Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:13, контрольная работа
Важнейшая особенность греческой мифологии - относительно меньший удельный вес культовых и космотеогонических мифов. Отрыв от культа способствует развитию сказочных мотивов и стиранию грани между способами обрисовки богов и героев. Поэтому греческую мифологию втянуты многочисленные исторические предания и сказки, судьбы богов. Греческой мифологии свойствен антропоцентризм: главное внимание приковано к человеческим судьбам. Боги в греческих мифах предельно отдалены от природных явлений, и ассоциируются, и рядом с прямыми олицетворениями сил природы (ночи, солнца, мрака, зари и т.п.), и с играющими самостоятельные роли, здесь фигурируют боги, для которых моделирование конкретных природных явлений составляет лишь одни из многочисленных аспектов образа.
1 Введение………………………………………………………………………………………………………..3
2 Образование Мифа……………………………………………………………………………………….4
3 Доклассический период……………………………………………………………………………….6
4 Классический период……………………………………………………………………………………10
5 Миф и религия……………………………………………………………………………………………….15
6 Заключение……………………………………………………………………………………………………18
7 Список Литературы……………………………………………………………………………………….19
Лесной Пан не только наводит ужас, но и охраняет стада, играя на свирели. Загадочная в своем уединении Мать зверей, их кормилица, обитает в горных пещерах. Человеческое естество проскальзывает среди звериной сущности архаики, скорее всего, начало женское и чаще всего в змеином обличьи или в виде кровожадного хищника. Первые люди как бы вырастают из природы, они не то фитоморфны, не то зооморфны, наподобие растений и животных, сопряженных с человеческими членами. И происходят они иной раз прямо из земли. Известен миф о том, как из попавших в землю зубов погибшего дракона, появились на свет в полном вооружении люди, немедленно истребившие друг друга, так что осталось их всего пять. Их так и прозвали -- спарты, то есть « постоянные». Они и дали начало лучшим фиванским семьям. У знаменитого трагика Эсхила в его « Прометее прикованном» рассказывается история жалкого существования первых людей, живших в темных пещерах, не знавших огня, бессмысленно влачивших подобие жизни.
Судя по древнейшим мифам, первые люди были столь же дикими, как сама природа, и наделены звериной силой. Некоторым воспоминанием о них являются мифы о кентаврах, обитателях гор и лесов. Они вечно воюют со своими соседями - лапифами, похищая для себя жен из этого племени. А жизнь все более и более усложнялась. Постепенно уходила в прошлое материнская община, уступая место новым родовым отношениям. История мифа оказывается, таким образом интереснейшей историей родового общества, и недаром его истокам, а именно материнской общине и ее пережиткам в мифологическом развитии, бала посвящена знаменитая книга Баховена, под названием « Материнское право».
О былом величии и главенстве женского начала говорят, например, такие образы как Гера, Афина и Лето. Гера супруга Зевса находится в постоянной оппозиции к своему могущественному супругу. Она вдохновляет и подбивает на сопротивление Зевсу его брата Посейдона, способствует успешным военным действиям ахейцев, усыпляя с помощью бога Сна своего мужа. Афина Паллада - богиня - воительница. Именно она вдохновляет героев на подвиги. Ум и воинственность слиты в ее образе. Что касается богини Лето, то имя указывает на «жену», «мать». Как мать близнецов Аполлона и Артемиды, она прославляется во всех мифах. Женщина - мать играет столь важную роль в мифах, что некоторые боги называются постоянно по имени матери, родившей и воспитавшей их. Так Аполлон - Летоидом, т.е. происходящим от Лето, сыном Лето, как будто у него нет отца, великого Зевса. Несомненным пережитком былого величия женщины, главы и защитницы рода, являются также мифы об амазонках. Это женщины воительницы, ведущие свое происхождение от самого бога войны Ареса. В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, держащих в плену Героев, так же сказывается воспоминание о давнем беспрекословном подчинении женщине, воздействующей на мужчин некой таинственной властью. Такова, например, история о волшебнице Кирке, дочери солнца - Гелиоса, превратившей спутников Одиссея в зверей благодаря магическим заклятиям. В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, держащих в плену героев и завораживающих их, также сказывается воспоминание о давнем беспрекословном подчинении женщине, воздействующих на мужчин некой таинственной властью. Такова, например, история о волшебнице Кирке, дочери Солнца -- Гелиоса, превратившей спутников Одиссея в зверей, благодаря магическим заклятиям. Одним из известнейших женских образов архаики, глубоко укоренившихся и в поздней мифологической системе, оказался образ Великой матери богов, почитавшийся под многими именами (Кибела, Кивева, Индейская мать ) и отождествлявшейся с титанидой Реей. Великая мать требует себе беспрекословного подчинения, а отсюда и полного отречения мужчины от жизненных благ, любви к женщинам, к семье, то есть, строго аскетического поведения. Посвященные в таинства Кивевы уходят из мира, предавая себя в руки мрачной и страшной богини, оскопляют себя, чтобы не иметь потомства, служа одной великой владычице. На исходе хронической доолимпийской мифологии, когда представление о бессмертной божественной стиле достаточно укрепилось и когда безудержное плодородие земли самоограничилось, а стихийность и бесформенность божественного образа были осознаны как уродливое несовершенство, начали назревать новые тенденции, укреплявшие антропоморфизм нового потомства матери -Земли. Процесс порождения богов все еще продолжался, но он вступал в свой заключительный период, переходя к относительной стабильности. Зевс, его братья и сестры достигли высшей степени антропоморфизма, на который было способно греческое мифомышление патриархата, проходящего на смену материнской общине. Для укрепления патриархальной ступени общинно-родового строя имело значение первое разделение труда ( скотоводство отделилось от земледелия ), способствующее более интенсивному развитию производительных сил, что в свою очередь вызвало к жизни новые производственные отношения и новую основу для поддержания отцовской власти. Женщина -- мать, кормилица, воспитательница и защитница рода -- уже не имела возможности в одном своем лице управлять сообществом родичей и обеспечивать ему пропитание и безопасность. Община в создавшихся новых условиях могла выжить и не потерять независимости только при упорядоченной организации всего хозяйства и семейных отношений. Разделение труда повлекло за собой и разделений функций в родовом коллективе. Женщина осталась все той же продолжательницей рода, выкармливающей и растящей детей, но ее деятельность ограничилась теперь хозяйственными работами, необходимыми для семьи, сохранением домашнего очага и целостности брака. Добытчиком средств к существованию и защитником от врагов, устроителем мирной жизни и предводителем в военных набегах стал мужчина, отец, вождь, глава рода, который подает мудрые советы и предводительствует в бою, то есть тот, кто в греческой мифологии неизменно именуется героем. Этот переход к героической мифологии патриархального рода происходит в Древней Греции в конце 3 тысячелетия, чтобы потом пережить свое наивысшее развитие и завершенность уже во во 2 тысячелетии, совпадая в историческом плане с эпохой крито-микенского могущества.
Классическая мифология именуется мифологией эпохи патриархата. Она противоположна архаике с ее зооморфными, фитомофными формами. В классической мифологии антропоморфизм основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности, являющейся предпосылкой прекрасного тела и духа, свойственного героическому человеку. Отсюда олимпийская мифология именуется не только антропоморфной, но и героической. Именно поэтому боги и герои олимпийской мифологии, борются тератоморфным и стихийным миром, побеждая чудовищ и устанавливая новые, прекрасные в основе закономерности жизни. Классическая мифология во всех отношениях является антиподом архаики. Но это еще не значит, что древность ушла в небытие со всеми своими страхами, ужасами и своей таинственной связью с матерью - Землей. Прекрасные и величественные боги Олимпа, прекрасные и мощные герои, дети и потомки богов, сами, зачастую, против своей воли, скрывают в себе нечто страшное, грубое, несправедливое, злое. Но эти тайники героической души зависят от кровной ее связи с темной архаикой, которую герой преодолевает всю жизнь и даже искупает своими страданиями и смертью. Учитывая всю сложность классического периода мифологии, пути исторического изучения мифа продемонстрируют нам полную обоснованность и закономерность всех компонентов единого мифологического комплекса, в котором старое и новое создают неповторимую целостность, обеспечивая античной мифологической традиции необыкновенную устойчивость и систематичность. Классическая мифология именуется мифологией эпохи патриархата.
Обратимся теперь к той борьбе, которую пришлось вести Зевсу за утверждение своего владычества над салами земли. Зевс освободил Сторуких некогда ввергнутых в оковы и скрытых Ураном глубоко под землей на краю света.
Ко времени освобождения Сторуких распря между титанами во главе с Кроносом и его детьми во главе с Зевсом оказалась в разгаре. Отец людей и богов, как обычно именовали Зевса Гомер и Гесиод, призвал Сторуких помочь своему освободителю в борьбе с титанами. Побежденные титаны были закованы в узы и брошены в глубочайшие недра земли, в тот самый Тартар, который оказался возмездием и вместилищем свергнутых богов, их вечной тюрьмой. Когда Зевс укрепился, породил мощных детей, богов и героев, им всем пришлось сразиться с гигантами. Гиганты, в отличии от титанов, были смертны и только особая волшебная трава могла сохранить им жизнь. Но Зевс опередил Гею, сам срезал траву, послав на землю мрак, призвав на помощь братьев и сына Геракла -жестоко наказал врагов. Наконец, три брата Зевс, Посейдон и Аид -- поделили между собой мир, бросив жребий. Зевсу досталось небо, Посейдону -море, Аиду - царство мертвых. Олимп и земля должны стать общим владением всех братьев. Но в действительности Зевс оказался верховным владыкой. Судя по эпитетам Зевса он, видимо, некогда объединял в себе функции жизни и смерти, обладая и землей и подземным миром. Герои еще не появились на свет, ибо они произойдут от браков богов и смертных людей. А пока Олимпийцы застали на земле какие -то жалкие подобия человека, тех, кто попал в этот новый мир из давней архаики, где кратковечные существа со слабыми начатками осмысленной жизни ютились под землей в страхе перед звериной силой владычицы - природы. Эсхил нарисовал выразительную картину копошащихся во тьме, не различающих дня и ночи. Видимо, в античной мифологической традиции несовершенство первых людей связано с тем, что они обязаны своим появлением Прометею, давнему сопернику Зевса по благодетельным для человечества функциям. Судя по Эсхилу, ущербность и ничтожество первых людей настолько досаждали Зевсу, что он задумал их погубить, лелея насадить, как говорится у Эсхила в « Прометее прикованном», новый человеческий род. Здесь используется представление, прекрасно знакомое в архаической мифологии -- люди вырастают наподобие деревьев, а может они и сами древовидны, и потому жизнь их смутна, инстинктивна и проходит как в некой дреме. (Блатавская Т.В Греческое общество второго тысячилетия до н.э. и его культура М., 1976 стр. 69-78)
Их легко уничтожить, так же как вырубить деревья. Но для божества не стоит труда еще раз насадить новый род, более совершенный и жизнеспособный. Эсхиловский Зевс замыслил погубить людей с такой легкостью именно потому, что они ничем не чем не отличались от вечно рождающейся и вечно умирающей природной материи. Но вмешательство Прометея изменило все планы Зевса. Прометей пробрался в кузницу Гефеста и вынес от туда в полом стволе тростника искру огня, передав ее людям. Прометей как бы искупил глупость своего недалекого брата Эпиметея, виновного в беззащитности людей, истратившего на животных все дары и не позаботившегося о людях. Прометей на делил людей разумом, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, считать, писать, читать. Он внес упорядоченность в их жизнь, научил их различать времена года. И, что самое главное, обучил приносить богам жертвы, совершать разного рода гадания.
Можно с полным правом сказать, что ( все искусства у людей от Прометея ). Все это повлекло за собой в дальнейшем выделение особой категории жрецов, возносителей молитв, толкователей воли богов и исполнителей божественных решений. Есть еще один дар Прометея, о котором почти забыли, но без которого человечество вряд ли смогло бы развиваться. Он вселил в людей ( слепые надежды ) и вложил в них тем самым стремление к постоянной деятельности, научил их мечтать. Поскольку за Прометеем числился первый обман -похищение огня, то Зевс покарал его, предписав Гефесту приковать его к скалам Кавказа цепями с помощью Власти и Силы, Зевсовых прислужников.
Не забудем, что Прометей, несмотря на безвыходное положение, был тоже вооружен против Зевса, храня в сердце тайну о будущей судьбе последнего. Поэтому Зевс старался уговорить Прометея выдать ему тайну в обмен на свободу, но Прометей был непреклонен, несмотря на все уговоры. Ему оставалось в громах и молниях разгневанного Зевса быть низвергнутым в недра земли, чтобы потом снова появиться на свет, уже на новые муки.
Ежедневно прилетавший к скале Прометея орел выклевывал в течении десяти тысячи лет его печень, выраставшую заново каждую ночь. А так как он бессмертный бог, Прометей мог только мучиться, не достигая желанной ему смерти. Прометей дождется своего освобождения именно в эти героические времена, хотя, к его досаде, опять таки по воле Зевса. По решению Зевса Гефест, смешав землю с водой, вылепил подобие женщины как бы в насмешку над Прометеем, создавшим когда то людей то же из смеси земли и воды. Остальные боги всемерно украсили это искусное произведение рук Гефеста. Пандора, ставшая супругой Эпимитея, оказазалась на самом деле виновницей бед, обрушившихся на человека. Любопытная Пандора открыла сосуд, переданный ей богами, и оттуда разошлись по миру беды, болезни и страдания. Более того, по воле Зевса, она захлопнула крышку сосуда, оставив там Надежду.
Оказалось, что люди лишились даже надежды на спасение от тысячи бедствий, которые от ныне переполнили их жизнь. В истории Пандоры греческое мифомышление не только осудило злую природу былой женской власти, не только представило женщину источником зла и соблазнов, но впервые показало несоответствие между внешней красотой тела и внутреннем безобразием души. Первой супругой Зевса стала Метида (мысль). Однако, зная какая сила таится в мудрости и как женщина может обратить ее во зло, то отправил ее в свое чрево и, таким образом, один стал владеть преизбытком разума, что для мифологии патриархата составляет абсолютную необходимость.
Вторая супруга Зевса - Фемида (установлении, нечто законное) в ряде мифов отождествляется с Землей, считаясь матерью Прометея. Зевс благодаря союзу с Фемидой сосредоточил в своих руках правосудие, идею справедливости, добросовестное исполнение законов и мирную жизнь в пределах неба и земли. Наконец Зевс вступает в третий брак со своей родной сестрой Герой, которая зорко следит за верностью мужчины и правильностью отношений родителей и детей. Таким образом, и незаконные связи Зевса, и преследования Геры не только не помешали появиться на свет знаменитым потомкам Зевса, без которых была бы немыслима вся мифология героизма, но даже способствовали в конечном счете укреплению героического мира прославлению богов, объединяя в одно целое Олимп и землю. Зевс и его дети невольно оказались связанными кровными и родственными узами с поколением героев, о которых речь пойдет дальше,и тем самым даже Олимп как божественная твердыня станет в конце концов доступным для самых достойных и прославленных из них. Чудесное рождение Афины послужило поводом для появления на свет Гефеста тоже не менее удивительным путем, и тут уже без участия отца.
Печальное его рождение и попытка Геры отделаться от него, сбросив с Олимпа, только усугубило его хромоту, и породили его вражду к матери. Любопытно тем не менее, что ненавистный матери сын защищает ее перед Зевсом, за что терпит наказание, будучи вторично сброшен с Олимпа, но уже отцом. В отличии от Гесиода, Гомер считает Гефеста законным сыном Зевса и Геры, а такое олимпийское происхождение преобразует древнего повелителя огня в благодетельное божество, отдающее огонь на пользу богам и людям. В олимпийской мифологии образ некрасивого, но умного и доброго бога, страдающего от распрей отца и матери, сознающего материнское несовершенство и жестокость отца, жалеющего чужих матерей и чужих сыновей. Классическая мифология в лице Гефеста обретает бога-помощника, наделенного сострадательным нравом, почему он и станет особенно близок людям. Несмотря на то, что в классической мифологии устанавливается традиционная картина мира Олимпийских богов, с ней не все обстоит так уж просто и безоговорочно. Принятое в изложениях мифологии представление о двенадцати Олимпийских богах тоже соблюдается достаточно условно.
Зевс и Гера -- верховные владыки Олимпа. Афина и Аполлон славятся мудростью. Деметра -- покровительница земледелия. Артемида -- охотница. Афродита -- богиня любви и красоты, Арес -- божество необузданной войны. Гефест -- основатель кузнечного дела и ремесел. Гермес -помощник в предприятиях человека ( торговле, скотоводстве, искусстве, путешествиях ). Гестия -- хранительница домашнего очага. Дионис -- божество виноделия и вообще плодородия. Однако Посейдон с гораздо большим основанием, чем Дионис, претендует на включение его в число двенадцати богов, хотя он владыка вод и обитает в морской глубине, а не на Олимпе. Диониса же, как сына Зевса и смертной женщины, попавшего на Олимп после своего обожествления, следовало бы исключить из этого числа. Аид хотя и царь мертвых, но он родной брат Зевса и принадлежит вместе с ним к третьему поколению богов. Значит, Аид тоже имеет основание быть в числе двенадцати Олимпийцев. Таким образом, на двенадцатое место существует три претендента и говорить о незыблемости данной канонической картины очень трудно.
На примере мифологических персонажей особенно заметно, как Зевс стремится приумножить свою власть с помощью былых архаических сил. В разгар титаномахии Стикс (страшное божество одноименной реки в царстве мертвых ) поспешила стать на сторону Зевса, прейдя к нему на помощь вместе со своими детьми. Геката -- дочь Перса и Астерии, богиня мрака, ночных видений и чародейства, с помощью которых можно вызывать мертвецов. Однако она особенно дорога Зевсу. Она убила гиганта Клития и честно сражалась с чудовищными сыновьями Геи. Устроение Олимпа оказалось делом достаточно сложным и трудным. Надо было не только победить и наказать соперников, но и ублажить прежних богов, своих союзников, и следить за родичами, тоже мечтающими о власти. Зевсу пришлось пережить серьезное испытание, когда против него назрел заговор, в котором по Гомеру, участвовали Гера, Посейдон и Афина Паллада. Заговорщикам, как бы неожиданно помешала скромная богиня Фетида, дочь Нерея, морского старца, и океаниды Дориды, всего лишь одна из пятидесяти сестер -нереид. Герой в древнегреческой мифологии - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. История героизма, как известно, относится к классическому или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии ( 2 тыс. до н.э., расцвет -середина 2 тыс.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей. Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон. Поэтому он разделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например Геракла преследует Гера, и зависит от слабого ничтожного человека, через которого действует враждебное божество.
Информация о работе Греческие мифологические традиции Северного Причерноморья