Государство и культура этрусков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения моей темы заключается в том, что многое в их истории, религии, культуре, включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным по сей день.
Цель работы: Изучение истории государства и культуры этрусков.
Задача реферата: Проследить влияние этрусков на мировую культуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и культура этрусков..docx

— 49.09 Кб (Скачать файл)

К самым древним этрусским  гробницам, украшенным фресками, относится  «Грот Кампана», находящийся в  окрестностях древних Вей. Эту могилу VI века до н. э. нашли в 1842 году. Фрески «Грота Кампана», бесспорно, свидетельствуют  о зарождении этрусской стенной  живописи. По ним видно, что художнику  еще было трудно изобразить движение и равномерно распределить детали картины  по всей площади, соблюдая между ними пропорцию. Фрески создают впечатление  скованности. Не исключено, что этому  немало способствовало и влияние  восточного искусства, образы и сюжеты которого фигурируют на фресках. Сказочные  чудовища - сфинксы и хищные звери - изображены рядом со сценой охоты, которая вдохновила художников, оформлявших  другие склепы. Охота, вероятно, играла важную роль в жизни этрусской  аристократии. Более тщательный анализ выявляет не только восточное, но и  критское влияние. Даже этот ранний памятник привлекает яркими красками, типичными  для всех этрусских фресок.

Поистине уникальна стенная  живопись склепов в окрестностях Тарквиний. Здешние находки относятся  к разным периодам. Самые ранние могилы датируются второй половиной VI века до н. э., самые поздние - II веком  до н. э., следовательно они являются свидетелями почти всей истории  взлета и падения этрусского народа. Как и в склепах, находящихся  в других частях Этрурии, стенная  живопись в Тарквиниях должна была создавать иллюзию, что место  вечного отдыха этрусских вельмож - их дом, полный жизни, и что смерть не лишила его обитателей связи с  миром.

К самым ранним склепам, украшенным фресками, относится «Могила с  быками» (вторая половина VI века до н. э.), названная так потому, что на ее стенах дважды изображены быки. Их стилизованные  контуры нанесены простыми, даже грубоватыми  штрихами. Это упрощение не режет  глаз, несмотря на то что художник не сохранил пропорций тела животных, удлинив и сузив его. Смысл  этого изображения до сих пор  неясен. Возможно, этрусский художник находился под влиянием распространенного  в Средиземноморье представления  о быке как о символе плодородия. Если это действительно так, то, видимо, художник хотел противопоставить бренности бытия, о которой не может не думать каждый, кто входит в склеп, идею постоянно обновляющейся жизни.

Из фресок, сохранившихся  в «Могиле с быками», особенно интересна сцена, изображающая последнее  мгновение перед смертью троянского героя Троила, сына царя Приама. Троил  скачет к водоему, чтобы напоить  своего коня, но из засады выглядывает  греческий герой Ахилл. Через  секунду Ахилл выскочит - и Троил  падет на землю мертвым. Рисунок  этих фресок еще не отточен, замысел  и исполнение довольно примитивны. Могучий конь, например, слишком  велик по сравнению с фигурами Троила и Ахилла. Стремление заполнить  пустое место ведет к перенасыщению  росписей второстепенными деталями.

Весь комплекс фресок вызывает мысли о роковой неотвратимости судьбы и внезапности смерти. Она  настигает человека в тот момент, когда он ее меньше всего ждет. Однако герои не умирают. Они гибнут в  бою, покрывая себя славой, благодаря  которой продолжают жить и после  смерти в мыслях и сердцах будущих  поколений. Источником, вдохновившим художника  на создание этих росписей, был хорошо известный этрускам цикл легенд о  Троянской войне.

Сюжетом фресок в тарквинийских  склепах часто служит культовое  чествование мертвого. Одним из наиболее распространенных способов выказать уважение к нему был оргиастический танец  под аккомпанемент музыки, сопровождавшийся обильными трапезами. Пиршества  в честь мертвых, судя по всему, не отличались от радостных празднеств - излюбленного времяпровождения этрусской  аристократии. Фрески с изображением поминального пиршества больше всего  поражают тем, что на них радость  жизни преобладает над страхом  смерти. На картинах участники празднеств, среди которых, как правило, изображен  и умерший, живут только данным мгновением.

Подобной тематике посвящена  и живопись «Склепа со львицами», относящегося к концу VI века до н. э., и других знаменитых могил Тарквиний, например, «Склепа с леопардами» (середина V века до н. э.), «Склепа с  триклинием» (вторая половина V века). По сравнению с грубоватыми росписями  из «Могилы с быками» в склепах  «С леопардами» и «С триклинием»  более утонченные и отшлифованные  изображения. Все же и они еще  сохраняют известную простоту, придающую  им одновременно жизненность и утонченность. Греческая живопись того времени, бесспорно, оказала влияние и на художественную выразительность этрусских фресок.

Сюжеты стенной росписи  в тарквинийских склепах не ограничиваются, однако, поминальными трапезами. Фрески «Могилы авгуров» и «Могилы охоты  и рыбной ловли» воспроизводят две  различные стороны жизни этрусков. Над идиллической сценой рыбной ловли  художник изобразил поминки. Супружескую  чету окружает прислуга. Музыканты  услаждают слух пирующих, раб черпает  для них вино из большой амфоры. Картины «Могилы охоты и рыбной ловли» озарены заходящим солнцем.

В то же время на стенах гробниц  встречаются изображения другого  рода, особенно в период упадка могущества этрусков. Идиллическое видение загробного мира уступает место мрачным представлениям о демонических силах, господствующих над судьбой человека, который  после смерти становится беспомощной  игрушкой в их руках. Изменяется характер традиционного сюжета поминальной  трапезы - меланхоличен образ пирующих, как бы замкнувшихся в себе. Всей картине недостает жизнерадостности, которая раньше роднила мертвых  с живыми.

В стенной живописи склепов  отражается сущность философии этрусков, на которую сильное влияние оказал весь ход развития их истории. Первоначальное представление о том, что со смертью  не кончается радость жизни, сменяется  прямо противоположным убеждением и примирением с этим грустным фактом.

Покорность судьбе - такова идея поздней этрусской фрески в  одной из могил в Вульчи, названной  по имени ее открывателя «Склепом Франсуа». Тема смерти здесь трактуется, как в тарквинийском «Склепе  с быками», в связи с троянским  мифологическим циклом. В центре фрески изображен Ахилл, который умерщвляет пленного врага, принося его в  жертву душе своего друга Патрокла, убитого троянцами. За действиями Ахилла следят Харун с молотком в руках  и крылатый демон Ласа. Ни тот, ни другой не останавливают Ахилла, хотя взгляд Харуна выражает сочувствие несчастному, обреченному на смерть. Ведь неумолимой судьбы не избежать - живет лишь тот, кому суждено, а тот, кому предначертано  закончить свой жизненный путь, неизбежно  умрет. Покорность судьбе, которую символизируют  собой фигуры, наблюдающие за жестокими  действиями Ахилла, - таков логический вывод из этой сцены.

Этрусская живопись относится  к наиболее замечательным сторонам этрусского искусства. Художники, украшавшие стены склепов, умели передавать свои замыслы с особым лаконизмом и простотой. Их произведения поражают также цветовыми контрастами. Наше восхищение их мастерством увеличивается  при мысли, что они вынуждены  были творить при слабом искусственном  свете, в полутьме могил.

Большинству этрусских живописцев присуще умение изобразить героев в  движении или за мгновение до его  начала. Танцовщицы, схваченные в момент резкого поворота, кажется, вот-вот  закончат пируэт, при исполнении которого они застыли, повинуясь волшебной  кисти художника. Противники на стене  «Склепа авгуров» в следующую  секунду бросятся друг на друга… Реализм  изображения порождает даже звуковую иллюзию: нам кажется, что с фрески «Склепа охоты и рыбной ловли» доносится шум птичьих крыльев  или звук музыкального инструмента, сопровождающего хоровод. Только люди на картинах безмолвствуют, ни одна сцена  не оставляет впечатления беседы. Гордое молчание персонажей надгробных фресок лишь усиливает впечатление  монументальности.

Желание отобразить динамику движения заставляло этрусских художников воспроизводить не только отдельные  самостоятельные сцены, но и целый  комплекс событий. Одно событие они  делили на несколько картин, сюжетно  связанных между собой. Так возник своеобразный стиль изображения  сцен, последовательно ведущих рассказ. Этот стиль - вклад этрусков в развитие творческого художественного метода.4

2.3Скульптура

Стремление к реалистическому  изображению действительности нашло  выражение не только в этрусской  живописи, но и в скульптурных произведениях. Среди наиболее типичных творений подобного  рода особенно интересны изображения  людей. И в этом случае художественное творчество было неразрывно связано  с погребальными обрядами. Ведь скульптуры чаще всего украшают урны и саркофаги.

Этруски издавна стремились подчеркнуть индивидуальность человека. Замечательные изделия этрусских  мастеров, так называемые антропоморфные канопы, в большом количестве найдены  в окрестностях древнего Клузия (некоторые  из них относятся к VII веку до н. э.). Это овальные урны, стилизованные под человеческое тело, с ручками в виде человеческих рук. Урна закрывалась крышкой с изображением головы умершего.

При изготовлении крышек проявилось умение этрусков передать портретное сходство. Отдельные изделия отличаются друг от друга не меньше, чем сами люди при жизни, но выражение их лиц  говорит о том, что они смотрят  на нас не из мира живых. Эти портреты напоминают посмертные маски, снимавшиеся, как правило, с лиц зажиточных этрусков.

Скульптурные изображения  умерших и в более поздний  период украшали урны и саркофаги. На плитах, закрывающих саркофаг, и  на крышках урн возлежали фигуры мужчин, женщин и даже супружеские  пары.

Эти произведения часто называют вершиной портретного искусства  этрусков. Создателей саркофагов обвиняют в том, что, стараясь подчеркнуть  особенности модели, они впадали  в грубый реализм и даже натурализм. Действительно, этрусским скульпторам  нельзя отказать в желании точно  отобразить действительность в любом  ее виде. В некоторых случаях скульпторы подчеркивали индивидуальные черты  лица еще и тем, что голову изображали непропорционально большой по сравнению  с телом. Показывая стариков, этруски  не скрывали морщин, толстяки не становились  на их скульптурных портретах стройнее. Наоборот, складывается впечатление, что  создатели этих уникальных произведений искусства несколько шаржировали, подчеркивая неправильность в лицах  изображаемых.

В этом, вероятно, секрет своеобразия  этрусских надгробных скульптур  и производимого ими впечатления. Они, бесспорно, представляют собой  значительное явление в этрусском  искусстве. Те черты их произведений, которые сегодня представляются нам крайним проявлением реализма, близки к традициям народного  изобразительного творчества, еще не поднявшегося до осмысления реалистического  портрета, характерного для классического  греческого и римского искусства.

Лишь под влиянием эллинистического искусства индивидуальные черты  этрусских портретов стали менее  резкими, хотя скульптуры сохранили  свое характерное выражение.

Этрусские скульпторы создали  выдающиеся произведения, совершенство которых не может не вызывать восхищения. Самое знаменитое из них - статуя Аполлона, найденная в Вейях вместе с обломками скульптуры бога Меркурия.

Аполлон и Меркурий из Вей, созданные около 500 года до н. э., являются шедеврами этрусского изобразительного искусства. Они изваяны замечательным  мастером, имя которого случайно сохранилось: Вулка прославился терракотовыми  скульптурами, предназначавшимися как  для Вей, так и для Рима, которым  тогда правили этрусские цари.

Оба эти памятника раскопал в 1916 году итальянский археолог Джилиоли. Они были частью оформления храма  Аполлона, являясь персонажами сцен борьбы Аполлона с Геркулесом за лань. От всей сцены остались лишь обломки, но ученым удалось реконструировать ее. Статую Аполлона, к счастью, время  почти не тронуло. В ней мы можем  наблюдать черты, типичные для этрусской  скульптуры конца VI века до н. э., - характерное  выражение лица, реалистическое отображение  пропорций тела, легкость, с которой  ваятель передал движение. По сравнению  с возвышенно-спокойными образами древнегреческой  архаики бог света этрусского скульптора поражает динамичностью  и экспрессией. Широкий шаг, подавшееся вперед туловище и решительно устремленный перед собой взгляд исполнены  большой эмоциональной силы, выраженной движением огромной фигуры, напряженными чертами лица. Широкие складки  одежды Аполлона ниспадают почти  параллельно. Так же однообразно  изгибающимися прядями показана его прическа. Лишь свободно лежащие  на плечах и спускающиеся на спину, заплетенные в косички волосы смягчают резкость этих повторов. Поверхность  глины покрыта слоем сохранившейся  красной краски. Миндалевидные очертания  глаз и архаическая улыбка напоминают греко-малоазийские произведения. Однако резкость черт лица и уверенность  взгляда, характерные для этрусков, не свойственны эллинским образам. Благодаря этому мы вправе назвать  статую Аполлона уникальным памятником этрусского искусства.

Этрусские скульпторы всегда стремились выразить сущность того или  иного божества. На лице Меркурия, голова которого сохранилась от статуи, украшавшей тот же храм в Вейях, мастер показал  хитроватую улыбку, выявив значение бога с большой определенностью. Склонность этрусков к конкретному мышлению, к точности и четкости воспроизведения  в художественных памятниках черт характера  сказались уже в конце VI века до н. э. Эти воспринятые римскими ваятелями  качества найдут впоследствии блистательное  воплощение в их многочисленных скульптурных портретах.

Информация о работе Государство и культура этрусков