Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 06:41, доклад
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета.
Государственный строй
Киевская Русь не была централизованным
государством. Как и другие государства
периода формирования феодальных отношений,
например, империя Карла Великого в Западной
Европе, Древнерусское государство было
"лоскутным", его населяли разные
племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей
и др. Местные князья обязаны были участвовать
со своей ратью в походах киевских князей,
присутствовали на феодальных съездах,
некоторые из них входили в состав княжеского
совета. Но по мере развития феодальных
отношений, углубления процесса феодализации
связи местных князей с киевским великими
князем все больше ослабевают, возникают
предпосылки для феодальной раздробленности.
Государственное единство Киевской Руси
держалось на системе сюзеренитета-вассалитета.
Вся структура государства покоилась
на лестнице феодальной иерархии. Вассал
зависел от своего сеньора, тот - от более
крупного сеньора или верховного сюзерена.
Вассалы обязаны были помогать своему
сеньору (участвовать в его военных экспедициях
и платить ему дань). В свою очередь сеньор
обязан был обеспечить вассала землей
и защищать его от посягательств соседей
и прочих притеснений. В пределах своих
владений вассал обладал иммунитетом.
Это означало, что в его внутренние дела
не мог вмешиваться никто, в том числе
и сюзерен. Вассалами великого князя были
местные князья, обладавшие такими иммунитетными
правами, как право взимать дань и вершить
суд с получением соответствующих доходов.
Во главе Древнерусского государства
стоял великий князь. Ему принадлежала
верховная законодательная власть. Известны
крупные законы, изданные великими князьями
и носящие их имена: Устав Владимира, Правда
Ярослава и др. Великий князь киевский
сосредоточил в своих руках и исполнительную
власть, будучи главой администрации.
Он возглавлял всю военную организацию
древнерусского государства, лично водил
войско в бой. (Князь Владимир Мономах
вспоминал в конце жизни о своих 83 больших
походах). Внешние функции государства
великие князья выполняли не только силой
оружия, но и дипломатическим путем. Древняя
Русь стояла на европейском уровне дипломатического
искусства. Она заключала различные международные
договоры военного и торгового характера
в устной или письменной форме. Дипломатические
переговоры вели сами князья; они же иногда
возглавляли посольства, направляемые
в другие страны. Выполняли князья и судебные
функции.
Фигура князя возникла в результате эволюции
власти, принадлежавшей племенному вождю,
но князья периода военной демократии
были выборными. Став главой государства,
великий князь передает свою власть по
наследству, по прямой нисходящей линии,
т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были
мужчины, но известно и исключение - княгиня
Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все
же они не могли обойтись без того, чтобы
выслушивать мнения приближенных. Так
сложился совет при князе, юридически
никак не оформленный, но имевший серьезное
влияние на монарха. В совет входили приближенные
великого князя, верхушка его дружины
- княжьи мужи. Иногда в древнерусском
государстве созывались феодальные съезды,
в которых принимали участие крупные феодалы.
Съезды решали междукняжеские споры, некоторые
другие вопросы. В литературе высказывалось
предположение, что на одном из таких съездов
и была принята Правда Ярославичей - важная
составная часть Русской Правды. Существовало
в Древнерусском государстве и вече, выросшее
из древнего народного собрания. Особенно
была высока его активность в Новгороде.
38.Правовые основы проведения
аграрной реформы столыпина
Как и в дореформенные времена, трудно
было отделить государственное имущество
и государеву собственность.
Важным событием в экономической и социальной
жизни страны, в первую очередь деревни,
явилась столыпинская аграрная реформа.
Соответствующие законодательные изменения
происходили не сразу. Указ от 1904 года
еще подтверждает неприкосновенность
общины, но вместе с тем предусматривает
облегчения желающим из неё выйти. В августе
1906 года принимаются указы об увеличении
земельного фонда, находящегося в Крестьянском
Банке, за счет передачи ему казенных и
удельных земель.[4] Наконец, 9 ноября 1906
года выходит Указ «О дополнении некоторых
постановлений действующего закона, касающихся
крестьянского землевладения и землепользования».
Этот Указ был подкреплен двумя законами,
утвержденными Третьей Государственной
Думой: «Об изменении и дополнении некоторых
постановлений о крестьянском землевладении»
и «О землеустройстве» от 14 июня 1910 года
и 29 мая 1911 года соответственно. Первый
закон устанавливал права крестьян на
укрепление и выдел участков общинной
земли, порядок перехода целых обществ
к отрубному владению и право собственности
крестьян на участки надельной земли.
Второй закон определял порядок выдела
земель селениям, выдел земель выселкам
и частям селений, выдел отрубных участков
отдельным членам общества, полное, по
целым обществам разверстание угодий
на отрубные участки, разверстание чрезполосности
надельных земель и порядок других землеустроительных
действий.[5] Аграрные указы и законы, изданные
царским правительством в период 1906-1916
годов, получили название Столыпинской
аграрной реформы по имени председателя
Совета Министров, министра внутренних
дел Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911),
основного инициатора и руководителя
реформы.
Необходимо отметить, что и сам Столыпин,
и правительство хорошо сознавали, что
земельная реформа через Думу в какие
– то приемлемые сроки не пройдет, а то
и вовсе «утонет». Столыпин смог быстро
утвердить у царя Указ о земельной реформе
только благодаря статье 87 Основных законов
Российской империи. Эта статья давала
право правительству в период между Думами
принимать чрезвычайные указы по неотложным
вопросам. Столыпин и воспользовался 87
статьей и утвердил аграрное законодательство
сразу после роспуска первой Думы и до
созыва второй – 9 ноября 1906 года. При этом
он дважды нарушил статью 87. Во–первых,
аграрное законодательство не было чрезвычайным
вопросом. Напротив, это был главный вопрос
России. Во – вторых, двухмесячный срок
не был соблюден. Указ утвердила только
третья Дума, когда прошел год и указ давно
действовал. Таким образом, коренной вопрос
– об аграрной реформе в России – был
решен практически без участия российского
парламента и в обход него. Как и в 1861 году,
бюрократия обошлась без демократических
механизмов.
27. уголовное право и процесс в
18 век.К началу 18 века в Российской
империи практически полностью складывается
абсолютная монархия. Абсолютная монархия
является такой формой правления, когда
монарху юридически принадлежит вся полнота
государственной власти в стране. Его
власть не ограничена каким-либо органом,
он ни перед кем не отвечает и никому в
своей деятельности не подконтролен. Для
возникновения абсолютной монархии необходимо
наличие экономических, социальных и политических
предпосылок.
Для абсолютной монархии характерны: наличие
сильного, разветвленного профессионального
бюрократического аппарата, сильной постоянной
армии, ликвидация сословно-представительных
органов и учреждений. Все эти признаки
были присущи и российскому абсолютизму.
Однако у него были свои существенные
особенности.
Особое положение феодальной аристократии
(боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается,
а затем и ликвидируется. Важным шагом
в этом направлении стал акт об отмене
местничества (1682 г.). Аристократическое
происхождение утрачивает значение при
назначении на руководящие государственные
посты. Его заменяют выслуга, квалификация
и личная преданность государю и системе.
Позже эти принципы будут оформлены в
Табели о рангах (1722 г.).
Однако ни один человек имея даже абсолютную
власть не в состоянии эффективно управлять
таким сложным сообществом каким являлось
государство даже на рубеже 17-18 веков,
тем более таким как Россия, которая достигла
таких территориальных пределов за предшествующие
века, что стала одной из самых больших
и разноплановых по своему составу стран
Европы как по земельным так и по людским
ресурсам.
Именно поэтому правители России 17-18 веков
будучи фактически всесильными на подвластной
территории не только не решались вычеркнуть
из жизни страны Соборное Уложение 1649
г, но и напротив брали его за основу при
дополнении в составлении новых указов
и законов. Целью этих указов являлось,
в первую очередь, приведение к единой
общей основе всех (по возможности) сфер
жизнедеятельности в государстве и, как
следствие, реформам в сфере и политической
и правовой и экономической. Россия же
становясь мировой державой, всё более
нуждалась в таких реформах, поскольку
они также, пусть и через представительных
лиц, доводили волю монарха до дальних
уголков империи. И поскольку собственно
время и формы правления были далеко не
либеральными, да и сами законы менялись
достаточно часто, порой не из необходимости,
а по воле правителя, то и насаждались
они часто жёсткими методами.
В свете вышеизложенного достаточную
важность приобрело уголовное и процессуальное
право.
Основой правовой системы Российской
Империи XVII в, и первой четверти XVIII
в являлось Соборное уложение 1649г. Однако
со временем оно дополнялось новоуказными
статьями XVII в. и многочисленными законами
XVIII в. В связи с накоплением новой нормативно-правовой
базы и необходимостью ее систематизации
Петром I были предприняты попытки создания
нового Уложения.
Первая петровская систематизация уголовно-правовых
норм была произведена в 1715г. при создании
Артикула воинского, который состоял из
24 глав и 209 статей, и был включен в качестве
части второй в Воинский устав. Артикул
воинский представляет собой первый в
русском праве уголовный (военно-уголовный)
кодекс.
Артикул содержал основные принципы уголовной
ответственности, понятия преступления,
вины, цели наказания, необходимой обороны,
крайней необходимости, перечень смягчающих
и отягчающих обстоятельств. Ряд статей
имеют специальные толкования. Толкования
имели силу закона и касались порой весьма
важных вопросов, в них обычно разъяснялся
смысл закона и порядок его применения.
Также источниками уголовного права в
первой четверти XVIII в были различные указы,
манифесты, уставы.
Указы касались важнейших и самых разнообразных
сторон деятельности государства (Указ
о единонаследии от 18 марта 1714 г., Табель
о рангах 1722г., Указ о форме суда от 5 ноября
1723 г.).
Регламенты – это акты, определяющие создание
государственных органов управления,
их состав, порядок деятельности. Например,
Генеральный регламент коллегий от 29 февраля
1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721
г.
Уставы – это сборники законов, объединяющие
норма права, относящиеся к определенной
сфере деятельности государства (Устав
о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве
1781г., Устав благочиния 1782 г.).
Для системы правовых источников в целом
в данный период было характерным очевидное
преобладание законодательной формы над
судебной практикой и, особенно, обычаем.
Основная статья: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года
Первый российский полноценный уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных — был подписан 15 августа 1845 года Николаем I. Основной его особенностью в сравнении с более ранними нормативными актами было выделение общей части как элемента структуры кодифицированного акта[11]. Общая часть уложения закрепляла основные понятия и институты уголовного права: преступления и проступка (ст. 4: «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано»), стадий их совершения, системы и видов наказания, порядка его назначения и отмены[6]. Заслуживает внимания также подробно разработанная система наказаний, включавшая 12 их «родов» и 38 «степеней»[11].
Особенная часть Уложения состояла из 12 разделов, включавших 2224 статьи. Оно предусматривало следующие категории преступлений и проступков: религиозные, государственные, против порядка управления, государственной и общественной службы, постановлений о повинностях, против доходов и имущества казны, общественного благоустройства и благочиния, сословной организации общества, жизни, здоровья, свободы и чести личности, против семьи и собственности.
Уложение 1845 года подвергалось
законодательным изменениям, связанными
с экономическими, политическими
и административно-судебными
Кроме этого, нормы,
предусматривающие уголовную
Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие
анализ петровских реформ, придерживаются
разных взглядов на его личное в
них участие. Одна группа полагает,
что как в составлении
У Петра I поначалу
отсутствовала четкая программа
реформ в сфере государственного
правления. Появление нового государственного
учреждения или изменение административно-
С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»
Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.