публичной политики, 2003. – 454 с.

10. Юртаева Е.А.  Государственный совет в России (1906 – 1917 гг.). М. 2001. – 210 с.

III. Адреса сайтов в Интернете:

11. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.council.gov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Демин В.А. Верхняя палата Российской империи 1906-1917. М. – 2006,  С. 6

2 Ковалевский М.М. Спасительный тормоз или гибельная запруда? // Вестник Европы. 1914. № 4

3 Труды Государственного совета // Ежегодники газеты «Речь» за 1912-1914 годы. СПБ., б.г.

4 Степанский А.Д. Государственный совет в период революции 1905 – 1907 г.г. Дисс. Кандидата ист. Наук. М. – 1965

Информация о работе Государственный совет