Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 06:41, доклад
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета.
Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.
Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.
37.Контрреформы 1880-1890-х годов
В 1871 г. дознание по государственным
преступлениям было официально поручено корпусу
жандармов. Собранные материалы должны
были передаваться министру юстиции, который
мог направить их в судебные инстанции,
а мог принять меры к решению дела в административном
порядке.
В 1872 г. наиболее важные дела по государственным
преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия
Сената с участием сословных представителей.
В 1874 г. из ведения общих судов изымаются
дела о "противозаконных сообществах"
и участии в них, в 1878 г. -
дела о противодействии или сопротивлении
властям и о покушениях на должностных
лиц. Обвиняемые в этих преступлениях
предавались военному суду.
После покушения на императора Александра
II, совершенного народовольцами, усиливается
правительственное наступление на судебную
систему, порожденную реформой. В 1881 г.
было принято специальное "Положение
о мерах к ограждению государственного
порядка и общественного спокойствия",
закрепившее и приведшее в систему все
ранее сделанные изъятия из общего судебного
порядка.
Согласно этому Положению, министру внутренних
дел, генерал-губернатору предоставлялось
право передавать ряд дел на рассмотрение
военных судов для решения по законам
военного времени.
Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты
дела о печати, административные органы
понуждали прокуроров возбуждать дела
против наиболее смелых публицистов и
редакторов. Наступление на гласность
началось задолго до 1881 г. В интересах
конфиденциальности допрос высших должностных
лиц с 1869 г. мог производиться на дому.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать
двери заседаний, объявляя слушающееся
дело "деликатным", "конфиденциальным"
или "секретным".
В 1889г. вступает в действие "Положение о земских
участковых "начальниках"",
разрушившее раздельность судебной и
административной властей. Этим актом
прежде всего был нанесен серьезный удар
по системе мировых судов, их число существенно
сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они
исчезают вовсе.
В уездах вместо мировых судей вводился
институт земских начальников,
наделенных широкими административно-судебными
правами в отношении крестьянского населения.
Они осуществляли контроль над сельскими
и волостными органами самоуправления,
руководили полицией и надзирали за деятельностью
волостных судов. В качестве ценза для
должности земского начальника устанавливались
высшее образование или занятие кандидатом
в течение нескольких лет должности мирового
посредника, мирового судьи, высокий имущественный
ценз и звание потомственного дворянина.
Сословный принцип подбора кадров проявился
здесь со всей откровенностью.
Параллельно с земскими начальниками
в уезде стали действовать уездные члены окружного
суда, рассматривавшие дела, изъятые
у мировых судей, но не перешедшие к земским
начальникам. В городах вместо мировых
судей появились городские судьи, назначаемые
министром юстиции.
Второй инстанцией для всех этих судов
стал уездный съезд, состоявший из уездного
члена окружного суда, одного-двух городских
судей и нескольких земских начальников.
Съезд возглавлялся уездным предводителем
дворянства. Таким образом, большинство
мест в этих органах оказывалось за государственными
должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей
системы судов стали губернские присутствия,
находившиеся под руководством губернатора
и в основном состоявшие из государственных
чиновников. Земские начальники отбирали
кандидатов для волостных судов, осуществляли
ревизии, штрафовали и арестовывали без
особых формальностей волостных судей.
В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских
и уездных земских учреждениях".
Сохранив куриальную систему выборов,
правительство отказалось от принципов
представительства по первой курии: в
нее входили теперь исключительно потомственные
и личные дворяне. Для усиления их роли
в земских органах в дворянской курии
снижался имущественный ценз. Одновременно
с этим ценз значительно увеличивался
во второй (городской) курии. Соответственно
изменялось число выборщиков от этих курий:
от первой оно возрастало, от второй сокращалось.
По отношению к крестьянской курии усиливался
контроль администрации - земских начальников,
губернатора: губернатор по своему усмотрению
назначал гласных в уездное земское собрание.
Закон предоставлял губернатору право
приостанавливать любое постановление
земского собрания, если оно "не соответствовало
общим государственным пользам и нуждам"
либо "нарушало интересы местного населения".